Приток потенциальных покупателей завершен?
Игорь Бахарев
По подсчетам аналитической компании GFK, количество интернет-пользователей в России в 2016 году не изменилось. Аудитория Рунета сохранилась на уровне 2015 года, составив около 84 млн человек. Согласно результатам отчета, в России интернетом пользуются 70,4% населения в возрасте от 16 лет. До 2016 года аудитория Сети активно увеличивалась: в GFK отмечают, что одним из стимулов роста в конце 2014 года и в 2015 году стал спрос на бытовую технику и электронику.
Мы расспросили экспертов рынка, чтобы понять, стоит ли переживать по поводу выводов GFK и что теперь будет с российским eCommerce.
Экс-глава "Яндекс.Маркета" Павел Алёшин считает, что последние иллюзии простого роста за счет привлечения новой аудитории в свой магазин окончательно развеяны. "Это значит, что теперь борьба будет не за привлечение новой аудитории с просторов интернета, а за удержание своих покупателей и получение "чужих" покупателей, маркетинг в технологиях будет сдвигаться в сторону каналов реактивации – email-рассылки, push-уведомления и бог знает чего еще. И неизбежно будет усиливаться борьба за покупателя качеством сервиса – от вежливости сотрудников до сроков и стоимости и способов доставки", – добавил он.
Еще один экс-глава «Яндекс.Маркета», ныне руководитель продукта «Вторичная недвижимость» в ЦИАН Алексей Авдей напоминает, что проникновение электронной торговли в России до сих пор является низким по сравнению с развитыми странами, поэтому еще есть большой запас пользователей, которые приходят в интернет-магазин, но ничего не покупают. "Участникам рынка нужно больше фокусироваться на конверсию в покупку, привлечение с помощью ретаргетинга тех, кто зашел и ничего не купил. А также начать работу с бывшими покупателями для повторной покупки. В целом по рынку работа с возвратом покупателей находится на низком уровне", – считает Авдей.
Партнер Data Insight Федор Вирин предрекает замедление, с некоторым гэпом, роста рынка eCommerce. Его партнер Борис Овчинников с этим не согласен. "Рынок eCommerce рос не за счет того, что в онлайн выходили новые пользователи, а за счет того, что за первые несколько лет в онлайне они накапливали опыт и интерес, которые со временем побуждали их начать пользоваться интернетом также и для покупок", - говорит он. Эксперт напоминает, что средний интервал между выходом в Сеть и началом онлайн-покупок - примерно года три. Общее замедление роста интернет-аудитории - это реальность уже последних лет 3-5, однако рынок eCommerce все в меньшей степени растет за счет увеличения количества покупателей и во все большей степени - за счет роста частоты онлайн-покупок, говорит он.
Эксперт ФРИИ, заместитель директора по развитию в Бизнес-инкубаторе НИУ ВШЭ Даниил Ханин полагает, что теперь рост числа покупателей в ИМ будет обеспечиваться за счет качества. "Скажем, если покупателями будут только 20% пользователей, то мы получаем предел рынка для eCommerce, а значит рост будет только за счет качественного изменения магазинов и всей отрасли, что требует затрат", – пояснил эксперт.
Директор по eСommerce "Связного" Сергей Колесняк думает, что приостановка роста интернет-аудитории в рамках одного года вряд ли значительно повлияет на сегмент электронной торговли в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе. "Увеличение количества интернет-пользователей не означает автоматического прироста аудитории клиентов, совершающих покупки в онлайн-канале. Должно пройти какое-то время, чтобы новый пользователь «привык» к другой среде и перестал воспринимать Сеть только как канал получения информации", - говорит он.
По оценкам "Связного", количество российских онлайн-покупателей составляет чуть больше половины интернет-пользователей в стране. "То есть перспективы для роста сегмента e-commerce по-прежнему велики. Мы ожидаем, что в 2017 году число людей, которые пользуются интернетом, как каналом совершения покупки, вырастет", - заключает Колесняк.
В том, что аудитория рунета перестала прирастать, нет ничего необычного, поскольку уровень проникновения интернета в России уже насыщен, рост просто не мог быть бесконечным, говорит генеральный директор интернет-агентства Expert Town Леонид Довладбегян. "Кроме того, данная метрика в принципе не является самой важной. Самая важная метрика - вовлеченность. Для соцсетей и онлайн-сервисов важно, сколько времени человек проводит в интернете, сколько раз в день он заходит в интернет и т.д. Для интернет-магазинов важно, как часто покупатель оформляет заказы. Именно вовлеченность имеет значение, она растет и будет расти", - добавляет эксперт.
"Темпы прироста Рунета падают с 2005 года, то есть последние 12 лет мы наблюдаем эту картину. Однако онлайн-рынки все это время рапортуют о росте", - напоминает директор по маркетингу E96.ru Павел Дружинин. Несмотря на статистику, которую демонстрирует GFK, крест на отечественном eСommerce, считает он, ставить рано. По разным оценкам, российская онлайн-торговля имеет 3-4% в ритейле страны и имеет потенциал пятикратного роста – до уровня развитых стран. "Так или иначе, мы к этим показателям будем двигаться. Базы проникновения в 70,4% населения нам еще хватит на многие годы", - резюмирует эксперт. По его мнению, существует достаточно возможностей для роста внутри сложившейся интернет-аудитории: рост именно интернет-покупателей из просто интернет-пользователей, повышение retention rate существующих интернет-покупателей.
Генеральный директор компании Enter Михаил Рубин считает, что непосредственной связи между остановкой притока новых пользователей рунета и проблемами рынка нет. "Есть ощущение, что заметный рост трафика прекратился довольно давно, это связано с потребительским спросом. А на отрасли это отражается следующим образом. Агрегаторы и рекламные компании не снижают расценок, интернет-магазины не могут переложить их услуги на покупателя, спрос и так низкий. Это приведёт к изменениям: 1) с интернет-магазинами, у которых высокие затраты, т.е. крупными 2) с сервисным сегментом - рекламой и логистикой, он консолидируется, тогда операционные расходы интернет-магазинов снизятся, и они будут только управлять ассортиментом, ценой и формированием заказа", - говорит он.
Топ-эксперт ИРИ Алексей Петровский скептически относится к расчетам GFK. По его словам, сила измерителей ограничена крупными центрами. "Да, там все сложнее расти при увеличивающемся насыщении рынка. Однако стратегический планы того же Ростелекома с 2015 говорят о подключении 30 млн домохозяйств с 25 млн. Это одно дает ломовое покрытие, без учета других операторов ШПД", – прокомментировал эксперт.
Кроме того, есть большой потенциал захвата более молодой аудитории (12,13, 14, 15 лет). Дети растут, заходят в интернет и совершают покупки. Несложно увидеть, что доля юного населения в России увеличивается и этот рост не берется GFK в расчет.
Что касается eCommerce, то Петровский приводит в пример трансграничную торговлю, которая растет безумными темпами за счет регионов. "Там блок-фактор снимается, но измеритель видит там плохо. А Почта по доставке видит хорошо - там динамика кратная", – добавляет Петровский.
Аналитик Группы компаний «ФИНАМ» Леонид Делицын и вовсе не считает заявление GFK новостью. "Это вообще новость не про интернет. Это новость про то, что GfK продаёт исследования рынка цифровой техники. Видимо, есть спрос на такие исследования. Очередная точка в омнибусе с вопросом про Интернет - это просто предлог, чтобы как-нибудь попиарить свои исследования цифровой техники", - полагает он. Делицын напоминает, что старики не перестали умирать, а молодёжь не перестала взрослеть и замещать стариков в выборке "16+".
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте