Как разработать интернет-магазин для B2B-сегмента и успешно интегрировать его в цифровую экосистему. Опыт ОМК

Игорь Бахарев

Промышленная группа ОМК уже несколько лет развивает сервис по продаже металлопроката для B2B - интернет-магазин "ОМК Маркет". В компании рассказали, как запускали собственный онлайн-магазин и с какими проблемами пришлось столкнуться.

Запуском интернет-магазина группа ОМК решила сразу несколько задач: реализует типовой металлопрокат из наличия на вторичном рынке, ускорила процесс продажи продукции для клиентов, переведя их на самостоятельное обслуживание, и перераспределила часть ресурсов для работы с крупными партнерами.

Уникальность проекта в том, что он стал частью большого семейства экосистемы цифровых продуктов группы ОМК с перспективой создания новых интегрированных систем.


Функционал и технические решения

От предварительной проработки архитектуры до MVP версии понадобилось 4 месяца. Технологическим партнером проекта стала команда веб-интегратора RDN Group, специализирующаяся на сложных и высоконагруженных проектах. На старте было реализовано пять функциональных блоков:

●       Каталог продукции. Металлопродукция, которая есть в наличии, отображается в режиме онлайн.

●       Информация по складам. Актуальная информация по складам компании.

●       Широкий набор фильтров. Подбор продукции согласно заданным критериям. Клиент получил возможность выбирать продукцию по наименованиям и характеристикам с разбивкой по складам, а это десятки тысяч комбинаций.

●       Внутренний калькулятор. Расчет габаритов и массы продукции осуществляется на основании параметров внутри самого сервиса по исходным данным из учетной системы. Возможность расчета товаров в тоннах, метрах, штуках, листах, пачках и рулонах.

●       Корзина. Корзина товаров и единый личный кабинет. 

Интернет-магазин позволяет клиенту оперативно оформить заказ с нужного подразделения и автоматически за считанные секунды получить итоговый счет по электронной почте или самостоятельно скачать его в личном кабинете. Благодаря интеграции сайта с системой 1С: Комплексная автоматизация заказчик может зарезервировать продукцию и гарантированно получить поставку. Операционный контроль остался у менеджера по продажам. 

Сотрудники группы ОМК имеют возможность управлять всеми операциями через административный аккаунт: менеджеры и руководители отслеживают статусы всех заказов и этапы, на которых они находятся. Процесс работы для сотрудников остался прежним, но масштаб и скорость работы изменились.

В сервисе есть калькулятор, который автоматически рассчитывает стоимость добавленной в корзину продукции, с учетом выбранного метража / тонн / штук. По словам руководителя направления развития интернет-магазина ОМК Владислава Березнякова, этот, на первый взгляд, простой функционал значительно снижает операционную нагрузку на менеджера по продажам, так как после создания заказ можно отправлять на отгрузку без внесения корректировок в номенклатуру.

Был реализован базовый функционал интернет-магазина, который позволяет делать "ОМК Маркет" простым для клиентов. Это достигается за счет каталога с фильтрами, который был подготовлен специально под характеристики металлопроката, а также удобного поиска по сайту и актуальных цен. Разработчики составили приоритетные характеристики для сортировки по каждому из разделов, а также вынесли характеристики в фильтры, которые удобно использовать. Анализ поведения пользователей на сайте позволил реализовать удобный UI/UX-дизайн. 


Технические особенности

●       Языки программирования (PHP, JavaScript);

●       Веб-инструменты (GIT, GitLab);

●       Шаблонизация, рендер разметки (HTML, PHP, TWIG);

●       Контейнеризация и виртуализация (VMware);

●       Мониторинг, логирование и диагностика;

●       Framework: (Bitrix);

●       Системы хранения и обработки данных (MySQL (Percona);

●       Очереди и кэширование (Memcached);

●       API-интерфейсы и интеграции (API REST (XML/JSON/SOAP), SSO (OAuth), Swagger (документация), 1C-Предприятие, Яндекс API).


Сложности проекта

В процессе реализации проекта появился функционал, который отличает "ОМК Маркет" от других интернет-магазинов в отрасли.

"Часто у клиента отдел снабжения и сам проект может находиться в разных городах или же имеется несколько проектов в разных регионах России. Чтобы реализовать функционал сквозного фильтра по складам, которого нет у подобных сервисов, в архитектуру проекта заранее были заложены уникальные технологические особенности. Опираясь на клиентский опыт, фильтр дает возможность выбрать склады отгрузки продукции без привязки к региону. По геолокации система определяет склады по умолчанию, относит к нужному региону и сразу подставляет к нужным складам" - поделился Дмитрий Россихин, директор RDN Group. 

Результаты и награды

"Успехом развития проекта можно считать результаты реализаций 2023 года, а именно регулярное оформление заказов в интернет-магазине и рост клиентской базы. 43% клиентов, которые впервые оформили заказ в интернет-магазине, делают повторные заказы. В среднем один клиент создает в месяц 5 заказов", - рассказал руководитель направления развития интернет-магазина ОМК Владислав Березняков.

Постоянными покупателями сервиса уже стали более 1500 клиентов. Проект получил признание на профессиональных премиях: Tagline Awards 2022 и Rusbase Digital Awards 2023 за эффективное цифровое решение для клиентов. Также сервис признали лучшей сбытовой сетью 2023 года в рамках конференции "Российский рынок металлов".

 

Уникальность

Интернет-магазин уникален тем, что является частью большого семейства цифровых продуктов группы ОМК. За 5 лет непрерывного роста в экосистему компании внедрили 18 интегрированных пользовательских продуктов и 14 технических сервисов, которые выполняют технические функции как для внутренней работы, так и для внешнего пользователя. Созданный шаблонизатор на Twig является уникальным и написан специально под всю экосистему цифровых сервисов группы ОМК: это позволяет frontend разработчикам работать на единых компонентах, backend-интеграция облегчает вхождение другого разработчика.

 

Планы и перспективы

В ближайшие планы компании входит создание прогрессивного и более функционального ресурса, основанного, в первую очередь, на предпочтениях пользователей и тестировании пользовательского опыта. Дизайн интернет-магазина "ОМК Маркет" будет изменен в рамках единой дизайн-системы цифровых сервисов, а также будет разработан калькулятор доставки.

Материал по теме

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Материал по теме

Российский рынок ноутбуков: рост онлайн-продаж и укрепление отечественных брендов

Материал по теме

Владельцы iPhone стали чаще сдавать смартфоны в трейд-ин

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Российский рынок ноутбуков: рост онлайн-продаж и укрепление отечественных брендов

За первые десять месяцев 2024 года россияне приобрели на маркетплейсах Ozon и Wildberries ноутбуков на общую сумму 10,3 млрд рублей, что на впечатляющие 3,2 млрд рублей больше, чем за аналогичный период 202...

MEETUP B2B Ecom & Cocktails

Третья встреча B2B Ecom & Cocktails пройдет 29 ноября 2024 в Москве в новом формате. Мероприятие соберет ведущих экспертов в области маркетинга, продаж и цифровых технологий, чтобы обсудить перспекти...

Владельцы iPhone стали чаще сдавать смартфоны в трейд-ин

За прошедший год россияне стали активнее сдавать свои старые смартфоны в рамках программы трейд-ин. По данным объединенной розничной сети МегаФона и Yota, за 10 месяцев текущего года количество сданных устр...

Эксперты оценили успех распродажи 11.11

Российские интернет-магазины провели успешную распродажу 11.11. По данным ЮKassa, оборот подключенных к сервису магазинов за три дня акции вырос на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рос...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.