Маркетплейс по полочкам. Куда идти, сколько вкладывать и как попасть в топ?
Игорь Бахарев
Стратегия всему голова
Чтобы выстроить стратегию продвижения на маркетплейсе, продавцу нужно определиться с целью.
Есть три основных сценария.
Маркетплейс — часть экосистемы продаж. Брендам, у которых есть собственный сайт и настроена первичная воронка продаж, разумно использовать маркетплейсы в составе "гигиенического минимума" представленности в сети. Маркетплейсы становятся самостоятельным каналом трафика наравне с соцсетями и интернет-магазинами.
Продавец подключает свои карточки на маркетплейсах, выравнивает цены, обеспечивает доставку со склада и получает заказы в формате "одного окна".
Маркетплейс — единственный канал продаж. Когда у производителя или селлера нет собственного сайта или других каналов присутствия в сети, акцент смещается на развитие карточек товаров и самого магазина на маркетплейсе. Карточки товара заполняются и оформляются вручную, менеджер подключает все опции рекламного продвижения. Это не так затратно, как содержать свой сайт и привлекать на него трафик. Однако, такой формат сложнее для производителей новых брендов без своей аудитории.
Селлеры делятся на две категории:
1. Те, кто собирается играть вдолгую, нужно понимать, какой бюджет закладывать на рекламу.
2. Те, кто хочет реализовать партию товара и выйти, нужно прогнозировать объемы прибыли. Из маржи вычитать расходы на логистику и прибыль, а остаток вкладывать в продвижение, если товар начнет продаваться хуже".
Большую часть продаж на платформах делают простые селлеры, а не производители. Они скупают товары конкуренто, тестируют и оставляют самые популярные. После –– формируют свой бренд и начинают заниматься продвижением. Такая стратегия способна вытеснять производителей.
На маркетплейсах нет места "свободе творчества" — все определяется на этапе подбора товара.
Маркетплейс — как канал при собственном производстве. Производители могут смотреть на маркетплейсы как на каналы продаж. Завести карточки продуктов и таким образом повышать узнаваемость бренда.
"Принцип "ввязаться в драку, а там разберемся" сработает только в случае, если вы заходите на площадку только ради опыта и с небольшим бюджетом, чтобы не потерять деньги в случае провала. Начинать можно с пошагового плана продаж и расчета экономики проекта. В каждой из ниш предложение выше, чем спрос. Даже при работе с дешевыми товарами или с собственным производством. Строить наполеоновские планы на 5 лет вперед не эффективно. Менять первоначальную стратегию можно — это гибкий документ, который видоизменяется на основе показателей"
— Виталий Панов, академический директор Академии маркетинга MAED
Описания карточек, реклама, управление продажами и модерация, другие платные опции от МП — все это инструменты. Стратегия — инструкция, как попасть из точки А в точку Б в соответствии с вашими ресурсами.
Зачем стратегия бренду, компании или селлеру? — Чтобы в любой момент обратиться к документу и подтвердить или опровергнуть свои гипотезы.
В стратегии фиксируется, как вы будете измерять эффективность вашей работы и эффективность самой площадки.
Что продавать, чтобы завоевать неприступного клиента?
У каждой категории есть специфика. Например, в обуви и одежде большую роль играет бренд: говорим "кроссовки", думаем Nike. Для части категорий это не имеет значения. Какая разница, у какой фирмы человек купил чехол для телефона или аромасвечи?
В каждой категории есть "неприступный" клиент. Делайте хороший продукт и учитесь его подать так, чтобы выделить свое УТП. Ретеншн на маркетплейсах зависит от сервиса: скорости ответов на вопросы, запросы на скидку, помощи в критических ситуациях с нарушением качества и доставки.
Можно выйти даже в заполненную нишу. Пример тому — одноразовые маски, тут не играет значение бренд, на первое место выходит цена и скорость доставки. При желании, занять свою долю рынка можно даже в нише ноутбуков под своим брендом, но времени и ресурсов это займет гораздо больше, чем, например, в антистресс-игрушках pop-it. Анализируйте нишу, товар в онлайн продажах также популярен как и офлайн. Потребители все еще предпочитают покупать после того, как потрогали, проверили и посмотрели.
— Александр Чайка, преподаватель курса "старт на маркетплейсах: с 0 до первых продаж" от Академии маркетинга MAED и руководитель отдела продаж ZoneSmart.
Стоит отсматривать и показатели в сервисах аналитики: как распределяются продажи по ценам, какие товары, какой категории продаются лучше. Например, в SellerFox есть график, который показывает как разделены продажи между продавцами и брендами по каждой нише.
Сервисы аналитики для работы с маркетплейсами
-
Shopstat. Бесплатный сервис для аналитики Wildberries и Ozon, который постепенно выходит на Aliexpress и Яндекс.Маркет. Работает в качестве плагина.
-
Минус — получает данные по политике API, показывает ту же аналитику, что и сами маркетплейсы, что не всегда верно.
-
SellerFox. Платный парсер для трендовых товаров, есть бесплатный пробный период на один день.
-
Внутренний сервис Ozon. Показывает самые продаваемые товары на маркетплейсе — и на рынке. Помогает понять, каких популярных товаров еще нет на Ozon.
-
Внутренний сервис аналитики Яндекс.Маркет. Аналитика Яндекс.Маркет. Большой сервис, который собирает данные по всему интернету, с пятью уровнями доступа. Уровень доступа продавцы зависит от того, какую долю рынка он занимает. До 10% — первый уровень. У монополистов есть доступ ко всем данным.
-
Внутренний сервис аналитики Aliexpress. Аналогичен поисковым запросам на Ozon: популярные запросы, конверсия, цена продажи. Aliexpress дает аналитику по трафику, когда пользователи приходят на карточку товара.
Игра по правилам: алгоритмы работы маркетплейсов
У всех маркетплейсов довольно простые алгоритмы выдачи. Особенность российских площадок в том, что практически все индексируют только по названиям — учитываются ключевые слова.
Поэтому на Aliexpress или Wildberries можно встретить совершенно безумные по длине и сложности названия, и это не трудности перевода.
Единственный маркетплейс, который индексирует и название товара, и описание — Ozon. Там встречаются более лаконичные названия и четкие описания, составленные по ключевым словам. Площадка говорит об этом открыто, поэтому это важно учитывать при подготовке.
Wildberries учитывает только продажи, тогда как у Ozon в топе нет товаров без отзывов. Если сравнивать дальше, Wildberries активно продвигает акции через пуш-уведомления в приложении, что выделяет его среди остальных конкурентов.
Другие факторы попадания в верхние позиции выдачи похожи и предсказуемы: величина продаж, цена, количество отзывов. Однако, на разных площадках у этих показателей разный приоритет.
Ветка отзывов — это важный коммуникационный канал, в котором важна открытость. Здесь не стоит забывать о модерации.
Совет на все времена — постоянно тестировать функционал, который предлагают маркетплейсы. Если вы новичок, следите за обновлениями настроек, отчетами от разработчиков и рекламными форматами. Так ваш бренд сможет органично встроиться и эффективнее работать.
На некоторых площадках учитывается рейтинг не только товара, но и продавца. Зачастую, последний даже важнее первого. Это характерно для платформ, где продавцы исторически больше торгуют со своего склада, а не через фулфилмент маркетплейса, например, на Aliexpress и eBay.
— Александр Чайка, преподаватель курса "старт на маркетплейсах: с 0 до первых продаж" от Академии маркетинга MAED и руководитель отдела продаж ZoneSmart.
Высокий рейтинг продавца гарантирует его добросовестность и умением обрабатывать заказы.
Рейтинг — показатель того, что он в принципе может обработать заказ и обеспечить реализацию. Яндекс.Маркет вырос из платформы сравнения цен, поэтому все продавцы отображаются через одну и ту же карточку товара. В список внутри карточки ранжируется. В топ попадают или сам Маркет, или продавец с самой быстрой доставкой, или продавец с наименьшей ценой.
Выбор площадки в зависимости от категории товара✔️ Одежда и обувь, косметика — Wildberries и Lamoda
✔️ Электроника, крупная бытовая техника — Яндекс.Маркет и Ozon
✔️ Товары для дома — Ozon
✔️ БАДы — Wildberries и Ozon
Со временем топовые категории на площадках смешиваются. Клиентов привлекает бренд, программа лояльности, скидки и акции.
Тренд — продавать товары на всех маркетплейсах.
Как продвигать товары?
Продавцы всегда должны закладывать бюджет на продвижение. Есть несколько вариантов. Самый выгодный (и сложный) — сделать внешнюю рекламу на свои площадки: на сайт, в соцсети. После — вести по воронке на маркетплейсы.
Цель: не ограничивать покупателя в способах заказа и оплаты товара.
Второй вариант, продвижение отдельных карточек или бренда напрямую на площадке.
У Wildberries, например, есть внутренняя система пушей, она бесплатна. Уведомления автоматически приходят пользователям, когда продавец снижает цену — все остальные рекламные инструменты платные. Где-то маркетплейс работает через депозит, а какие-то услуги закрываются взаимозачетом.
Ozon также предлагает взаимозачет. Если стоимость не покрывается, то алгоритм высчитает ее из будущей прибыли. А вот Яндекс.Маркет работает без взаимозачета: продвижение в поиске происходит через аукцион и депозит. У Aliexpress все способы продвижения бесплатные, за исключением партнерской программы, которая работает за процент с продаж.
Какой бюджет закладывать на продвижение, зависит от уровня конкуренции в категории: чем она меньше, тем меньше денег понадобится продавцу. Например, самые конкурентные категории — одежда и косметика, а вот брендовая электроника (особенно в условиях текущего дефицита комплектующих) — менее конкурентная категория.
Цена маркетинга: бюджеты: Иногда хватает рекламного бюджета на 30 тысяч — но это переменная издержка. Дальше следите, чтобы затраты на продвижение держались на конкурентном уровне: на Amazon он, в среднем, составляет 25% от оборота, а на Ozon — всего около 5%.Доставить нельзя отложить. Логистика на МП
Сейчас все маркетплейсы дают продавцам возможность работать с собственной доставкой и логистикой. У Aliexpress так было всегда, Ozon и Яндекс.Маркет добавили такую опцию в этом году. На эту тенденцию влияет два фактора:
- Во-первых, у крупных продавцов, например, интернет-магазинов отлажена своя логистика, есть договоры с курьерскими службами, они работают через свои сайты — нет смысла отгружать товары на склады маркетплейсов.
- Во-вторых, склады маркетплейсов не резиновые — например, они не подходят для фулфилмента крупногабаритных товаров — стоимость их хранения и обработки съест всю маржу продавца.
- В-третьих, DBS - отличная возможность для начинающих селлеров протестировать спрос на свой товар, исключая затраты на первую поставку.
Переходим к документам
Оформление документов при выходе на маркетплейс — это несложно. Почти все площадки запустили электронный документооборот или пользуются электронной почтой. Продавец заключает договор с маркетплейсом, а площадка присылает все закрывающие документы. Для оформления поставок всегда есть собственные шаблоны транспортных накладных и служба поддержки.
Все требования ограничены законодательством, единственное различие — время и условия предоставления документов. По умолчанию, каждый продавец может торговать в любой категории за некоторым исключением (еда, фармацевтика). Ozon и Aliexpress просят предоставить документы на товары в личном кабинете, Wildberries — привезти при поставке. Подробные правила предоставления документов проверяйте в правилах продажи на маркетплейсах.
Чек-лист по выходу на маркетплейсы:- Выбор ниши.
- Анализ конкурентов.
- Анализ целевой аудитории.
- Выбор маркетплейса.
- Поиск поставщиков, работа с поставщиками.
- Изучение требований к регистрации личного кабинета.
- Работа с документами: юридические вопросы старта на маркетплейсе.
- Модели работы с доставкой на маркетплейсах.
- Экономика проекта, план продаж. Взаиморасчеты и аналитика.
- Продающий контент.
- Воронка продаж.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте