Маркетплейсам пропишут жесткие ограничения
Игорь Бахарев
В Госдуму внесен очередной законопроект, направленный на регулирование деятельности маркетплейсов. Он предполагает целый ряд жёстких ограничений для площадок, включая запрет на платный возврат товаров, высокие комиссии и так далее.
Документ вводит два уровня регулирования - общее, которое касается всех маркетплейсов, а также дополнительное регулирование для "значимых" маркетплейсов, то есть тех, чья доля на рынке превышает 20%.
По мнению авторов, маркетплейсы со "значительным положением на рынке" могут "злоупотреблять возможностью одностороннего изменения условий работы, вплоть до наложения строгих санкций и блокировки личных кабинетов за нарушения договоров оферты".
Основные элементы общего регулирования
Общее регулирование будет включать запрет на платный возврат товаров, ограничение максимальной комиссии маркетплейса за услуги в размере 10% от стоимости товара и запрет на проведение акций без согласия продавцов. Неустойка за нарушение договора не может быть больше 15% от стоимости услуги, в отношении которой допустили нарушение.
При заключении договора площадка будет обязана проверять профиль и документы контрагента. Также ей придётся разместить форму договора на сайте и проверять возраст покупателей при продаже товаров лицам, достигшим определённого возраста.
Также площадки будут отвечать за то, чтобы не допускать размещение информации о товарах, оборот которых в России запрещён или ограничен. Наконец, они обязаны будут отслеживать маркировку.
Основные элементы регулирования "значимых" маркетплейсов
"Значимые" маркетплейсы получат дополнительные требования. В частности, им будет запрещено "дискриминировать продавцов". Нельзя будет запрещать продавцам торговать на других платформах. Также нельзя создавать преимущества для продажи собственных марок по сравнению с товарами других продавцов.
От крупных площадок требуют обеспечивать бесперебойную работу системы возврата товаров. Надо будет раскрывать информацию о своих алгоритмах. Наконец, "значимые маркетплейсы" не смогут запретят менять условия договоров услуг и каким-либо образом ухудшать положение продавцов или владельцев ПВЗ, предварительно не уведомив об этом не менее чем за 30 дней.
Предполагаемый срок вступления законопроекта в силу - 1 марта 2025 года. Контролировать выполнение требований будет ФАС.
Авторы законопроекта - глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что он "должен восполнить пробелы в законодательстве, которые способствуют монополизации рынка, ставят в невыгодное положение продавцов и владельцев ПВЗ и приводят к сложностям в разрешении споров".
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте