Как создать отличный мерч, с которым не захочется расставаться: советы экспертов

Игорь Бахарев

На пути к созданию качественного мерча бренду-новичку предстоит немало интересных открытий. Когда пора запускать собственную промолинейку и как создать продукт, с которым клиент останется надолго, рассказали эксперты из Portobello, Pro-Motion Group HK, группы "Эталон", "Асконы", "Р-Фарм" и СберМаркетинга в студии видеоподкаста о рекламе и маркетинге MEDIA MIX. 

Хороший мерч — это история, которая остается с человеком надолго. Она дарит вдохновение, радует качеством и развивает лояльность к бренду-создателю. При этом до 80% людей используют сувениры и бизнес-подарки всего один раз, а 70% промоодежды отправляются пылиться на полку после первой же носки.

5 ингредиентов для создания мерча мечты 


1.    Фирменный стиль бренда. В случае с мерчем не существует единых требований к визуальной эстетике. Однако PR-директор "Асконы" Лариса Малышева считает, что высококлассный мерч даже без фирменного логотипа может передать основное сообщение бренда. Это не значит, что стоит полностью отказаться от крупных лого. "Это современный подход, который используют мировые бренды уровня Gucci и Prada, смело размещающие логотипы на одежде, — комментирует Гаянэ Тищенко, директор департамента брендированной продукции и мерча СберМаркетинга, — однако, если компания хочет поставить лого на промоодежде, это должно быть стильно, технологично и органично сочетаться с другими элементами образа".

2.    Открытость к желаниям клиентов. Хорошему мерчу недостаточно статуса удобного бизнес-подарка для партнеров. Это продукт, который потребитель хочет приобрести на собственные деньги. А значит, его имиджевые характеристики должны соответствовать, считает Владимир Мазур, генеральный директор Portobello, член комитета по промопродукции АКАР. Люди хотят получить то, что они и сами бы хотели купить, — отчасти из желания сэкономить на своей потребительской корзине. Мерч перестал быть подарком для статуса, он стал подарком для жизни. 

3.    Высокое качество. Современные материалы и эстетичность — это базовые требование к мерчу. При разработке сувениров важно сосредоточиться на эмпатии и качестве взаимодействия — вещах, которые бренды не всегда могут транслировать через медийные рекламные каналы.Качество исполнения не только влияет на эмоции владельца, но и определяет, сколько времени он проведет с мерчем, поэтому стоит заранее задуматься об износостойкости. "Одежда должна долго носиться, а аккумулятор — работать годами, а не один день. Не стоит забывать о возможности вторично переработать вещь, ведь так мы демонстрируем бережное отношение к экологии и поддерживаем курс на устойчивое развитие", — напоминает Ольга Червова, руководитель отдела внутренних коммуникаций "Р-Фарм".

4.    Высокие технологии. Задача хорошего мерча — идти в ногу со временем и соответствовать технологическим трендам. Вещи, актуальные два-три сезона назад, не способны вдохновить покупателя. "Мы регулярно посещаем неделю моды в Гонконге, чтобы изучить новые материалы и технологии, — рассказывает директор ООО "Бюро Про-Фабрик" и основатель Pro-Motion Group HK Сергей Шарапов. "На рынке постоянно появляются инновационные разработки, способные вызвать у потребителя вау-эффект, — от проводящих ток графеновых тканей до светонакопительных и термохромных материалов, умеющих менять цвет при перепадах температуры".

5.    Функциональность. Все усилия над модным дизайном и поиском качественных материалов напрасны, если вещь оказалось неудобной или бесполезной. Функциональность превыше всего. "Когда мы дарим мерч, мы редко представляем предпочтения, а порой и пол получателя, поэтому нам нужны универсальные подарки. В идеале мерч должен быть продуктом ежедневного потребления, — поделился Владимир Мазур. — В топ-10 наиболее удачных мерч-продуктов входит одежда, ежедневники, электроника и термокружки". 

Антитренды

Чего при создании мерча нужно однозначно избегать? Спикеры MEDIA MIX выделяют показное ESG в виде приевшихся экоручек из картона, устаревшие кожаные аксессуары и офисный декор, а также избыток упаковки на небольших вещах. 

Отдельной критике подверглись продуктовые наборы, включающие товары других брендов. "Подарочные корзины с алкоголем и колбасой — совершенный моветон для бренда, который не занимается производством еды", — считает Гаянэ Тищенко. Маркетинговая коммуникация с помощью мерча должна соответствовать стилю и имиджу бренда, быть подарена в подходящее время и учитывать интересы целевой аудитории.

Кому и зачем нужен мерч

Мерч способен отлично решать HR- и маркетинговые задачи, поясняет Ольга Червова: "Для нас это способ поощрить сотрудника, отметить его достижения и успехи, а также повысить уровень лояльности к бренду. Кроме того, мерч помогает транслировать ценности компании и формировать образ бренда для сотрудников и соискателей".

Опыт группы "Эталон" показывает, что мерч способен выстроить внутри компании дружное рабочее комьюнити. Корпоративный мерч активно используется во внутриком-проекте: коллеги из HR-департамента запустили онлайн-ресурс, где можно покупать мерч за аналог внутренней валюты — эталоны. Теперь сотрудники их активно копят. У нас сформировалось онлайн-комьюнити, куда люди регулярно заходят, общаются и обмениваются эталонами. Мерч выступает и поощрением, и элементом геймификации", — рассказала Надежда Пашкульская, руководитель направления событийных коммуникаций группы "Эталон".

При этом мерч нужен далеко не каждому бренду. Компании пора задуматься о запуске собственной промолинейки в том случае, когда у нее большой штат сотрудников либо сложилась небольшая, но лояльная аудитория, готовая включаться в активности и взаимодействовать с брендом. Кроме того, прежде чем запускать магазин мерча, нужно определить, кто его целевая аудитория и какие цели преследует бренд. Это может быть монетизация, геймификация, работа над HR-брендом или создание дополнительной точки контакта с аудиторией.

Реальный мерч в виртуальной реальности

Складывается впечатление, что мерч — это максимально физическое проявление коммуникации бренда. Однако этой сфере не чужд тренд на диджитализацию и метаверс. К примеру, команда СберМаркетинга активно экспериментирует с технологиями искусственного интеллекта и создает с его помощью нестандартные дизайны и новые формы продуктов. Гаянэ Тищенко отмечает, что в этом году нейросети, наконец, "научились про мерч" и вместо странных и пугающих вещей предлагают интересные решения, которые можно взять в работу. 

С метаверсом и виртуальной реальностью дела обстоят не столь гладко. По мнению Ларисы Малышевой, эти технологии слишком новы для России и не успели обрасти большим количеством последователей, но тем не менее: "Мы движемся в сторону полноценных интеграций в виртуальные вселенные. Сейчас ажиотаж вокруг метаверса несколько утих, но он вернется, потому что сохраняется спрос, а его аудитория растет".

Опытом размещения мерча в метаверсе поделилась Гаянэ Тищенко: "Мы экспериментируем с интеграцией онлайна в офлайн и создаем предметы, которые объединяют физическую и виртуальную сущность. Например, мы можем оцифровать мерч для мероприятия, которое проходит в метаверсе, и вручить его участникам в онлайне. Когда наши гости возвращаются в реальность, они получают физические аналоги подарков, которые получили в метаверсе, и это создает настоящий вау-эффект".

Материал по теме

Вечеринка не удалась: как пиарщики Revolve смогли настроить против себя блогеров и что им теперь делать

Материал по теме

Маркетинговая зрелость eGrocery площадок: аналитика Easy Commerce

Материал по теме

Кейс "Маревен Фуд Сэнтрал": как с помощью мемов изменить восприятие известного бренда

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Конференция E-com Mastery от i-Media и CRM Group

6 июня в рамках выставки Ecom Expo приглашаем вас на "E-Com Mastery: Комплексный подход через 4Р"‎.  На конференции мы рассмотрим актуальные каналы для продвижения. На примере кейсов разберем, какие и...

Портрет владельца ПВЗ: данные Ozon

Ozon провел исследование среди владельцев, менеджеров и сотрудников пунктов выдачи заказов маркетплейса. Исследование включало опрос более 15 тысяч человек, которые причастны к работе с пунктами выдачи зака...

Тренды рынка eCommerce США: оценка Zacks Investment Research

По данным Министерства торговли США, в четвертом квартале 2023 года eCommerce-продажи выросли на 7,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как общий объем розничных продаж увеличилс...

Как пандемия обрушила качество служб доставки: опыт Гонконга

Пандемия взрастила популярность платформ доставки еды в Гонконге. Однако власти убеждены, что именно из-за этой популярности качество сервисов резко сократилось. Растет поток жалоб на службы доставки. В 201...

Рассылки переползли в мессенджеры

Рассылки - традиционный способ взаимодействия компаний с клиентами. Сейчас к привычным письмам в электронной почте, СМС и звонкам добавился новый канал - сообщения в популярных мессенджерах. Эксперты компан...

Портрет российского онлайн-покупателя: аналитика Yota

Россияне все больше пользуются маркетплейсами - трафик таких ресурсов вырос на 72% за прошлый год, при этом вовлеченность мужчин стала выше на 90%. На 33% увеличилось и среднее время, которое пользователи п...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.