Леонид Довладбегян: Никакого топ-менеджмента в eCommerce через 5 лет не будет

Игорь Бахарев
Редакция E-pepper.ru попросила меня написать колонку на тему “Как будет выглядеть топ-менеджмент интернет-магазина здорового человека через 5 лет”, и мне эта идея очень понравилась. В первую очередь потому, что на мой взгляд, через 5 лет топ-менеджмент интернет-магазина будет выглядет никак – то есть его вообще как такового не будет.

Обосную. Я глубоко уверен, что директор интернет-магазина и вообще топ-менеджмент интернет-магазина – это пережиток былых времен, и такие должности будут постепенно уходить в прошлое. Уже сейчас интернет-магазин – это всего лишь один из каналов дистрибуции, не требующий отдельного управления. Уже сейчас из должности или специализации это превратилось в функционал, необходимый любому топ-менеджеру в ритейле.

Так что на мой взгляд, никакого топ-менеджмента интернет-магазина не будет – будет топ-менеджмент ритейл-сети, глубоко понимающий диджитал-процессы, потому что все больше взаимодействия с покупателями будет осуществляться в интернете.

Особенность восприятия окружающего мира новым подрастающим поколением – нашими будущими кастомерами и сотрудниками – хорошо описывает картинка, о которой мне недавно рассказывали: маленький мальчик смотрит на салют, и чтобы разглядеть его получше, он делает такое характерное движение пальцами, как будто раздвигает картинку на планшете. Это совершенно другое поколение, оно на 100% digital, причем это поколение влияет и на более “консервативных” окружающих, и именно оно будет формировать потребительский спрос в ближайшие годы.

Фактически останется один только digital, т.е. физический выбор товара будет нужен только для грамотной консультации, для демонстрации. Но процесс прихода потребителя к бренду, как и все основные бизнес-процессы в ритейле, будут сосредоточены в digital.

Кроме того, рынки усложняются, и будет все меньше компаний, которые просто перепродают товар с высокой наценкой. Потому что конкуренция увеличивается, а маржинальности нет, и компании будут зарабатывать, привлекая поток клиентов. Основным активом станет Big data, и компании будут зарабатывать, продавая клиентам дополнительные услуги: это финансовые услуги (кредиты и тому подобное), в DIY это могут быть услуги по установке и ремонту, в FMCG это будут какие-то готовые наборы, т.е ритейл будет заниматься не исключительно прямыми продажами, а решением проблем клиента, удовлетворением его потребностей.
  
Потребность клиента DIY-компании – не перфоратор, а дырка в стене; потребность клиента, который покупает одежду – статус, потому что если не так, то можно было бы ходить в одной телогрейке, она нормально работает в плане защиты от холода; клиент покупает айфон тоже ради статуса, потому что звонить и смсить можно и с дешевого смартфона. И ритейл вот эти потребности будет наконец удовлетворять, а не просто торговать.

Менеджмент, в свою очередь, будет понимать, как удовлетворять эти потребности, и соответственно, уметь работать с wordstat, big data, с развернутой аналитикой, хорошо понимать digital и mobile в частности, потому что все потребности сосредоточены в mobile. Будущее – это m-commerce, потому что для нового поколения весь мир сосредоточен в смартфоне.

Я вижу будущее топ-менеджмента интернет-магазина очень просто – это digital-менеджмент всей сети, а не менеджмент интернет-магазина, и это специалисты, которые разбираются в тех направлениях e-commerce, которые будут прогрессировать, а это прежде всего: m-commerce, вопросы, связанные с контентными стратегиями, контент-маркетингом, визуализациями, VR и прочим. Это менеджмент, который умеет гибко привлекать деньги с рынка, потому что сейчас основной проблемой для многих участников рынка становится именно нехватка денежных средств.

Под влиянием блокчейна, краудфандинга и других новых инструментов начинает меняться процесс привлечения средств, так что в один прекрасный момент банки и традиционные кредитные инструменты могут оказаться устаревшими динозаврами. Поэтому ритейлу нужны люди, которые умеют пользоваться новыми инструментами и привлекать деньги в бизнес, нужны грамотные финансисты нового формата. Также у руля будут логисты, которые умеют построить и автоматизировать цепочку поставок, руководители call-центров, способные выстроить полноценный суппорт и обеспечить удовлетворение текущих задач клиентов (при этом КЦ будет обслуживать все каналы сбыта – розницу, интернет-магазин, оптовое подразделение и т.д.), а также директора по маркетингу, способные взаимодействовать с во всех точках контактах с клиентами.

По сути руководство интернет-магазина не будет выделено в отдельное направление просто потому, что этими digital-скиллами, которые сейчас зачем-то считаются уделом исключительно e-commerce специалистов, должны будут обладать все. Или ты ими обладаешь, или рынку ты больше не нужен, такой вот закон джунглей.
Материал по теме

Профсоюзы сообщают о массовых увольнениях в ряде еком-сервисов

Материал по теме

Тонкости работы в eСommerce: на пути к созданию идеальной команды

Материал по теме

Как логисты справляются с нехваткой персонала: опыт из первых рук

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Блогеры в кризисе: как партнерский маркетинг стал спасением для инфлюэнсеров

В прошлом году доходы блогеров серьёзно упали из-за блокировок популярных платформ и сокращения рекламных бюджетов. Однако те, кто перешел на партнерский маркетинг, увеличили прибыль. Эксперты компании Такпр...

Продавцы предложили переложить расходы на возврат товаров на покупателей

Представители малого и среднего бизнеса предложили изменить правила возврата товаров, купленных на маркетплейсах. Сейчас, если покупатель отказывается от заказа надлежащего качества, расходы на обратную дос...

METRO наращивает онлайн-продажи

В 2024 году оптовый ритейлер METRO зафиксировал значительный рост онлайн-активности клиентов. Общее число посещений сайта и мобильного приложения превысило 150 млн, а количество заказов увеличилось на 19% п...

Предприниматели стали быстрее выходить на маркетплейсы

Опрос Яндекс Маркета показал, что бизнесмены теперь принимают решение о старте продаж на площадках за три месяца вместо шести. Согласно исследованию, в 2021 году почти 30% предпринимателей раздумывал...

Яндекс Маркет расширяет складскую сеть в Подмосковье

Яндекс Маркет арендовал 19 тыс. кв. м складских площадей в подмосковном Домодедове у компании Desport, правопреемника французской сети Decathlon в России. Сделка заключена в два этапа: в конце 2024 года мар...

Цена — главное: как россияне выбирают товары в интернете

Цена остаётся решающим фактором при выборе товаров и услуг для россиян. Согласно исследованию платформы "Безтендера.рф", 63% покупателей в первую очередь ориентируются на стоимость товара. На ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.