Покупатель пришел в онлайн, но денег не принес: аналитика Assist

Игорь Бахарев

Система электронных платежей Assist проанализировала, как пандемия отразилась на платежном поведении покупателей в российском eСommerce. Сложившаяся ситуация многих вынудила делать онлайн-покупки и оплачивать их дистанционно (некоторые продавцы временно перестали принимать наличные и оставили только возможность онлайн-оплаты заказов, что также стало фактором, способствующим переходу покупателей в онлайн). Но несмотря на то что ряд отраслей испытал подъем, в целом на рынке роста не случилось, а в некоторых сферах даже произошел обвал.

Покупателей в онлайне прибыло…

К позитивным моментам, безусловно, можно отнести тот факт, что количество онлайн-покупателей объективно увеличилось, хотя и не в разы. Число уникальных покупателей (тех, кто хотя бы один раз за месяц сделал заказ хотя бы в одном интернет-магазине) выросло в марте на 10%, в апреле на 12% (по сравнению с февралем).

1.png

… А покупок убыло

Однако количество покупок, которые были сделаны уникальными покупателями в апреле, выросло в сравнении с февралем на 2% только среди тех, кто сделал одну-две покупки за месяц, а дальше наблюдается резкий спад: количество покупок от 3 до 5 уменьшилось на 10%, от 6 до 8 - на 19%, от 9 и более - на 23%. Иными словами, те, кто в феврале делали покупки примерно раз в неделю и чаще, в апреле стали покупать существенно реже.

2.png

Денег нет, но некоторые держатся

Средняя величина одного онлайн-платежа также сократилась в марте и апреле по сравнению с февралем - на 5% и 14% соответственно. Впрочем, отметим, что эти цифры - "среднее по больнице", и в некоторых отраслях средний чек вырос в марте и апреле по сравнению с февралем. В частности, это касается товаров для детей, цифровых товаров, оплаты услуг связи, интернета и телевидения, доставки готовых блюд и покупок в онлайн-гипермаркетах. 

Во всех остальных сферах и в целом по всему онлайн-рынку наблюдается либо падение этого показателя в марте и апреле, либо незначительный подъем в марте и затем снижение в апреле, в том числе, и в "выстреливших" сегментах, таких как продукты питания, одежда и обувь, мебель и товары для дома, DIY, БТиЭ и др.

3.png

Вместо концертов и заграниц - закупили продуктов и на дачи

Доставка продуктов питания, разумеется, "взлетела" выше всех: объем платежей вырос в рублях в 3,5 раза в марте и в 6,7 раза в апреле по отношению к февралю. В сегменте продаж одежды, обуви и аксессуаров - рост в 1,5 раза в марте и в 2,9 раза в апреле. В большинстве выросших отраслей заметный рост произошел именно в апреле, когда все сидели дома: в товарах для красоты и здоровья - в 2,7 раза, в онлайн-гипермаркетах, мебели и товарах для дома - в 2,1 раза, в товарах для животных - в 1,9 раза, в БТиЭ - в 1,7 раза, в цифровых товарах - в 1,6 раза.

В некоторых сферах один из месяцев "выстрелил", а другой оказался провальным. Например, автотоваров в марте оплатили на 32% больше, чем в феврале (сказалась подготовка к летнему сезону), зато в апреле, когда ездить стали гораздо меньше, объем платежей снизился на 1% по отношению к февралю. Сегмент DIY в марте "просел" на 4%, зато в апреле (начало дачного сезона) вырос на 34%.

Сильнее всего пострадали отрасли, связанные с массовыми мероприятиями и поездками: оплата билетов на мероприятия (-57% в марте и -99% в апреле), оплата турпутевок, ж/д- и авиабилетов (-31% в марте, -84% в апреле).

4.png

Пандемия - шанс для Мира

Любопытно, что общий объем платежей, совершенных по картам Visa и MasterCard в апреле, упал на 8% и 14% соответственно, а по картам Мир вырос на 16% в рублях по отношению к февралю. Возможно, это связано с тем, что гарантированное сохранение зарплат в период самоизоляции коснулось, главным образом, бюджетников (основных держателей карт Мир), тогда как остальная часть населения оказалась менее платежеспособной.

5.png

Такое положение отразилось, естественно, и на распределении долей, занимаемых в общем объеме онлайн-платежей картами разных платежных систем. В апреле доля платежей по картам Мир выросла на 2 п.п. по отношению к предыдущим месяцам и составила 9% в рублях.

6.png

Немного назад в прошлое

Способы, которыми покупатель предпочитает расплачиваться в онлайне, под влиянием самоизоляции и притока новых (возможно, неискушенных) пользователей, претерпели легкий откат к традиционности. Так, доля расчетов банковскими картами в апреле составила 89% (в марте - 84%, в феврале - 81%), а доля оплат с использованием pay-сервисов снизилась с 17% в феврале до 9% в апреле.

7.png

Сидя дома, удобнее делать покупки и оплачивать их с компьютера или ноутбука - так, вероятно, решили пользователи, благодаря которым относительное количество платежей с десктопа выросло в марте и апреле по отношению к февралю и достигло 55% от общего числа онлайн-платежей в апреле. И если в феврале с десктопа и мобильных платили поровну (50/50), то в апреле мобильные платежи уступили 5 п.п., и их доля составила 45% от общего числа транзакций.

8.png

Для обзора использованы данные онлайн-платежей компаний - клиентов Assist.

О компании: Assist с 1998 года обеспечивает прием электронных платежей для российских и зарубежных онлайн-компаний. С помощью Assist можно принимать платежи по картам Visa, MasterCard, American Express, Diners Club, JCB и "Мир", а также посредством систем мобильных платежей Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay и электронных кошельков Яндекс.Деньги, QIWI, WebMoney.

Материал по теме

Рынок сервисов оплаты покупок долями резко вырос в 2024 году

Материал по теме

Доставьте это немедленно: как меняются привычки россиян в оплате доставки

Материал по теме

Постоплата обгоняет предоплату: исследование PIM Solutions

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как справиться со страхами перед запуском еCommerce-бизнеса

Предпринимательство — это не просто про продажи, это про выход за пределы привычного. Когда человек решает начать свое дело, он сталкивается с большой неопределенностью: получится или нет, хватит ли ресурсов...

Виртуальная примерка от Google: как обещание стало (немного) разочарованием

Google представил революционный инструмент виртуальной примерки одежды с помощью ИИ - но первые тесты показали неожиданные результаты. Журналист и технологический аналитик Тимоти Бек Верт (Mashable) провер...

Как выбирать темы, формат и стиль для eСommerce-контента

CEO контент-агентства КОМРЕДА Артём Логинов рассказал нам, как в агентстве выбирают темы, формат и tone of voice для контента в сфере онлайн-торговли. Также эксперт делится, какие материалы «стреляют» лучше ...

"Яндекс Маркет" запустил страхование техники с заменой на новую

Покупатели "Яндекс Маркета" теперь могут застраховать технику и получить новое устройство в случае поломки. Услуга доступна в приложении и на сайте маркетплейса без перехода на сторонние ресурсы. Пока страх...

Wildberries ввел бесплатную курьерскую доставку для новых клиентов

Wildberries запустил летнюю акцию, позволяющую новым пользователям и тем, кто не пользовался курьерской доставкой более трех месяцев, получать заказы из пунктов выдачи (ПВЗ) до двери бесплатно.  По с...

PR на черный день: руководство компаний — главный источник кризисов

PR-агентство Comunica провело опрос среди 30 специалистов по связям с общественностью из ритейл-сектора, чтобы изучить их подходы к управлению репутационными кризисами. Основной вывод исследования: большинст...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.