НАДТ представила обзор российского кросс-бордера

Игорь Бахарев

Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ) представила обзор российской трансграничной онлайн-торговли. Согласно результатам исследования, по итогам текущего года объем сегмента достигнет 350 млрд рублей, при этом объем eCommerce в России составит 753 млрд рублей. 

По данным НАДТ, в прошлом году рынок кросс-бордерной интернет-торговли составил 227 млрд рублей. В 2016 году количество заказов, оформленных за рубежом, вырастет с 135 млн до 250 млн штук, тогда как число покупок в российских магазинах вырастет с 125 млн до 160 млн. Если ничего не произойдёт, считают в ассоциации, то в 2016 году российский рынок может выйти по количеству продаж "в штуках" на уровень 2014 года. 

"В рублях был самый значительный рост рынка. И мы полагаем, что рост будет плавный, но устойчивый, – отметили в НАДТ. -Сам рынок онлайн, даже если мы вообще ничего не будем делать, все бросим работать, он все равно будет расти, так как люди вовлекаются в эти процессы, эта форма продаж доказала своё удобство, а офлайн-розница проседает, у неё всё плохо".

cb_1

cb_3

Опрос, в котором приняли участие 4663 человека из 311 населенных пунктов, показал, что наиболее активные покупатели иностранных площадок проживают в не самых богатых и не самых доступных российских регионах. Среди факторов, которые стимулируют россиян к покупкам в зарубежных онлайн-магазинах, – низкая цена (78%), большой выбор (71%), а также надежность (48%).

«Около 40 миллионов человек реально хоть что-либо покупали хоть что-либо за 2 года. Регулярных покупателей - около 10 миллионов или 10% от взрослого населения», – заявил на презентации партнер консалтинговой компании Semperia M&S, президент Гильдии Маркетологов Игорь Березин.

cb_9

«Мы хотели понять, как реагируют на кросс-бордер все три составляющие рынка: бизнес, покупатели и кросс-бордер», - рассказывает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. И, соответственно, взглянуть на тех, кто покупает только в российских, только в зарубежных магазинах, а также тех, кто не делает разницы между ними. Сложнее всего было найти тех людей, которые покупают только в российских магазинах. Поэтому мы уже даже были готовы принять, что одна покупка в иностранном интернет-магазине не делает покупателя кроссбордер-клиентом. Один раз не считается», – рассказал президент НАДТ Александр Иванов.

cb_2-2Самой популярной категорией товаров у любителей как интернет-шопинга является одежда: 72% пользователей покупают ее на российских площадках, а 61% – на зарубежных. На втором месте в сегменте трансграничных покупок оказалась категорий "1000 мелочей" (брелоки, чехлы и так далее), тогда как в России такую продукцию заказывает всего 2%  пользователей. Замыкают тройку товары для дома и сада (45%). 

cb_4

«Можно купить чудесное устройство, но разговаривать оно будет только иероглифами. Поэтому в лидеры покупок из зарубежных магазинов вырвалась одежда», – говорит Иванов.

"Все говорят, что китайские магазины заполонили рынок контрафактом. Но даже если 100% посылок содержат только контрафакт, это все равно только 0,8% от всего розничного оборота. Поэтому можно не волноваться за наш рынок", – отмечает представитель НАДТ.

cb_6

Специалисты НАДТ также опросили участников рынка и выяснили, какие преимущества дает развитие трансграничной торговли российским игрокам рынка eCommerce. Так, по данным организации в 2015 году кросс-бордер привлек в российскую онлайн-торговлю более 12 млн. новых покупателей, инвестировав в сегмент $144 млн.

cb_5

«Покупатели в российских и зарубежных интернет-магазинах - это две параллельные вселенные, два мира. Переток клиентов из одной категории в другую есть, но незначительное. Вообще, эти два мира почти не пересекаются», – считает Иванов. 

cb_10

cb_11

Кроме того, рост трасграничной электронной торговли генерирует дополнительный спрос на развитие логистической инфраструктуры, которую игроки рынка считают главным сдерживающим фактором российского eCommerce наряду с непрофессионализмом, некомпетентностью и отсутствием кадров, а также низкии уровнем доверия магазинам.

cb_8

На вопрос о том, нужно ли запретить или ограничить кросс-бордер, большинство представителей отрасли ответили, что в таких мерах нет необходимости (77%), тогда как 22% поддержали предложения. 

cb_7

Также НАДТ представила реалистичный сценарий развития электронной торговли в России в случае введения ограничений со стороны государства. По мнению экспертов, поток заказов существенно снизится, а большинство магазинов уйдут в тень. В итоге объемы рынка сократятся до уровня 2010-2011 гг., логистические услуги резко подорожают, таким образом спровоцировав вымывание дешевых товаров, таким образом интерес россиян к покупкам в онлайне упадет. 

"Покупатель в общем и целом выступает за трансграничную форму торговли. Многим не нравится покупать в Китае, говорят, что это не патриотично. Но большинство понимают, что там отличная цена, хорошее качество доставки, а количество предложений превышает в сотни раз наши магазины. У нас часто говорят: "Фу, Китай". А это не "Фу, Китай", а "Огого Китай". С гордостью произносить это слово пока у нас не получается, не научились ещё. Ну ничего", - добавляет Иванов. 

Сегодня только благодаря трансграничной интернет-торговле идет масштабное улучшение логистики, резкий рост качества, скорости и разнообразия форм доставки при одновременном снижении цены, считает Иванов. При этом подавляющее большинство новых покупателей в интернет-торговле рекрутируются через кросс-бордер. Мало того, благодаря кросс-бордеру люди овладевают современными методами совершения платежей. «51% из числа тех, кто покупает за рубежом, специально завели себе банковские карты, чтобы делать интернет-покупки. Считается, что у нас просто увеличились выплаты зарплат на карточки, но нет, мы исследовали и выяснили, что там, где эти карточки заводятся, выплата зарплат на карточки не распространена», - говорит эксперт.

По результатам исследования, Иванов делает вывод: кросс-бордер – основной драйвер роста e-commerce в России. При этом, добавляет он, попытка изменить ныне действующую ситуацию в импорте посылок не приведет к пополнению казны, а лишь ухудшит социальное положение малообеспеченных граждан и решительно замедлит (а, скорее всего, обрушит) рост рынка интернет-торговли – одного из самых инновационных и быстрорастущих в стране.

Материал по теме

Совет ЕЭК продлил действие льгот для клиентов зарубежных онлайн-магазинов

Материал по теме

"Опора России" встала на защиту трансграничной торговли

Материал по теме

АКИТ разделилась по вопросу трансграничной торговли

Подписаться на новости

Смотрите также

Актуальное сейчас

Ассоциация менеджеров проведет встречу на тему "Вызовы в e-com: баланс интересов платформы, покупателей, продавцов, пользователей"

30 мая 2023 года с 11:00 - 13:00 Ассоциация менеджеров проведет совместное Заседание Комиссии по бизнес-этике и Комитета по электронной коммерции на тему: "Этические вызовы в e-com: баланс интересов платфор...

Как покупатели выбирают продукты в онлайне: аналитика СберМаркета

Онлайн-сервис доставки продуктов СберМаркет и аналитики медиахолдинга Rambler&Co выяснили, как пользователи относятся к покупке продовольственных товаров онлайн и на что они обращают внимание при заказе про...

Ozon рассказал, как заниматься самовыкупами

Ozon опубликовал инструкцию, по которой селлеры маркетплейса могут максимально комфортно для себя выкупать свои же товары. В компании рекомендуют в таких случаях создавать себе купон с особенной скидкой (...

Сбер заработает на Чебурашке

Студия Yellow, Black and White, "Союзмультфильм" и СберМаркетинг решили воспользоваться популярностью фильма "Чебурашка" и выпустили коллекцию мерча с изображением этого героя для сайта SberShop.ru. ...

"Рейтинг Рунета" опубликовал рейтинги агентств, помогающих торговым компаниям с разработкой и продвижением

"Рейтинг Рунета", специализирующийся на создании рейтингов диджитал-компаний, опубликовал 22 рейтинга агентств, оказывающих услуги по разработке сайтов, интернет-магазинов, мобильных приложений и корпоратив...

На конференции Яндекс Еды эксперты расскажут, как развивать ресторанный бизнес и работать с доставкой

Конференция "Тема Еды" пройдёт в Москве 17 и 18 мая. На ней рестораторы, предприниматели и эксперты расскажут, как развивается рынок доставки готовой еды в Москве и регионах, как со временем меняются предпо...