Потребители экономят: почему рынок курьерских услуг в России замедляется?

Игорь Бахарев

Рынок курьерских услуг в России демонстрирует замедление темпов роста, несмотря на увеличение общего объема. Замедление роста наблюдается почти во всех крупных регионах страны. Мы опросили экспертов, чтобы понять, почему это происходит.

Суть проблемы 

По данным Росстата, в 2024 году объем рынка достиг 54,4 млрд рублей, что на 34% больше, чем в 2023 году. Однако, для сравнения, в 2023 году этот показатель вырос на 76,5%. То есть, очевидно, скорости роста сильно снизились.

В частности, в Москве объем курьерских услуг увеличился на 34,7%, достигнув 31,4 млрд рублей, тогда как годом ранее рост составлял 87,6%. В Подмосковье рынок вырос на 51%, до 2,8 млрд рублей, по сравнению с двукратным ростом в 2023 году. В Санкт-Петербурге же рынок и вовсе сократился на 7%, до 939 млн рублей, после двукратного роста в 2023 году.

По данным "Чек Индекса", число чеков в сегменте курьерских услуг и сервисов доставки по стране в 2024 году выросло на 11% год к году.

Мнение экспертов

Эксперты, опрошенные "Коммерсантом" связывают замедление роста с несколькими факторами. Среди них - стремление потребителей к экономии на фоне роста цен и замедления индексации зарплат. Кроме того, услуги курьеров также подорожали из-за увеличения зарплат доставщиков, вызванного их дефицитом. Еще одним фактором, влияющим на рынок, является увеличение числа пунктов выдачи заказов в крупных городах. Потребители все чаще предпочитают самостоятельно забирать свои заказы, что снижает спрос на курьерскую доставку.

Глава НАДТ Александр Иванов считает, что причина этой "проблемы" совсем не только в популярности ПВЗ. 

"Рост не может быть вечным, когда-то должны были кончиться люди (покупатели) и деньги, так что ничего сенсационного не случилось. Просто фиксируем, что время "стрельбы по площадям" закончилось, и период экстенсивного роста должен будет смениться интенсивным", - говорит он. 

Ведущий аналитик Data Insight Сергей Семко напоминает, что сейчас лишь 23% потребителей выбирают доставку курьером, остальные потребители останавливают выбор на той или иной форме самовывоза. Рынок курьерской доставки неоднороден, часто сегменты специализированы, и игроки могут заниматься только одним видом доставки – например, доставкой еды из ресторанов. Довольно часто сама услуга не выделяется в чеке и входит в общую стоимость. При этом каждый из сегментов рынка развивается с разной динамикой и иногда разнонаправленно.

"Скажем, основной прирост рынка сейчас связан с доставкой готовой еды и товаров повседневного спроса. Можно ли назвать это только курьерской доставкой – да и нет, это комплексный сервис, который включает услугу доставки", - поясняет эксперт. 

Между тем, курьерская доставка из интернет-магазинов растёт не так интенсивно.

Главных факторов роста рынка курьерской доставки в деньгах, по мнению Семко, сейчас 2:

1. Замещение "бесплатной" доставки платной – когда стоимость доставки либо входила в общий чек или даже дотировалась игроками – сейчас выделяется отдельно и оплачивается

2. Рост стоимости доставки, когда сервисы вынуждены из-за роста затрат на топливо, зарплаты, и множество других выросших статей, поднимать стоимость доставки, а часто и делать её динамической

Начиная с пандемии, ежегодно объемы заказов интернет-магазинов показывали колоссальное увеличение, напоминает заместитель исполнительного директора "Курьер Сервис Экспресс" Мария Мартынова. И, как следствие, росло количество доставок. 

"Однако в 2023 году начинает меняться культура потребления – появляется термин «бережливое потребление». И уже 2024 году стало очевидно, что рынок изменился", - добавляет она.

В то же время услуга по доставке дорожает. По словам эксперта, уровень заработной платы курьера за 2 года вырос более чем в 2 раза, стоимость приобретения и обслуживания транспорта - более чем на 50% и т.д. Стоимость курьерской доставки растет ощутимо - порядка 30%, но при этом пока отстает от темпа роста себестоимости услуги, которая превышает 50%. Таким образом, дотирование этого сервиса идет за счет прибыли компаний.

Сейчас рынок курьерских услуг продолжает развиваться. Появляются новые форматы доставки, такие как гибридная модель, когда заказ сначала доставляется в пункт выдачи, а затем курьер доставляет его на дом. Однако серьёзного потенциала для роста услуги В "КСЭ" не видят. 

"Рынок b2b сейчас не растет, более того, существуют определенные предпосылки к сокращению среднего и малого сегмента бизнеса в 2025 году из-за неблагоприятной ситуации в сфере кредитования. Ушедших игроков необходимо будет кем-то заменить, но это не произойдет в моменте", - предупреждает Мартынова.


Материал по теме

Одежда, стройматериалы и шины стали лидерами онлайн-продаж в 2024 году

Материал по теме

Pony Express представил мобильные курьерские отделения для оптимизации логистики

Материал по теме

"Купер" запускает доставку посылок между пользователями

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Авито запускает курьерскую доставку цветов

current-theme

Госдума рассмотрит законопроект о внесудебной блокировке сайтов, торгующих табаком

current-theme

Правительство принудит маркетплейсы к введению биометрии

current-theme

Яндекс заполонит свои карты таргетированной рекламой

current-theme

Продавцы Яндекс Маркета устанавливают тарифы на доставку и подъем товаров

current-theme

Тренды и вызовы рынка электронной коммерции в 2025 году: взгляд Ильи Кретова

current-theme

"Самокат" продолжает эксперименты по геймификации: виртуальный питомец и промокоды

current-theme

Стартап Аркадия Воложа запускает роботов-курьеров в Японии

current-theme

Ozon демонстрирует рекордные финансовые результаты за 2024 год

current-theme

Как геймификация помогает приложениям для электронной коммерции и покупок привлекать пользователей

current-theme

CX Tech Day 2025: большая конференция о главных технологиях для клиентского опыта и сервиса

current-theme

Экосистема Uzum показала бурный рост в 2024 году

Актуальное сейчас

Авито запускает курьерскую доставку цветов

Авито расширяет спектр услуг, вводя курьерскую доставку букетов. Логистическое обеспечение будет осуществляться посредством "Авито Доставки" в партнерстве с "Яндекс Доставкой", а также через модель real DBS...

Госдума рассмотрит законопроект о внесудебной блокировке сайтов, торгующих табаком

Комитет Государственной думы по информационной политике рекомендовал к первому чтению законопроект, предусматривающий внесудебную блокировку интернет-ресурсов, занимающихся онлайн-продажей табачной и никоти...

Правительство принудит маркетплейсы к введению биометрии

Правительство намерено принудить маркетплейсы к внедрению биометрической аутентификации пользователей, несмотря на возражения со стороны бизнеса. Соответствующие меры обсуждались на заседании аппарата вице-...

Яндекс заполонит свои карты таргетированной рекламой

Компания Яндекс представила новый формат рекламного размещения на Картах, нацеленный на повышение узнаваемости бренда и привлечение клиентов на всем протяжении маршрута. Данное решение представляет собой ко...

Продавцы Яндекс Маркета устанавливают тарифы на доставку и подъем товаров

Яндекс Маркет предоставил продавцам, работающим по модели DBS (delivery by seller), возможность самостоятельного определения стоимости доставки и подъема на этаж крупногабаритных товаров. Данное нововведени...

Тренды и вызовы рынка электронной коммерции в 2025 году: взгляд Ильи Кретова

Рынок онлайн-ретейла продолжает развиваться. При этом после стремительного роста маркетплейсов в последние годы, в 2025 году наблюдается их закономерное замедление. Директор по электронной коммерции Т-Бизнес...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.