Меню

Пандемия убила "Чёрную пятницу"?

Игорь Бахарев

Walmart впервые за 30 лет не будет участвовать в распродаже в честь "Черной пятницы". Как говорится в официальном сообщении компании, правление ритейлера приняло решение закрыть все магазины Walmart в День Благодарения, 26 ноября.

Перед американским ритейлом встаёт вопрос, необходима ли "Черная пятница" в этом году. Основные причины, по которым ритейл хочет отказаться от праздника: 

  • Обычно в магазинах в эти дни выстраиваются очередь и разворачиваются настоящие сражения за товары со скидками. Это полностью противоречит концепции социального дистанцирования. Тот же Walmart в прошлом году начал распродажи в День Благодарения в 6 часов вечера. Скидки привлекли огромные толпы в магазины.

  • Из-за пандемии опустошены склады, их наполнение происходит медленно, так что уже и предложить для скидок нечего.

  • Важность самой "Черной пятницы" за последние годы уменьшилось. Благодаря росту электронной коммерции, распродажи теперь длятся дольше, чем один день. За один день "Черной пятницы" покупатели в прошлом году потратили в интернете рекордные $7,4 миллиарда долларов. 

  • Появились и конкурентные распродажи. Так, Amazon переманил часть интереса к своему празднику Prime Day.

  • Наконец, сотрудники Walmart и других ритейлеров традиционно перерабатывают в эти дни. "Мы знаем, это был трудный год, наши сотрудники были вынуждены очень активно работать. Мы надеемся, что они проведут Днем благодарения дома, со своими близкими", - приводятся в сообщении слова президента и гендиректора Walmart U.S. Джона Фернера. Компания, как и другие ритейлеры, неоднократно подвергались нападкам со стороны профсоюзов.

В ответ на всё это уже в прошлом году целый ряд сетей были вынуждены закрыться.

"Чёрная пятница" мертва. Я просто не могу себе представить, как она может пройти в этом году, - говорит глава потребительской и розничной стратегии KPMG US Скотт Ранкин. - Я не могу себе представить, чтобы ритейлеры сейчас собрали толпы людей в магазине". По его оценке, 40% продаж во время распродаж и так приходилось на сеть. Теперь интернет-канал будет ещё важнее. 

По словам генерального директора Macy (один из главных конкурентов Walmart по "Чёрной пятнице") Джеффа Дженнетта, успех "Черной пятницы 2020" зависит от того, насколько длинным будет период праздничных покупок и в какой мере ритейл будет использовать цифровые технологии.

"Мы ожидаем, что распродажи начнутся в полную силу после Хэллоуина", - сказал он в недавнем разговоре с инвесторами.

По его словам, услуга Click and Collect будет играть важную роль. Macy's запустила её во время пандемии, и теперь Дженнетт ожидает, что она станет неоценимой в сезон праздничных покупок.

Старший вице-президент Kantar Retail Дейв Маркотт уверен, что магазины должны переосмыслить значение "Черной пятницы". "В течение многих лет эта распродажа была легкой задачей, вы просто брали все, что, по вашему мнению, является "горячим товаром", ставили по завышенной цене, и ждали, когда появится покупатель. В этом году так не получится", - говорит эксперт.

Один из способов повысить привлекательность своего магазина - предложить эксклюзивный товар. Впрочем, это может и не получиться, так как сейчас у ритейлеров наблюдаются проблемы с отсутствием товаров на складе.

Онлайн-конкуренция постепенно убивает "Чёрную пятницу", уверен Маркотт. За последние пять-шесть лет распродажа стало не столько "физической", сколько виртуальной.

Вопрос по проведению Черной Пятницы в этом году неоднозначный, подтверждает country manager RTB House в России Алексей Хижов. С одной стороны, ситуация на рынке онлайн-ритейла сейчас сложилась очень благоприятная. Многие уже привыкли за время пандемии покупать товары и продукты питания онлайн. 

Актуальные исследования от Avantshop показывают, что именно в пандемию стали открываться новые онлайн-магазины – рост только в апреле 2020 года составил 199,02% по сравнению с таким же периодом 2019 года. Вместе с тем, есть магазины которые закрылись – их на 39,17% больше, чем в апреле 2019 года. 

"Распродажи в оффлайн магазинах, как мы предполагаем, будут строиться по каждой вертикали в отдельности. Какие-то общие тренды сейчас предположить сложно: ситуация может измениться в течение часа. Мы настроены постоянно мониторить глобальную и российскую новостную повестку и гибко реагировать на запросы своих клиентов, наши технологии это позволяют. Считаем, что это единственный выход для ритейла – быстро перестраиваться в зависимости от изменяющейся ситуации. Это касается и процесса подготовки к Черной Пятнице", - поясняет Хижов.


Материал по теме

Чего ждать от "Чёрной пятницы": что думают аналитики

Материал по теме

"Чёрную пятницу" растянули на месяц

Материал по теме

Предрождественские продажи во "вторую волну": как это делает Walmart

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Toy.ru сворачивает розницу?

Сеть магазинов детских товаров Toy.ru вынуждена была закрыть не менее половины розничных магазинов, сообщает "Коммерсант" со ссылкой на 4 источника на рынке. Всего в сеть входит около 150 собственных и парт...

"Я.Лавка" доставит "по клику"

Яндекс Go начинает масштабное тестирование сервиса "доставки по клику". С его помощью покупатели могут выбирать точное время получения товара из интернет-магазина. Как работает услуга: ...

Как украинский eСommerce принял вызовы 2020 года

Текущий год стал сплошным форс-мажором для бизнеса. Тем не менее, есть сферы бизнеса, которые быстрее остальных сумели перестроиться и эффективно работать в новых реалиях. В частности,  eСommerce показал рез...

Четверть продаж "Обуви России" генерит маркетплейс

В октябре выручка "Обуви России" по проекту "Продаем" (реализация товаров партнеров по модели маркетплейса в розничной сети и на онлайн-площадке westfalika.ru) выросла на 15% по сравнению с сентябрем 2020 г...

IV Всероссийский форум по торговому маркетингу: всё о продаже товаров в FMCG

Прямое омниканальное взаимодействие с клиентом становится нормой. Большинство производителей развивают собственные цифровые каналы продаж, а также наращивают взаимодействие с маркетплейсами. Когда доля онла...

"Улыбка радуги" ждёт от "Чёрной пятницы" роста продаж на 900%

Аналитики "Улыбки радуги" прогнозируют рекордный рост продаж в онлайн-каналах сети в период "черной пятницы". По их оценкам, продажи в интернет-магазине "Улыбка радуги" вырастут на 900%, а в офлайн-магазина...