Маркетплейсы: тренды, развитие и перспективы

Игорь Бахарев
Маркетплейсы – развивающийся рынок с активной маркетинговой деятельностью и топ рекламодателей России. Ecom широко шагает и вроде прекрасно себя чувствует. Ключевые игроки и эксперты в рамках дискуссии “Маркетплейсы захватят мир?” на PERFORMANCE MARKETING FORUM попытались разобраться, какое будущее их всё-таки ждёт.

 

Ритейл медиа глазами агентств

Сооснователь Eshopmedia Лариса Юстус представила результаты исследования “Ритейл медиа глазами рекламных агентств”. Большинство прогнозов сходятся к тому, что к 2040 году 95% продаж будет приходиться онлайн. Маркетплейс, как знаковая единица, растёт и становится не только большим каналом дистрибуции, но и внушительным способом продвижения. Наибольшей популярностью среди агентств пользуются внутренние инструменты – карточка товара и баннерная реклама.

Как оценивается эффективность и какие KPI ставят рекламным агентствам? По их мнению, 100% эффективностью считаются продажа и конверсия в ритейл медиа, узнаваемость бренда и лояльность к нему. С точки зрения KPI преобладают требования к продажам, выручке, рентабельности расходов на рекламу, охвату. Факторы, которые мешают развитию ритейл медиа и одновременно являются точками роста:

– отсутствие прозрачной аналитики,

– недостаточность рекламного инвентаря у большинства.

– невозможность оптимизации реал-тайм,

– ограниченность загрузки сторонних данных,

– непрозрачность,

– нехватка сторонних верификаторов,

– сложность управления рекламой сразу на нескольких площадках.

Таким образом, треть респондентов уже выделяют на ритейл медиа до 30% от бюджетов. Подавляющее большинство – 88% опрошенных – считают их самостоятельным рекламным каналом. А агентства позитивно оценивают следующий год с точки зрения роста: больше половины показывают +15%.


Рост маркетплейсов в исследовании Ozon

Рынок изменился за последние полтора года, и маркетплейсы сейчас очень активные игроки. Произошло перераспределение не только среди каналов коммуникации, но и среди брендов – сразу двойной эффект. Это сильно повлияло на медиамиксы и доступный инвентарь. Значительно увеличилась скорость роста в онлайне, а в офлайн некоторые категории даже показывают негативный тренд. Ozon сейчас – лидер по месячной аудитории среди маркетплейсов, несмотря на то, что продажи и оборот меньше, чем у Wildberries, с одинаковым трафиком.

По мнению директора по маркетингу Ozon Олега Дорожка, маркетплейсы будут стремительно расти, потому что людям нравится покупать онлайн. Примерно половина запросов по всем товарам и товарным категориям происходит, в первую очередь, на маркетплейсе, а во вторую очередь, в поисковых системах.

Например, Ozon ежедневно посещает 37 миллионов человек – большая часть Рунета тратит время уже на площадке. Половина покупателей заходят с высокой частотностью – раз в неделю. Если там размещать рекламу, то можно говорить о таргетинге на большую часть покупателей Рунета. Важно и то, что на площадке доступны абсолютно все инструменты для работы на всех этапах воронки – от знания до лояльности. Это performance-продукты, трафареты, продвижение в поиске, брендовая полка – brandformance-формат, все модели оплаты, автостратегии. Кроме того, можно вести трафик вне маркетплейсов, на собственные сайты и приложения. Доступна и классика: баннеры, видеобаннеры.


Какое будущее у маркетплейсов?

По убеждению Людмилы Марлье, директора рекламной платформы WB, “будущее шикарное”, но с существенными отличиями. Есть, условно, западный путь – с жёсткой конверсионностью, и китайский – с паттерном discovery. И там, и там реклама развивается по-разному. Потому что в одном случае это будет действительный поиск, а во втором – возможность для других подходов, вплоть до блогеров.

Олег Дорожок уточняет: “В ближайшие 3 года ничего глобально не изменится. Будет улучшаться сервис, увеличиваться ассортимент. С точки зрения паттернов, Россия ближе к китайской модели. Он не основной, но ярко выраженный. Скорее всего, будем двигаться в сторону попытки удержать людей внутри. А это значит, будет больше азиатского в продукте, он будет более пёстрым, светящимся. Россия – страна интересных парадоксов. Несмотря на всю вроде бы мрачность, очень круто развит сервис. Бесплатной доставки нигде не существует, только в России”.

 

Слово брендам

Частота и количество клиентов, которые посещают площадку, полностью взаимосвязаны с категориями, где покупки совершаются. У кого-то это уже развито очень хорошо, кто-то только делает первые шаги в этом направлении. Поэтому точно фокус будет на том, как привлечь клиента клиента и задержать. Всё будет ходить вокруг частотных покупок. Есть прекрасный термин для таких – “липкие” категории. Те, кто родились как бренд на маркетплейсах, считают сотрудничество с ними удобным: много недорогого трафика и клиентов.

Сергей Кофейников, совладелец FitnesShock, поделился своим опытом: “Мы два года росли как бренд, который работал с внешним трафиком, и наш главный фокус – “купить” всех блогеров, у которых есть ЗОЖ-направления, и показать наш продукт”. В самом начале это очень хорошо окупалось, но маркеплейсы смогли трафик сориентировать внутрь. Сегодня сплит 80/20 в пользу внутренних каналов продвижения. Может быть, это моя фантазия, но при потраченным рубле на внешний и внутренний трафик, второй стал окупаться лучше”.

А это опыт Андрея Юрченко, совладельца Dee One: “Мы создались как бренд в 2020 году, в самый самый разгар пандемии. И для нас это было квантовым скачком: из небольшого мебельного ателье – в реальные производства. Мы стартовали оттуда, где можно было найти заказы. До середины текущего года маркетплейсы были основным каналом продаж – 80%. Оставшиеся 20% разделены между поисковым трафиком: наш собственный сайт, оптовые клиенты и мультибрендовые магазины”.


Роль рекламных агентств

Многие эксперты сошлись на том, что агентства чуть не успевают за маркетплейсами. Хотя у площадок сформировалось огромное количество инвентаря и рекламодателей. И одновременно с этим – высокая нераспроданность некоторых форматов: как классических, так и медийных. Задача агентства – объяснить, почему площадка с десятками миллионов человек в месяц и с теми же форматами, принятыми на рынке, не хуже по цене и лучше по конверсии, является медийной. Если тесты исполнителей говорят, что всё работает, то получается, что агентства просто теряют свои деньги.

Эксперты отметили, что небольшим брендам с агентствами сложно работать. И, если возможно финансировать другой тип рекламы внутри ритейл медиа, то необходимость агентства вообще отпадает. В такой ситуации многие приходят к формату инхаус: разбираются в инструментарии, растят компетенцию и стараются эффективно подстраиваться под изменения, которые создают маркетплейсы. Большие инструменты появляются редко, но эффективность каждого из них – ежедневная оперативная работа. Поэтому если на площадках возникнут сложности, то с вопросами пойдут к площадкам, а не к агентствам.

Что касается перспектив шоппинга онлайн и маркетплейсов, то и эксперты, и зрители единодушны – это с нами надолго, если не навсегда. Поэтому прозрачный анализ, современный инструментарий и полезная конкуренция – это то, что каждый из участников может дать рынку,а в ответ получить лояльность, прибыль и безапелляционный рост.

Материал по теме

Россияне вспоминают о забытых товарах в первые 10 минут после оформления заказа

Материал по теме

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Материал по теме

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Россияне вспоминают о забытых товарах в первые 10 минут после оформления заказа

Сервис доставки из магазинов и ресторанов Купер и исследовательская компания "Онин" выяснили, что 39% россиян забывают положить те или иные товары в корзину при покупках онлайн. Чаще всего это делает молоде...

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.