Коммуникационная стратегия в email-маркетинге: что в себя включает и как ее построить

Игорь Бахарев

Коммуникативная стратегия — это поэтапно запланированный обмен информацией с целевой аудиторией. Общаясь с целевыми сегментами, компания привлекает внимание и напоминает о себе, убеждает совершить покупку и создает определенный имидж. С другой стороны, она собирает данные о своих состоявшихся и потенциальных клиентах, чтобы общение было релевантным. Каждая из этих задач требует отдельной коммуникационного сценария. Редактор eSputnik Глеб Клюйко рассказал об этих сценариях. 

Создание коммуникационной стратегии

Эффективная стратегия коммуникаций демонстрирует, “что”, “кому”, “как” и “зачем” бренд будет рассказывать о себе. По этой карте маркетологи должны сверять свой путь к сердцам целевой аудитории компании. Ее можно представить в виде такой схемы: 

1.png 

Оценка текущей ситуации

Прежде всего нужно проанализировать рынок: 

  • действия конкурентов,

  • существующие и потенциальные сегменты целевой аудитории,

  • тенденции развития рынка. 

Это даст понимание собственных конкурентных преимуществ и возможных точек роста. 

Постановка целей

Цели и задачи стратегии коммуникации можно разделить на три главных блока:

  • маркетинговый; 

  • креативный;

  • медийный.

Задачи маркетингового направления:

  • Донести до целевой аудитории конкурентные преимущества компании;

  • Сформулировать уникальное торговое предложение для каждого сегмента ЦА;

  • Отстроиться от конкурентов;

  • Завоевать лояльность клиентов.

Задачи креативного направления:

  • Создать брендбук: визуальный образ бренда, его узнаваемый стиль;

  • Разработать месседжи для разных этапов продвижения и всех каналов коммуникации;

  • Сформировать доверительную связь с ЦА с помощью эмоционального брендинга.

Задачи медийного направления:

  • Запланировать ключевые этапы продвижения (воронка продаж);

  • Выбрать каналы коммуникации (Email, мессенджеры, пуш-уведомления, соцсети и т.п.).

Выбор целевой аудитории

Многие бренды руководствуются правилом “Чем шире охват рекламы, тем лучше.” Но на практике такой подход обычно приводит к бесполезному распылению маркетингового бюджета. Реклама приносит пользу только тогда, когда полезна получателю. Для этого она должна быть персонализированной, т.е. отражать интересы и потребности конкретного человека. 

А путь к персонализации начинается с сегментации контактной базы.

Сегментация контактов

Потребительские сегменты строятся на основании какого-нибудь общего признака: например, пол, возраст, средний чек или геолокация. Здесь главное — найти те признаки, которые являются ключевыми именно для вашего бизнеса. 

Например, маркетплейсы и онлайн-магазины сегментируют пользователей по товарным предпочтениям: устанавливают на сайт скрипт веб-трекинга, который отслеживает, какие товары просматривают посетители. Затем эти данные попадают в систему автоматизации маркетинга, где используются для автоматического распределения пользователей по сегментам, основанным на их интересах. 

Портрет клиента

Для каждого важного сегмента, полученного в результате сегментации, нужно создать портрет идеального клиента.

Идеальный покупатель, персона, или аватар, — все это обозначения для вымышленного собирательного образа представителя целевого сегмента.

Чем конкретнее получится этот образ, тем проще потом будет достучаться до всего сегмента. Представьте не только пол, возраст и доход человека, но и его имя, состав семьи, профессию, бытовые привычки. 

Упростить работу по созданию портрета клиента помогут специализированные онлайн-сервисы, например — xtensio.com Здесь вы найдете готовые шаблоны, которые впоследствии можно будет сохранить для дальнейшего использования:

Важно понимать, что идеальный клиент — не значит идеализированный. Портрет должен базироваться на реальных данных, собранных на форумах, из отзывов и опросов.

Например, один известный ритейлер женской одежды представлял свою идеальную покупательницу как светскую львицу, которая покупает дорогие вещи для повседневной жизни. Но более глубокое исследование показало, что их основные клиентки — представительницы среднего класса, которые совершают покупки не чаще раза в месяц, в день зарплаты, чтоб потом наряжаться по особым случаям. Соответственно, бренду пришлось полностью менять рекламную стратегию.

Таким образом, ваша главная задача — понять потребительский инсайт: зачастую бессознательный мотив, который толкает потребителя на покупку.

Тогда вы сможете говорить с покупателем на одном языке и найти идеальный tone of voice бренда.

AIDA и другие Коммуникационные модели

Коммуникационная модель в маркетинге – это схема обмена информацией между брендом и потребителем.

Самая известная модель — AIDA: показывает движение по воронке продаж от внимания (Attention) через интерес (Interest) и желание (Desire) к действию (Action), то есть к покупке.

AIDA

Модель AIDA предложил в далеком 1898 году Элайас Сент-Эльмо Льюис. С тех пор у нее появилось множество вариаций: AIDCA, ACCA, AIMDA, DIBABA и т.д. Но от добавления новых букв суть первоначальной модели принципиально не меняется: потребитель идет к покупке через повторяющуюся последовательность этапов. 

Соответственно, для каждого этапа воронки нужно подобрать правильный месседж: холодного клиента настойчивые призывы купить только отпугнут, а горячему, наоборот, лишняя информация уже не нужна. 

Здесь в работу опять включается сегментация, основанная на данных. Если информация о клиентах постоянно собирается и обновляется в режиме реального времени (компетенция Customer Data Platforms), люди на разных этапах воронки автоматически получают месседжи, продвигающие их вглубь по воронке. 

Чем точнее настроена коммуникация на всех этапах воронки, тем выше вероятность продаж, в том числе и повторных.  

Коммуникационная деятельность

Чтобы коммуникация была эффективной, вам нужно правильно подать правду о вашем бренде. То есть рассказать каждому контакту то, что интересно и полезно знать именно ему.  

Чего хотят клиенты

Самая распространенная и общепризнанная схема человеческих потребностей — пирамида Маслоу.

Согласно ней, существует 5 основных групп потребностей:

  1. Физиологические потребности.

  2. Безопасность — здоровье, стабильность, защищенность.

  3. Принадлежность — потребность в любви , дружбе, общении.

  4. Признание — потребность в уважении окружающих, самооценка. 

  5. Самовыражение — потребность в личностном развитии и самореализации.

Каждая потребность, которую помогает решить бренд, должна быть освещена в отдельном сообщении. Чем четче и убедительнее будет посыл — тем лучше.  

Content Mapping

Еще один способ найти правильный месседж для коммуникационной стратегии — проанализировать рекламные кампании конкурентов и представить конкурентные преимущества в виде своеобразной карты. Наша задача — найти незанятую нишу, чтобы с ее помощью отстроиться от конкурентов. 

Например, карта контента для языковой школы может выглядеть так:

  • иностранный необходим для карьеры — 9 упоминаний;

  • нужен при поступлении в ВУЗы — 8;

  • нужен, чтобы иммигрировать — 7;

  • общее развитие ребенка — 9;

  • подготовка к IELTS — 3;

  • комфорт в путешествиях — 6;

  • новые знакомства — 6;

  • профилактика старения мозга — 0.

Если нанести эти месседжи на условную карту, сразу станет понятно, какие темы стоит педалировать:

content map

Если наша школа первой расскажет о значении изучения иностранных языков в предотвращении таких возрастных изменений, как болезнь Альцгеймера, то шансы быть услышанными в потоке информационного шума резко возрастут.  

Подготовка каналов коммуникации

Когда содержание коммуникации уже запланировано, остается продумать, по каким каналам лучше передавать разные типы сообщений. Например, для промо отлично подходят емейл-рассылки, браузерные пуш-уведомления и соцсети, а транзакционные сообщения можно отправлять в Viber, SMS или мобильных пуш-уведомлениях. 

Мониторинг результатов

Как бы тщательно вы не продумывали маркетинговую стратегию, от ошибок не застрахован никто. Только анализ результатов покажет, насколько верны оказались ваши гипотезы. Зато имея на руках “полевые” данные о реакции клиентов на вашу коммуникационную стратегию, вы сможете легко скорректировать ее в нужном направлении.

Материал по теме

Как продавать с помощью YouTube канала: пошаговый план

Материал по теме

Как отделу разработки и SEO работать вместе, чтобы создать крутой сайт

Материал по теме

Retail Media в России: как рекламный рынок будущего вырос в 300 раз за 5 лет

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

X5 Group увеличила выручку на 20,7% в первом квартале

X5 Group опубликовала предварительные финансовые результаты за первый квартал 2025 года. Чистая выручка группы выросла на 20,7% в годовом сопоставлении, достигнув 805,8 млрд рублей. В X5 называют развити...

Информационная безопасность мотивационных программ: как защитить организатора и участников

В последние годы количество кибератак на российский бизнес растёт: по оценкам RED Security, в 2024 году их количество увеличилось в 2,5 раза — до 130 тыс. Из них примерно 20% были высокорисковыми. Поэтому би...

Книжные магазины просят ФАС ограничить демпинг маркетплейсов

Ассоциация книгораспространителей, в которую входят "Альпина", "Буквоед", "Московский дом книги" и другие крупные сети, обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на демпинг со стороны ...

"Белпочта" запустит национальный маркетплейс в 2025 году

РУП "Белпочта" планирует в первом полугодии 2025 года запустить собственный маркетплейс с товарами белорусских и зарубежных производителей. Об этом сообщили представители предприятия. Новая площадка ...

Wildberries открывает ворота для китайских селлеров

Wildberries провел в Китае конференцию для местных предпринимателей, стремящихся выйти на российский рынок. Мероприятие под лозунгом "Открывая новую эру миллиардов: Новый Шелковый путь Танчоу" собрало сот...

"Магнит" составит конкуренцию "Яндекс.Еде"?

Розничная сеть "Магнит" расширяет сервис "Магнит Доставка", добавив возможность заказа готовых блюд из ресторанов. Первым партнером проекта стала сеть Burger King. Сервис "Магнит Рестораны" начал раб...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.