Минпромторг принудил маркетплейсы к открытости
Игорь Бахарев
В подписанных летом прошлого года "Стандартах взаимодействия маркетплейсов и продавцов товаров" появились изменения. Теперь маркетплейсы обязаны держать в открытом доступе полную информацию о штрафах и удержаниях. Новые поправки - реакция комиссии при Минпромторге на осенний скандал со штрафами Wildberries за "несоответствие габаритов товаров".
Что поменяли: Пункт о размещении на маркетплейсе в открытом доступе информации о наборе услуг и итоговой комиссии для продавца дополнили обязанностью площадки предоставлять детализированную информацию о штрафах, доплатах, корректировках и удержаниях.
Зачем поменяли: Поводом для внесения таких дополнений в документ стал, выявленный в результате обращений продавцов в Комиссию, вопрос применения штрафов при нарушении заявленных продавцом габаритов товара. Напомним, что с конца ноября Wildberries стал штрафовать селлеров из-за якобы "несоответствия габаритов товаров". И новая система штрафов вызвала бурю негодования со стороны продавцов.
Например, одного предпринимателя, торгующего бытовой техникой и игрушками, оштрафовали на 2,5 млн рублей — хотя он указывал габариты от производителя. За каждую позицию он получил штраф в 10 тысяч рублей, а нарушения маркетплейс нашёл у 2500 товаров.
Дошло до того, что десятки селлеров осадили московский офис компании, требуя отменить эти штрафы. В ситуацию были вынуждены вмешаться власти. В результате предприниматели составили коллективное письмо, его подписали около 200 человек, сумма их штрафов составляет примерно 42 млн рублей. Подписанты потребовали приостановить начисление штрафов, обеспечить проверку и отмену начисленных штрафов.
Наконец-то к концу года площадка пообещала, что изменит правила измерения габаритов товаров. Кроме этого, утверждают в ФАС, Wildberries изменит принцип общения с поддержкой: теперь продавцы смогут вести диалог со специалистами (при необходимости — с подключением старшего специалиста), пока проблема не будет решена.
Мнение маркетплейсов: В Wildberries утверждали, что это предприниматели пытаются обманывать маркетплейс, намеренно занижая габариты, чтобы получить более низкие тарифы на перевозку.
"Нередки случаи, когда продавец, отправляя товар на склад маркетплейса, заявляет габариты, заниженные в разы, не соответствующие реальным, — таким образом продавцы хотят получить низкие тарифы на логистику, а в результате компании-перевозчики несут убытки, могут быть сбои с планированием мест на складах, увеличиваются сроки приемки", - поясняют в АКИТ.
И что теперь? Комиссия по созданию условий саморегулирования в электронной торговле при Минпромторге приняла решение дополнить "Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров" также пунктом о создании прозрачных условий для сотрудничества между сторонами и не допускать злоупотреблений, а именно: "Правила работы маркетплейса не должны приводить к необоснованным доначислениям, корректировкам, удержаниям, блокированию, ограничению пользователей, расторжению договора".
Президент АКИТ, Заместитель председателя Комиссии по саморегулированию, Артем Соколов: "Почти 680 обращений от продавцов поступило на сегодня в Комиссию, 38 из них пока в работе, остальные рассмотрены. Именно эта обратная связь позволяет выявить острые моменты взаимодействия участников сторон, обнаружить проблемы и своевременно реагировать на них".
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте