Основные тренды eCommerce - 2021 по версии SearchNode

Игорь Бахарев

Международная технологическая компания SearchNode опубликовала ежегодный отчет о последних тенденциях электронной коммерции. В нём она рассказала о влиянии Covid-19 на мировой рынок eCommerce и спрогнозировала тенденции, которые будут влиять на продажи в 2021 году. Исследование построено на 100 интервью с руководителями компаний электронной коммерции из Европы и Северной Америки, которые эксперты SearchNode провели в конце года. Приводим самые интересные моменты этого отчёта. 

Финансовые результаты

Большинство компаний электронной коммерции увеличили свои доходы от продаж во время локдауна весной 2020 года. Согласно опросу, 90% компаний заметили, что их онлайн-продажи увеличились, по крайней мере, немного, при этом 50% респондентов заявили, что они выросли более чем 100 процентов. Но все же 6% говорят, что их доход от электронной торговли снизился во время изоляции.

Интересно, что конец изоляции не оказался столь фатальным, как многие ожидали. Хотя потребители снова начали делать покупки в обычных магазинах, 86% респондентов заявляют, что их продажи в интернете все равно росли, и только 4% пожаловались на снижение доходов.


Из-за Covid-19 были нарушены традиционные цепочки поставок, что напрямую влияет на размер прибыли. Между тем, 38% респондентов SearchNode отметили, что маржинальность онлайн-прибыли выросла во время глобального локдауна, в то время как для 40% ситуация не поменялась. Только 15% заявили, что маржинальность уменьшилась.

Партнёр B2Basket.ru Сергей Егорушкин предполагает, что такой эффект был связан с ростом плотности заказов, который привёл к размыванию выросших затрат по отношению к каждому конкретному проданному товару. В результате стоимость всех звеньев логистики (например, расходы на аренду склада) для отдельного заказа снизились, а маржинальность выросла.

В результате финансовые показатели 2020 года оказались не такими уж плохими для многих компаний электронной коммерции. Большинство из опрошенных (63%) считают год (с января до октября) успешным. 28% респондентов утверждают, что их бизнес в сфере электронной коммерции идет хорошо, а в физических магазинах - нет. И, что удивительно но 2% сказали обратное.


Влияние Covid-19 на персонал

Пандемия привела к изменениям в штате компаний. Около 44% заявили, что им пришлось провести перетасовки в персонале, при этом в 3 из 10 компаний нанимали больше людей на время локдауна. Другая сторона медали заключается в том, что 26% респондентов были вынуждены уволить людей с некоторых позиций, а в 15% компаний заявили, что им пришлось снизить зарплату своим сотрудникам. 5% при этом даже удалось повысить зарплату. И что еще более удивительно: 21% компаний вообще не адаптировали свой персонал к локдауну.


Измерения для физических розничных продавцов

Еще один интересный результат исследования заключается в том, что среди розничных продавцов, у которых есть как онлайн-, так и офлайн-магазины, 23% заявили, что их офлайн-продажи увеличились, а 16% удалось сохранить уровень продаж. У 43% респондегнтов оффлайн-продажи упали.


Многим традиционным розничным торговцам пришлось кардинально изменить свой бизнес, если они хотели избежать банкротства. Для этого в прошлом году было введено много новых практик. 31% участников предложили самовывоз из магазина, а 26% предпочли доставку на дом. К сожалению, примерно каждому пятому пришлось закрыть некоторые физические магазины навсегда.


В целом, коронавирус сильно повлиял на ритейл на разных уровнях. Среди основных проблем для предприятий, которые используют онлайн-канал, чаще всего упоминались нарушенные цепочки поставок (57%) и не способность удовлетворить возросший спрос на товары. Стали проблемой и ограничения в операционной деятельности, в управлении запасами и общая нехватка сотрудников. Лишь 11% онлайн-магазинов испытали падение спроса.


Новые стратегии

В прошлом году многие респонденты заявили, что планируют внедрять, улучшать или изменять персонализацию, поиск по сайту и омниканальность. В этом году 45% ритейлеров говорят, что в дальнейшем будут уделять больше внимания цифровой части своего бизнеса, корректируя ассортимент, инвестируя в новое программное обеспечение для электронной коммерции или уделяя больше внимания каналам онлайн-маркетинга. Каждый восьмой говорит, что в его компании планируют скорректировать цепочки поставок, от незначительных изменений до полной трансформации логистики. 20% респондентов признали, что понимают: пришло время перемен, новые стратегии надо воплощать в жизнь гораздо быстрее, чем раньше.

Что касается возможности нового локдауна в 2021 году, то 70% заявили, что уже готовятся к нему. 1% заявили, что они все еще находятся в изоляции. Интересно, что 20% компаний-участниц опроса вообще не готовятся к новой изоляции.

В преддверии нового локдауна более половины компаний делают всё для того, чтобы сотрудникам было удобно в будущем работать из дома. 39% диверсифицируют цепочки поставок и расширяют присутствие на рынке электронной коммерции, 36% респондентов улучшают веб-инфраструктуру, 32% - увеличивают маркетинговые бюджеты, а 29% опрошенных компаний вкладываются в наем большего количества людей.


В 2021 году 78% компаний планируют увеличить свой бюджет на цифровую торговлю. 2% за то, чтобы уменьшить его. Еще 16% планируют сохранить примерно на прежнем уровне.

Материал по теме

Тенденции рынка eCommerce 2024: мнения экспертов

Материал по теме

Как информация о товарах драйвит доверие к селлерам: аналитика НАФИ

Материал по теме

Рынок eCommerce в городах-миллионниках: аналитика Tinkoff

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

88 миллионов россиян ежегодно покупают на маркетплейсах

88 миллионов человек ежегодно совершают покупки на цифровых платформах (маркетплейсах). При этом количество продавцов на них за последние три года увеличилось в семь раз, достигнув 700 тысяч. Такую статисти...

Чем дороже товар, тем чаще его покупают в интернет-магазинах: аналитика

Россияне все чаще предпочитают покупать товары в онлайн-магазинах, особенно если речь идет о дорогих вещах. К такому выводу пришли аналитики "Ромир", проведя исследование среди 1600 россиян, совершающих онл...

Ozon открыл аналитику по поисковым запросам для продавцов

Ozon запустил новый аналитический инструмент для продавцов - "Запросы моего товара". Раздел позволит предпринимателям узнать, по каким поисковым запросам покупатели находят их товары и какие из них приносят...

Почта Mail.ru запускает бета-версию сервиса для организации покупок

Почта Mail.ru представила новый сервис, призванный облегчить жизнь онлайн-покупателей. С помощью нейросетей он помогает систематизировать информацию о покупках, запланированных доставках и актуальных скидка...

Shopping Live поменял владельца

Немецкие владельцы лайвстрим-платформы Shopping Live, холдинг HSE (Home Shopping Europe) решили выйти из российского бизнеса. Компания продала свою долю в российской "дочке" Shopping Live бизнесмену и инвес...

Рынок готовой еды в России: взрывной рост впереди

Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы рынок готовой еды в России ждёт бурный рост. Руководитель аналитической группы "РБК Исследования рынков" Инга Микаелян оценивает его потенциал в 14 трлн рублей, ч...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.