Прокуратура нашла новый способ блокирования интернет-магазинов
Игорь Бахарев
Роскомнадзор внес в черный список онлайн-сервис для заказа товаров из Китая Kupinatao. Как сообщает
В этом деле используется новое, доселе не испробованное при закрытии интернет-магазинов трактование закона.
Представители прокуратуры обнаружили на Kupinatao спортивную обувь Adidas. Прокурор Инзенского района Александр Грунёв заявил, что в ведомстве "сочли продукцию контрафактной", так как на сайте они не нашли сведений о соглашении с правообладателем об использовании товарного знака, что является нарушением закона. А, соответственно, и информация о торговой марке используется для совершения правонарушения и должна считаться запрещенной.
Прокуратура сослалась на статью 9 федерального закона № 149, предусматривающую возможность ограничения доступа к информации в целях "защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Суд согласился с доводами прокуратуры и признал запрещенной информацию, размещенную на площадке. Решение было передано в Роскомнадзор для внесения сайта в реестр запрещенных, однако сайт был внесен в черный список, но не заблокирован. В ведомстве отметили, что с 19 октября проводят "повторный контроль сайта на предмет недоступности информации".
Представители Kupinatao заявили, что не получали от прокуратуры ни предупреждений, ни исков, ни копий судебного решения – лишь требование об исполнении решения суда. "Теперь мы планируем ходатайствовать о привлечении представителей наших китайских партнеров для участия в деле по рассмотрению апелляционной жалобы на решение Инзенского районного суда в качестве заинтересованного лица", – заявил один из совладельцев проекта Сергей Синюгин.
Выдача товаров Аdidas была удалена с сайта, при этом
Управляющий партнёр Группы юридических и аудиторских компаний "СБП" Кира Гин-Барисявичене рассказала E-pepper.ru, что подобные дела возбуждаются, как правило, с подачи правообладателя, чего в данном случае не было. "В данном случае это должна быть компания Adidas. Кроме того, чтобы признать нарушение интеллектуального права, необходимо было бы доказать, что обувь действительно является поддельной, – заявила она. Однако в данном случае суду этого не потребовалось.
Юрист считает, что в этой ситуации китайским магазинам бояться нечего, так как в данном случае от блокировки сайта пострадают российские заказчики. "А вот российские магазины, которые по мнению прокуратуры и суда будут являться распространителями контрафакта, могут быть привлечены к гражданско-правовой (имущественной), уголовной или административной ответственности. В частности, контрафакт изымут и уничтожат за счет правонарушителя. По выбору правообладателя распространитель контрафакта либо возместит ему убытки, либо выплатит компенсацию в сумме от 10 тыс. до 5 млн руб. Также предусмотрена административная ответственность за неправомерное использование товарного знака, которая предусматривает штрафы, в случае серьезного ущерба суд может назначить даже обязательные или исправительные работы, либо лишение свободы до 2 лет", – заключает Гин-Барисявичене.
"Решение основано на том, что товар является контрафактным. Мы торгуем оригинальным товаром. Разрешение правообладателя у нас есть. При продаже товаров действует статья 1487 Гражданского кодекса РФ (исчерпание прав на товарный знак)", – прокомментировали нам представители российского онлайн-ритейлера Aizel.ru, в котором также торгуют обувью Adidas.
Ранее Роскомнадзор внес в реестр запрещенных сайтов интернет-магазин кроссовок MyKrosovki, а также онлайн-площадку TimesVip, специализирующуюся на продаже часов. Сайты были заблокированы за продажу контрафактной продукции.
Для борьбы с онлайн-магазинами, торгующих подделками, российские ритейлеры предложили во внесудебном порядке блокировать такие площадки без решения суда. Для борьбы с подделками хотят создать саморегулируемую организацию, которая будет рассматривать жалобы на онлайн-магазины.
На сегодняшний день проблема подделок наиболее распространена в Китае. В мае Китайская государственная администрация по делам промышленности и торговли запустила кампанию, направленную на очистку рынка электронной коммерции от поддельных товаров и мошенников.
Китайские ритейлеры также регулярно вкладывают средства в борьбу с подделками. В марте основатель Alibaba Group Джек Ма рассказал о намерении принять в штат 300 специалистов для того, чтобы решить проблему с контрафактным товаром. В 2015 году ритейлер рассказал, что за два года выделил на решение данной проблемы 1 млрд юаней.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте