Основные тренды eCommerce - 2021 по версии SearchNode

Игорь Бахарев

Международная технологическая компания SearchNode опубликовала ежегодный отчет о последних тенденциях электронной коммерции. В нём она рассказала о влиянии Covid-19 на мировой рынок eCommerce и спрогнозировала тенденции, которые будут влиять на продажи в 2021 году. Исследование построено на 100 интервью с руководителями компаний электронной коммерции из Европы и Северной Америки, которые эксперты SearchNode провели в конце года. Приводим самые интересные моменты этого отчёта. 

Финансовые результаты

Большинство компаний электронной коммерции увеличили свои доходы от продаж во время локдауна весной 2020 года. Согласно опросу, 90% компаний заметили, что их онлайн-продажи увеличились, по крайней мере, немного, при этом 50% респондентов заявили, что они выросли более чем 100 процентов. Но все же 6% говорят, что их доход от электронной торговли снизился во время изоляции.

Интересно, что конец изоляции не оказался столь фатальным, как многие ожидали. Хотя потребители снова начали делать покупки в обычных магазинах, 86% респондентов заявляют, что их продажи в интернете все равно росли, и только 4% пожаловались на снижение доходов.


Из-за Covid-19 были нарушены традиционные цепочки поставок, что напрямую влияет на размер прибыли. Между тем, 38% респондентов SearchNode отметили, что маржинальность онлайн-прибыли выросла во время глобального локдауна, в то время как для 40% ситуация не поменялась. Только 15% заявили, что маржинальность уменьшилась.

Партнёр B2Basket.ru Сергей Егорушкин предполагает, что такой эффект был связан с ростом плотности заказов, который привёл к размыванию выросших затрат по отношению к каждому конкретному проданному товару. В результате стоимость всех звеньев логистики (например, расходы на аренду склада) для отдельного заказа снизились, а маржинальность выросла.

В результате финансовые показатели 2020 года оказались не такими уж плохими для многих компаний электронной коммерции. Большинство из опрошенных (63%) считают год (с января до октября) успешным. 28% респондентов утверждают, что их бизнес в сфере электронной коммерции идет хорошо, а в физических магазинах - нет. И, что удивительно но 2% сказали обратное.


Влияние Covid-19 на персонал

Пандемия привела к изменениям в штате компаний. Около 44% заявили, что им пришлось провести перетасовки в персонале, при этом в 3 из 10 компаний нанимали больше людей на время локдауна. Другая сторона медали заключается в том, что 26% респондентов были вынуждены уволить людей с некоторых позиций, а в 15% компаний заявили, что им пришлось снизить зарплату своим сотрудникам. 5% при этом даже удалось повысить зарплату. И что еще более удивительно: 21% компаний вообще не адаптировали свой персонал к локдауну.


Измерения для физических розничных продавцов

Еще один интересный результат исследования заключается в том, что среди розничных продавцов, у которых есть как онлайн-, так и офлайн-магазины, 23% заявили, что их офлайн-продажи увеличились, а 16% удалось сохранить уровень продаж. У 43% респондегнтов оффлайн-продажи упали.


Многим традиционным розничным торговцам пришлось кардинально изменить свой бизнес, если они хотели избежать банкротства. Для этого в прошлом году было введено много новых практик. 31% участников предложили самовывоз из магазина, а 26% предпочли доставку на дом. К сожалению, примерно каждому пятому пришлось закрыть некоторые физические магазины навсегда.


В целом, коронавирус сильно повлиял на ритейл на разных уровнях. Среди основных проблем для предприятий, которые используют онлайн-канал, чаще всего упоминались нарушенные цепочки поставок (57%) и не способность удовлетворить возросший спрос на товары. Стали проблемой и ограничения в операционной деятельности, в управлении запасами и общая нехватка сотрудников. Лишь 11% онлайн-магазинов испытали падение спроса.


Новые стратегии

В прошлом году многие респонденты заявили, что планируют внедрять, улучшать или изменять персонализацию, поиск по сайту и омниканальность. В этом году 45% ритейлеров говорят, что в дальнейшем будут уделять больше внимания цифровой части своего бизнеса, корректируя ассортимент, инвестируя в новое программное обеспечение для электронной коммерции или уделяя больше внимания каналам онлайн-маркетинга. Каждый восьмой говорит, что в его компании планируют скорректировать цепочки поставок, от незначительных изменений до полной трансформации логистики. 20% респондентов признали, что понимают: пришло время перемен, новые стратегии надо воплощать в жизнь гораздо быстрее, чем раньше.

Что касается возможности нового локдауна в 2021 году, то 70% заявили, что уже готовятся к нему. 1% заявили, что они все еще находятся в изоляции. Интересно, что 20% компаний-участниц опроса вообще не готовятся к новой изоляции.

В преддверии нового локдауна более половины компаний делают всё для того, чтобы сотрудникам было удобно в будущем работать из дома. 39% диверсифицируют цепочки поставок и расширяют присутствие на рынке электронной коммерции, 36% респондентов улучшают веб-инфраструктуру, 32% - увеличивают маркетинговые бюджеты, а 29% опрошенных компаний вкладываются в наем большего количества людей.


В 2021 году 78% компаний планируют увеличить свой бюджет на цифровую торговлю. 2% за то, чтобы уменьшить его. Еще 16% планируют сохранить примерно на прежнем уровне.

Материал по теме

Онлайн-ретейл за пять лет увеличил складские площади в семь раз и догнал офлайн

Материал по теме

Глобальные тенденции возвратов в eCommerce: вызовы и решения

Материал по теме

Цена “партнерского” клика для продавцов маркетплейсов оказалась вдвое дешевле прямой закупки трафика

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Shein оштрафовали на €40 млн за манипуляции со скидками

Главное управление по конкуренции, делам потребителей и борьбе с мошенничеством Франции (DGCCRF) наложило штраф в размере €40 млн ($47,17 млн) на маркетплейс Shein за введение потребителей в заблуждение отн...

В российский ресейл пришли крупные деньги

Онлайн-платформа для торговли товарами вторичного рынка "Ресейл Маркет" запускает раунд инвестиций на 300 млн рублей. Первые 50 млн будут размещены через краудинвестинговую платформу Bizmall в рамках закрыт...

Wildberries возобновляет экспансию на рынок доставки еды

Wildberries запускает пилотный проект по доставке готовых блюд из ресторанов в партнерстве с сервисом "Dostaевский". Услуга предполагает приготовление и доставку заказов силами партнеров в течение часа. ...

Российский eСommerce набирает обороты: отчёт АКИТ по России и Москве

Российский рынок электронной торговли продолжает уверенный рост: за январь–май 2025 года объем онлайн-продаж достиг 4,4 трлн рублей, что на 39% выше показателей аналогичного периода прошлого года, говорится...

Торговая война и пошлины Трампа вызвали спад в электронной коммерции

Электронная коммерция столкнулась с самым серьёзным кризисом за последние десять лет, к такому выводу пришли аналитики консалтинговой компании AlixPartners. Причиной спада стали торговые пошлины, введён...

Яндекс Роботикс ускоряет инвентаризацию складов X5

X5 Group внедрила робота-инвентаризатора от Яндекс Роботикс на складе сети "Перекрёсток" в Софьине. Технология увеличила скорость проверки товаров в 500 раз — до 30 тыс. палет в час — и сократила расходы на...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.