Кейс СберМаркета: как доставить 2,5 млн подарков и сэкономить покупателям 165 млн рублей

Игорь Бахарев

Специалист по трейд-маркетингу отдела Brand Solutions в СберМаркете Александра Лосицкая рассказала, как подарки помогают повышать узнаваемость брендов, увеличивать продажи и лояльность и экономить деньги покупателей. 

Для продвижения товаров через наш сервис мы используем множество инструментов. Один из них — сэмплинг. 

Сэмплинг — это предоставление покупателям бесплатных образцов или рекламных материалов с целью увеличить узнаваемость и лояльность и стимулировать продажи. На самом деле, ритейлеры использовали это решение и до выхода в онлайн: проводили дегустации продуктов в торговых залах, раздавали косметические пробники, предлагали обменять открытую упаковку жвачки на новую. Но по сравнению с офлайн-акциями сэмплинг в e-commerce имеет значительное преимущество: возможность точно определять целевую аудиторию и получать глубокую аналитику после.    

Как это работает: Мы добавляем в заказ подарок для покупателя — сэмпл. Это может быть экземпляр товара (например, баночка газировки), пробник или листовка. Возможны и креативные решения. Например, на юбилей компании Bonduelle мы вкладывали в заказы небольшие наборы для выращивания микрозелени: торфяные таблетки и семена. Таблетки везли из Норвегии, а семена — закупали в России. Потом мы вручную собирали наборы в конверты, чтобы доставить их клиентам. 

Чаще всего товар для акций мы получаем от поставщиков и отправляем в магазины. Чтобы покупатели не принимали подарки за чужой заказ, мы прикрепляем на сэмпл яркую наклейку с надписью “подарок”. 

Что это дает: Популярность сэмплинга связана с выгодами для всех сторон-участниц кампании. Благодаря таргетингу покупатели получают то, что их обязательно порадует, и экономят. Ритейлеры стимулируют повторные покупки товаров бренда и получают рост лояльности. А производители, помимо того же стимулирования повторных покупок, работают с узнаваемостью и преодолевают барьер первичной покупки. 

А еще сэмплинг стимулирует обсуждение товаров и мотивирует покупателей поделиться мнением и отзывами в интернете. Например, пользователям нравится показывать в сторис записки от СберМаркета с теплыми пожеланиями. 

Определяемся с подарком

Мы дарим продукты из разных категорий: от бытовой химии до детского питания.

Возникает вопрос: может ли в заказ попасть сэмпл детского питания, если у покупателя нет детей? Ответ — нет. 

Мы используем несколько видов таргетинга, которые помогают выбирать релевантных потребителей для каждого товара.

В первую очередь мы оцениваем предыдущие покупки. Например, анализируем категории, которые часто заказывает покупатель. Кроме категорий мы таргетируемся по отдельным брендам, SKU, по полу потребителей и географии заказов.

А недавно мы разработали и запустили алгоритм, который помогает отслеживать товары в корзине текущего заказа. То есть мы можем добавить сэмпл, опираясь на информацию о том, что покупает человек в данный момент. Это помогает увеличить охват и доставить больше подарков в короткие сроки. 

Совмещая несколько видов таргетинга, мы можем выявлять целевые аудитории для достаточно “сложных” продуктов. Пример такой кампании — сэмплы с кормами для кошек. Нам нужно было:

  1. Определить, у кого из наших покупателей есть домашние любимцы;

  2. Убедиться, что это именно кошки;

  3. Понять, что в рацион кошек хозяева включают корма.

Также таргетинг дает возможность организовать небольшую кампанию для местных производителей в регионах. Например, для производителя мясных продуктов из Сибири мы проводили сэмплинг в Новосибирске и Омске: в городах, рядом с которыми расположены склады и производство. 

Подводим итоги

В ходе кампании мы регулярно делимся с производителем информацией о статусе и результатах. Во-первых, формируем отчеты с каждой точки: рассказываем о количестве сэмплов, которые уже добавили в заказы, делаем фотографии. А также готовим аналитические отчеты. В них мы включаем следующие данные, которые производитель может использовать для оценки результатов:

  • процент покупок товаров бренда от всего купленного товара в категории;

  • процент от выручки в категории;

  • процент корзин, которые содержат товар бренда;

  • общее количество покупателей бренда;

  • количество купленного товара в штуках, в деньгах и в заказах. 

Чтобы сделать данные показательными, мы проводим несколько замеров. Так, если кампания длится 2 недели, то мы берем данные за 2 недели до начала, затем замеряем показатели во время кампании и еще раз — через 2 недели после завершения. 

Как выбирать заказчика

Иногда производители приходят к нам с готовой идеей, а иногда инициативу по проведению кампании развиваем мы. Самый важный момент при общении с заказчиком и планировании проекта — это выбор продукта, который станет подарком.

Мы разработали для сэмплинга специальный регламент, который продолжаем развивать и дополнять. Совместно с юридическим отделом мы составили список продуктов, которые класть в заказы нельзя: в него входят, например, алкоголь и сигареты или лекарства. Но кроме юридических рисков существуют риски для репутации. Мы хотим, чтобы подарки радовали покупателей и приносили пользу компании-заказчику. Поэтому исключаем из участия в акциях продукты, которые провоцируют неоднозначную реакцию.

Хороший пример подарков, которые не вызывают доверия — сим-карты и безалкогольное пиво. В первом случае у покупателей могут возникать негативные ассоциации с раздачей бесплатных симок на улицах и в подземных переходах, во втором — вопросы к посланию сервиса. Любой компании, которая проводит сэмплинг, важно не только соблюдать требования закона, но и сопоставлять акцию со своими принципами и оценивать, насколько тот или иной подарок соответсвует месседжу, который хочется направлять клиентам.  

О трудностях

Организация сэмплинга — это масштабный процесс, в нем задействовано много команд. Существует ряд сложностей, которые важно учесть и продумать, чтобы акция прошла успешно и принесла хорошие результаты.

  1. Логистика. Любой проект, в который приходит логистика, предполагает большую работу, в нем участвует множество стейкхолдеров. Пример: масштабный сэмплинг с известным брендом газировки, 110 тысяч подарочных баночек и множество городов-участников. То есть целый ряд задач по коммуникации с ритейлерами и отдельными точками, которые расположены в разных часовых поясах.

  2. Специальное оборудование. Некоторые товары требуют специальных условий хранения: например, если мы хотим добавить в заказ йогурт, то для хранения сэмплов потребуется место в холодильниках, которое нужно согласовать с ритейлером. Важно очень точно планировать поставку и контролировать сроки кампании.

  3. Реакции. Мы постоянно обновляем регламент: список товаров, которые не можем добавить в заказ в качестве подарка из-за юридических и репутационных рисков.

Сэмплинг в цифрах 

СберМаркет умеет раздавать подарки по всей России — от Калининграда до Владивостока. За год мы раздали нашим покупателям больше 2,5 млн сэмплов и сэкономили им 165 млн рублей.

Сейчас мы развиваем направление: так, в течение второго квартала 2021-го года мы смогли заработать на этом инструменте больше, чем за весь 2020-й.

Как получить максимум

Сделать сэмплинг максимально выгодным помогут несколько правил:

  1. Точный таргетинг. Чем лучше мы умеем таргетироваться, тем больше продуктов сможем подключить к сэмплингу. 

  2. Регламент сотрудничества. Важно составить список продуктов, распространение которых в рамках акции может нанести юридический или репутационный урон компании. 

  3. Внимание к деталям. Продукты для семплинга хранятся так же бережно и внимательно, как и другие товары в магазинах. Например, если мы дарим мороженое, то оно обязательно сохранит свой первоначальный вид до тех пор, пока не попадет в руки пользователя. 

  4. Выбор метрик. Определите, какие показатели помогут оценивать результаты акций. Это даст компании возможность успешно развивать направление и заинтересует заказчиков. 

  5. Немного креатива. Добавить в акцию оригинальности — хорошая идея: это порадует покупателей и стимулирует появление отзывов в соцсетях. Можно делать необычным сам сэмпл (например, набор для выращивания зелени от Bonduelle) или вносить что-то новое в формат (написанные сотрудниками от руки стикеры-маркеры для подарочных товаров).  

Материал по теме

Кейс "Маревен Фуд Сэнтрал": как с помощью мемов изменить восприятие известного бренда

Материал по теме

Рекламщики рассказали, как изменится индустрия в 2024 году

Материал по теме

Системы MDM в российских реалиях: чек лист и несколько рекомендаций

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Маркетплейсы требуют новых кадров

Спрос на специалистов по онлайн-торговле взлетел на 27%, отмечают в своём исследовании аналитики платформы для поиска работы hh.ru и эксперты Центра развития предпринимателей PRO Wildberries. За посл...

Яндекс Маркет меняет позиционирование

 Яндекс Маркет представил новое позиционирование бренда. Сервис уже обновил визуальный стиль, логотип и главную страницу сайта. Теперь фирменные цвета маркетплейса - это яркое сочетание красного и жёлтого. ...

Сантехника и мебель для ванной: россияне переходят в онлайн

Ипотечный бум 2023 года и стремление россиян сберечь свои накопления стимулировали спрос на сантехнику и товары для ванной комнаты, что привело к росту покупок в интернет-магазинах. Как говорится в данных и...

Яндекс Маркет построит в Казани новый фулфилмент центр в 2025 году

Яндекс Маркет и компания R1 development, при участии Правительства Республики Татарстан, заложили первый камень будущего фулфилмент центра маркетплейса в логистическом парке "Дружба" в Республике Татарстан....

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.