Потребители экономят: почему рынок курьерских услуг в России замедляется?

Игорь Бахарев

Рынок курьерских услуг в России демонстрирует замедление темпов роста, несмотря на увеличение общего объема. Замедление роста наблюдается почти во всех крупных регионах страны. Мы опросили экспертов, чтобы понять, почему это происходит.

Суть проблемы 

По данным Росстата, в 2024 году объем рынка достиг 54,4 млрд рублей, что на 34% больше, чем в 2023 году. Однако, для сравнения, в 2023 году этот показатель вырос на 76,5%. То есть, очевидно, скорости роста сильно снизились.

В частности, в Москве объем курьерских услуг увеличился на 34,7%, достигнув 31,4 млрд рублей, тогда как годом ранее рост составлял 87,6%. В Подмосковье рынок вырос на 51%, до 2,8 млрд рублей, по сравнению с двукратным ростом в 2023 году. В Санкт-Петербурге же рынок и вовсе сократился на 7%, до 939 млн рублей, после двукратного роста в 2023 году.

По данным "Чек Индекса", число чеков в сегменте курьерских услуг и сервисов доставки по стране в 2024 году выросло на 11% год к году.

Мнение экспертов

Эксперты, опрошенные "Коммерсантом" связывают замедление роста с несколькими факторами. Среди них - стремление потребителей к экономии на фоне роста цен и замедления индексации зарплат. Кроме того, услуги курьеров также подорожали из-за увеличения зарплат доставщиков, вызванного их дефицитом. Еще одним фактором, влияющим на рынок, является увеличение числа пунктов выдачи заказов в крупных городах. Потребители все чаще предпочитают самостоятельно забирать свои заказы, что снижает спрос на курьерскую доставку.

Глава НАДТ Александр Иванов считает, что причина этой "проблемы" совсем не только в популярности ПВЗ. 

"Рост не может быть вечным, когда-то должны были кончиться люди (покупатели) и деньги, так что ничего сенсационного не случилось. Просто фиксируем, что время "стрельбы по площадям" закончилось, и период экстенсивного роста должен будет смениться интенсивным", - говорит он. 

Ведущий аналитик Data Insight Сергей Семко напоминает, что сейчас лишь 23% потребителей выбирают доставку курьером, остальные потребители останавливают выбор на той или иной форме самовывоза. Рынок курьерской доставки неоднороден, часто сегменты специализированы, и игроки могут заниматься только одним видом доставки – например, доставкой еды из ресторанов. Довольно часто сама услуга не выделяется в чеке и входит в общую стоимость. При этом каждый из сегментов рынка развивается с разной динамикой и иногда разнонаправленно.

"Скажем, основной прирост рынка сейчас связан с доставкой готовой еды и товаров повседневного спроса. Можно ли назвать это только курьерской доставкой – да и нет, это комплексный сервис, который включает услугу доставки", - поясняет эксперт. 

Между тем, курьерская доставка из интернет-магазинов растёт не так интенсивно.

Главных факторов роста рынка курьерской доставки в деньгах, по мнению Семко, сейчас 2:

1. Замещение "бесплатной" доставки платной – когда стоимость доставки либо входила в общий чек или даже дотировалась игроками – сейчас выделяется отдельно и оплачивается

2. Рост стоимости доставки, когда сервисы вынуждены из-за роста затрат на топливо, зарплаты, и множество других выросших статей, поднимать стоимость доставки, а часто и делать её динамической

Начиная с пандемии, ежегодно объемы заказов интернет-магазинов показывали колоссальное увеличение, напоминает заместитель исполнительного директора "Курьер Сервис Экспресс" Мария Мартынова. И, как следствие, росло количество доставок. 

"Однако в 2023 году начинает меняться культура потребления – появляется термин «бережливое потребление». И уже 2024 году стало очевидно, что рынок изменился", - добавляет она.

В то же время услуга по доставке дорожает. По словам эксперта, уровень заработной платы курьера за 2 года вырос более чем в 2 раза, стоимость приобретения и обслуживания транспорта - более чем на 50% и т.д. Стоимость курьерской доставки растет ощутимо - порядка 30%, но при этом пока отстает от темпа роста себестоимости услуги, которая превышает 50%. Таким образом, дотирование этого сервиса идет за счет прибыли компаний.

Сейчас рынок курьерских услуг продолжает развиваться. Появляются новые форматы доставки, такие как гибридная модель, когда заказ сначала доставляется в пункт выдачи, а затем курьер доставляет его на дом. Однако серьёзного потенциала для роста услуги В "КСЭ" не видят. 

"Рынок b2b сейчас не растет, более того, существуют определенные предпосылки к сокращению среднего и малого сегмента бизнеса в 2025 году из-за неблагоприятной ситуации в сфере кредитования. Ушедших игроков необходимо будет кем-то заменить, но это не произойдет в моменте", - предупреждает Мартынова.


Материал по теме

Ozon расширяет логистическую сеть: 8 новых фулфилмент-центров до конца 2025 года

Материал по теме

Как логистика меняется под запросы электронной коммерции

Материал по теме

Сенатор предложил создать федеральный реестр курьеров для повышения безопасности на дорогах

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Виртуальная примерка от Google: как обещание стало (немного) разочарованием

Google представил революционный инструмент виртуальной примерки одежды с помощью ИИ - но первые тесты показали неожиданные результаты. Журналист и технологический аналитик Тимоти Бек Верт (Mashable) провер...

Как выбирать темы, формат и стиль для eСommerce-контента

CEO контент-агентства КОМРЕДА Артём Логинов рассказал нам, как в агентстве выбирают темы, формат и tone of voice для контента в сфере онлайн-торговли. Также эксперт делится, какие материалы «стреляют» лучше ...

"Яндекс Маркет" запустил страхование техники с заменой на новую

Покупатели "Яндекс Маркета" теперь могут застраховать технику и получить новое устройство в случае поломки. Услуга доступна в приложении и на сайте маркетплейса без перехода на сторонние ресурсы. Пока страх...

Wildberries ввел бесплатную курьерскую доставку для новых клиентов

Wildberries запустил летнюю акцию, позволяющую новым пользователям и тем, кто не пользовался курьерской доставкой более трех месяцев, получать заказы из пунктов выдачи (ПВЗ) до двери бесплатно.  По с...

PR на черный день: руководство компаний — главный источник кризисов

PR-агентство Comunica провело опрос среди 30 специалистов по связям с общественностью из ритейл-сектора, чтобы изучить их подходы к управлению репутационными кризисами. Основной вывод исследования: большинст...

Вебинар Demis Group "Продвижение интернет-магазинов: как привлечь покупателей на сайт?"

24 июня в 12:00 (МСК) состоится вебинар о том, как продвигать интернет-магазины в поисковых системах. Вы узнаете, какие методы действительно эффективны, как опередить конкурентов и увеличить целевой трафик ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.