Основные тренды eCommerce - 2021 по версии SearchNode
Игорь Бахарев
Международная технологическая компания SearchNode опубликовала ежегодный отчет о последних тенденциях электронной коммерции. В нём она рассказала о влиянии Covid-19 на мировой рынок eCommerce и спрогнозировала тенденции, которые будут влиять на продажи в 2021 году. Исследование построено на 100 интервью с руководителями компаний электронной коммерции из Европы и Северной Америки, которые эксперты SearchNode провели в конце года. Приводим самые интересные моменты этого отчёта.
Финансовые результаты
Большинство компаний электронной коммерции увеличили свои доходы от продаж во время локдауна весной 2020 года. Согласно опросу, 90% компаний заметили, что их онлайн-продажи увеличились, по крайней мере, немного, при этом 50% респондентов заявили, что они выросли более чем 100 процентов. Но все же 6% говорят, что их доход от электронной торговли снизился во время изоляции.
Интересно, что конец изоляции не оказался столь фатальным, как многие ожидали. Хотя потребители снова начали делать покупки в обычных магазинах, 86% респондентов заявляют, что их продажи в интернете все равно росли, и только 4% пожаловались на снижение доходов.
Из-за Covid-19 были нарушены традиционные цепочки поставок, что напрямую влияет на размер прибыли. Между тем, 38% респондентов SearchNode отметили, что маржинальность онлайн-прибыли выросла во время глобального локдауна, в то время как для 40% ситуация не поменялась. Только 15% заявили, что маржинальность уменьшилась.
Партнёр B2Basket.ru Сергей Егорушкин предполагает, что такой эффект был связан с ростом плотности заказов, который привёл к размыванию выросших затрат по отношению к каждому конкретному проданному товару. В результате стоимость всех звеньев логистики (например, расходы на аренду склада) для отдельного заказа снизились, а маржинальность выросла.
В результате финансовые показатели 2020 года оказались не такими уж плохими для многих компаний электронной коммерции. Большинство из опрошенных (63%) считают год (с января до октября) успешным. 28% респондентов утверждают, что их бизнес в сфере электронной коммерции идет хорошо, а в физических магазинах - нет. И, что удивительно но 2% сказали обратное.
Влияние Covid-19 на персонал
Пандемия привела к изменениям в штате компаний. Около 44% заявили, что им пришлось провести перетасовки в персонале, при этом в 3 из 10 компаний нанимали больше людей на время локдауна. Другая сторона медали заключается в том, что 26% респондентов были вынуждены уволить людей с некоторых позиций, а в 15% компаний заявили, что им пришлось снизить зарплату своим сотрудникам. 5% при этом даже удалось повысить зарплату. И что еще более удивительно: 21% компаний вообще не адаптировали свой персонал к локдауну.
Измерения для физических розничных продавцов
Еще один интересный результат исследования заключается в том, что среди розничных продавцов, у которых есть как онлайн-, так и офлайн-магазины, 23% заявили, что их офлайн-продажи увеличились, а 16% удалось сохранить уровень продаж. У 43% респондегнтов оффлайн-продажи упали.
Многим традиционным розничным торговцам пришлось кардинально изменить свой бизнес, если они хотели избежать банкротства. Для этого в прошлом году было введено много новых практик. 31% участников предложили самовывоз из магазина, а 26% предпочли доставку на дом. К сожалению, примерно каждому пятому пришлось закрыть некоторые физические магазины навсегда.
В целом, коронавирус сильно повлиял на ритейл на разных уровнях. Среди основных проблем для предприятий, которые используют онлайн-канал, чаще всего упоминались нарушенные цепочки поставок (57%) и не способность удовлетворить возросший спрос на товары. Стали проблемой и ограничения в операционной деятельности, в управлении запасами и общая нехватка сотрудников. Лишь 11% онлайн-магазинов испытали падение спроса.
Новые стратегии
В прошлом году многие респонденты заявили, что планируют внедрять, улучшать или изменять персонализацию, поиск по сайту и омниканальность. В этом году 45% ритейлеров говорят, что в дальнейшем будут уделять больше внимания цифровой части своего бизнеса, корректируя ассортимент, инвестируя в новое программное обеспечение для электронной коммерции или уделяя больше внимания каналам онлайн-маркетинга. Каждый восьмой говорит, что в его компании планируют скорректировать цепочки поставок, от незначительных изменений до полной трансформации логистики. 20% респондентов признали, что понимают: пришло время перемен, новые стратегии надо воплощать в жизнь гораздо быстрее, чем раньше.
Что касается возможности нового локдауна в 2021 году, то 70% заявили, что уже готовятся к нему. 1% заявили, что они все еще находятся в изоляции. Интересно, что 20% компаний-участниц опроса вообще не готовятся к новой изоляции.
В преддверии нового локдауна более половины компаний делают всё для того, чтобы сотрудникам было удобно в будущем работать из дома. 39% диверсифицируют цепочки поставок и расширяют присутствие на рынке электронной коммерции, 36% респондентов улучшают веб-инфраструктуру, 32% - увеличивают маркетинговые бюджеты, а 29% опрошенных компаний вкладываются в наем большего количества людей.
В 2021 году 78% компаний планируют увеличить свой бюджет на цифровую торговлю. 2% за то, чтобы уменьшить его. Еще 16% планируют сохранить примерно на прежнем уровне.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте