Покупатель пришел в онлайн, но денег не принес: аналитика Assist

Игорь Бахарев

Система электронных платежей Assist проанализировала, как пандемия отразилась на платежном поведении покупателей в российском eСommerce. Сложившаяся ситуация многих вынудила делать онлайн-покупки и оплачивать их дистанционно (некоторые продавцы временно перестали принимать наличные и оставили только возможность онлайн-оплаты заказов, что также стало фактором, способствующим переходу покупателей в онлайн). Но несмотря на то что ряд отраслей испытал подъем, в целом на рынке роста не случилось, а в некоторых сферах даже произошел обвал.

Покупателей в онлайне прибыло…

К позитивным моментам, безусловно, можно отнести тот факт, что количество онлайн-покупателей объективно увеличилось, хотя и не в разы. Число уникальных покупателей (тех, кто хотя бы один раз за месяц сделал заказ хотя бы в одном интернет-магазине) выросло в марте на 10%, в апреле на 12% (по сравнению с февралем).

1.png

… А покупок убыло

Однако количество покупок, которые были сделаны уникальными покупателями в апреле, выросло в сравнении с февралем на 2% только среди тех, кто сделал одну-две покупки за месяц, а дальше наблюдается резкий спад: количество покупок от 3 до 5 уменьшилось на 10%, от 6 до 8 - на 19%, от 9 и более - на 23%. Иными словами, те, кто в феврале делали покупки примерно раз в неделю и чаще, в апреле стали покупать существенно реже.

2.png

Денег нет, но некоторые держатся

Средняя величина одного онлайн-платежа также сократилась в марте и апреле по сравнению с февралем - на 5% и 14% соответственно. Впрочем, отметим, что эти цифры - "среднее по больнице", и в некоторых отраслях средний чек вырос в марте и апреле по сравнению с февралем. В частности, это касается товаров для детей, цифровых товаров, оплаты услуг связи, интернета и телевидения, доставки готовых блюд и покупок в онлайн-гипермаркетах. 

Во всех остальных сферах и в целом по всему онлайн-рынку наблюдается либо падение этого показателя в марте и апреле, либо незначительный подъем в марте и затем снижение в апреле, в том числе, и в "выстреливших" сегментах, таких как продукты питания, одежда и обувь, мебель и товары для дома, DIY, БТиЭ и др.

3.png

Вместо концертов и заграниц - закупили продуктов и на дачи

Доставка продуктов питания, разумеется, "взлетела" выше всех: объем платежей вырос в рублях в 3,5 раза в марте и в 6,7 раза в апреле по отношению к февралю. В сегменте продаж одежды, обуви и аксессуаров - рост в 1,5 раза в марте и в 2,9 раза в апреле. В большинстве выросших отраслей заметный рост произошел именно в апреле, когда все сидели дома: в товарах для красоты и здоровья - в 2,7 раза, в онлайн-гипермаркетах, мебели и товарах для дома - в 2,1 раза, в товарах для животных - в 1,9 раза, в БТиЭ - в 1,7 раза, в цифровых товарах - в 1,6 раза.

В некоторых сферах один из месяцев "выстрелил", а другой оказался провальным. Например, автотоваров в марте оплатили на 32% больше, чем в феврале (сказалась подготовка к летнему сезону), зато в апреле, когда ездить стали гораздо меньше, объем платежей снизился на 1% по отношению к февралю. Сегмент DIY в марте "просел" на 4%, зато в апреле (начало дачного сезона) вырос на 34%.

Сильнее всего пострадали отрасли, связанные с массовыми мероприятиями и поездками: оплата билетов на мероприятия (-57% в марте и -99% в апреле), оплата турпутевок, ж/д- и авиабилетов (-31% в марте, -84% в апреле).

4.png

Пандемия - шанс для Мира

Любопытно, что общий объем платежей, совершенных по картам Visa и MasterCard в апреле, упал на 8% и 14% соответственно, а по картам Мир вырос на 16% в рублях по отношению к февралю. Возможно, это связано с тем, что гарантированное сохранение зарплат в период самоизоляции коснулось, главным образом, бюджетников (основных держателей карт Мир), тогда как остальная часть населения оказалась менее платежеспособной.

5.png

Такое положение отразилось, естественно, и на распределении долей, занимаемых в общем объеме онлайн-платежей картами разных платежных систем. В апреле доля платежей по картам Мир выросла на 2 п.п. по отношению к предыдущим месяцам и составила 9% в рублях.

6.png

Немного назад в прошлое

Способы, которыми покупатель предпочитает расплачиваться в онлайне, под влиянием самоизоляции и притока новых (возможно, неискушенных) пользователей, претерпели легкий откат к традиционности. Так, доля расчетов банковскими картами в апреле составила 89% (в марте - 84%, в феврале - 81%), а доля оплат с использованием pay-сервисов снизилась с 17% в феврале до 9% в апреле.

7.png

Сидя дома, удобнее делать покупки и оплачивать их с компьютера или ноутбука - так, вероятно, решили пользователи, благодаря которым относительное количество платежей с десктопа выросло в марте и апреле по отношению к февралю и достигло 55% от общего числа онлайн-платежей в апреле. И если в феврале с десктопа и мобильных платили поровну (50/50), то в апреле мобильные платежи уступили 5 п.п., и их доля составила 45% от общего числа транзакций.

8.png

Для обзора использованы данные онлайн-платежей компаний - клиентов Assist.

О компании: Assist с 1998 года обеспечивает прием электронных платежей для российских и зарубежных онлайн-компаний. С помощью Assist можно принимать платежи по картам Visa, MasterCard, American Express, Diners Club, JCB и "Мир", а также посредством систем мобильных платежей Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay и электронных кошельков Яндекс.Деньги, QIWI, WebMoney.

Материал по теме

Конверсия страницы оплаты: что важно для роста продаж

Материал по теме

Рынок сервисов оплаты покупок долями резко вырос в 2024 году

Материал по теме

Доставьте это немедленно: как меняются привычки россиян в оплате доставки

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Getblogger: половина россиян ждет от блогеров промокоды к распродажам

Российская аудитория все чаще ждет от брендов не просто скидок, а вовлекающих форматов взаимодействия. Исследование Getblogger (входит в МТС AdTech) показало, что во время распродаж больше всего пользовател...

5Post запустил доставку заказа по клику из магазинов

Дочерняя компания X5 5Post запустила доставку заказа по клику из пункта выдачи. Покупатели сервиса 5Post теперь могут вызвать курьера прямо в магазин "Пятёрочка" или "Перекрёсток" после поступления туда зак...

Рейтинг качества доставки в 2025 году

Компания PIM Solutions представила рейтинг лучших предложений по доставке среди крупнейших российских интернет-магазинов. Исследование выявило явных лидеров в сфере логистики и клиентского сервиса. Победу в...

Как “Детский мир” переигрывает маркетплейсы: логистика, СТМ и гармоничный ритейл

В условиях жесткой конкуренции с маркетплейсами "Детский мир" делает ставку на собственную онлайн-платформу, гармоничное сочетание офлайна и eСommerce, а также развитие параллельных направлений - от зоотова...

Потребители проводят больше времени в интернет-магазинах

Российские покупатели стали проводить значительно больше времени в интернете за шопингом. Доля онлайн-покупателей, тратящих на это более четырех часов в неделю, достигла 40,4% в сентябре. С марта показатель...

Россияне готовятся тратить больше в Черную пятницу

Большинство россиян планируют участвовать в распродажах Черной пятницы в этом году. По данным компании Яндекс, 46% потребителей собираются делать покупки, а треть из них намерена потратить больше, чем в 202...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.