Меню

Как за год поменялся рынок eCommerce: аналитика AdvantShop

Игорь Бахарев

Компания AdvantShop представила исследование "Как поменялся рынок электронной коммерции в связи с коронавирусом. 2019-2020 год". Эксперты проанализировали данные по топ-100 интернет-магазинам (топ-20 магазинам для тематических выборок) с наибольшим числом заказов. Данные сгруппированы по месяцам с января по апрель за 2019 и 2020 гг. и нормированы по числу дней в месяце. Таким образом можно отследить не только тренд текущего года, но и сравнить его с прошлогодним. Исходным значением в 100% выбрана точка в январе 2020 г. Остальные данные представлены в процентном отношении к исходному значению.

1. Новые магазины vs закрывшиеся магазины

В апреле число новых открытых интернет-магазинов стало почти в 2 раза больше (на 99,02%), чем за период январь-март, и в полтора раза больше, чем в апреле прошлого года. Это связано с тем, что бизнесу приходится адаптироваться к новой жизни и лучшее решение — это выход в онлайн.

Закрываться магазины стали тоже чаще — на 39,17 %. Но в целом тенденция идет  на увеличение игроков на рынке. 

Вывод: коронавирус однозначно оживил онлайн-бизнес. Однако, важно правильно выбрать свою нишу, чтобы не закрыться в первый же месяц.

2. Общий оборот: топ-100 магазинов

С апреля во всех регионах России был объявлен режим самоизоляции, вынудивший миллионы людей сидеть по домам. Для многих интернет-магазинов это стало шансом увеличить количество продаж. Как видно на графике, средний месячный оборот топовых магазинов в апреле вырос на 23,91 % по сравнению с предыдущим месяцем и примерно на 36% в сравнении с апрелем 2019 года. 

По сравнению с апрелем 2019 года число заказов возросло на 25%, но снизилось на 5% по сравнению с мартом 2020 года.

Средний чек остается на прежнем уровне с января по апрель 2020 года. По сравнению с 2019 годом немного снизился — на 11%.

Вывод: Эпидемия коронавируса спровоцировала активный рост продаж в интернете. Интернет-магазины работают в условиях, приближенных к боевым, при этом увеличиваются показатели среднего месячного оборота и число заказов.

3. Оборот в категории “Детские товары”

Для магазинов, продающих детские товары, видна тенденция роста продаж. В сравнении с мартом 2020 года, в апреле месячный оборот вырос на 22,63%. 

*данные были сформированы на основе выборки 20 игроков в топовых категориях

Число заказов в апреле 2020 также возросло по сравнению с предыдущим месяцем на 19,12%. 

Средний чек остается примерно на там же уровне, рост в апреле небольшой —  всего 3,68% по сравнению с предыдущим месяцем. 

Вывод: так, за апрель 2020 года продажи детских товаров сети выросли на 19,12% по сравнению с мартом. Так как дети не ходят в детские сады и школы из-за карантина, родители покупают больше игрушек, детского питания и других вещей.

4. Оборот в категории “Дом, сад, ремонт”

Рынок товаров для дома и ремонта показывает небольшое падение в апреле 2020 года по сравнению с мартом на 22%. 

*данные были сформированы на основе выборки 20 игроков в топовых категориях

Число заказов снизилось незначительно — на 3%, но по сравнению с 2019 годом, наблюдается рост — на 11%.

Средний чек в данной категории снизился в апреле на 18% в сравнении с мартом.

Вывод: люди во время самоизоляции продолжают покупать товары для дома, сада и ремонта. Хоть месячный оборот немного снизился в апреле 2020 годоа, число заказов все равно больше, чем в 2019 году.

5. Оборот в категории Зоотовары

В 2020 году оборот магазинов зоотоваров сильно просел в пользу маркетплейсов. Особенно в апреле — оборот магазинов снизился на 74,75%.

*данные были сформированы на основе выборки 10 игроков в топовых категориях

Число заказов в апреле 2020 снизилось на 26,56% по сравнению с мартом и на 43,87% по сравнению с апрелем 2019 года.

Средний чек упал на 46,01‬% в апреле 2020 по сравнению с мартом и на 25,93% по сравнению с апрелем 2019 года.

Вывод: в категории зоотоваров в 2020 году снизился оборот и количество заказов. Люди чаще заказывают товары для своих питомцев в маркетплейсах.

6. Оборот в категории Красота и здоровье

Статистика показывает снижение спроса на товары данной категории, поскольку эти товары чаще всего не предназначаются для удовлетворения основных потребностей людей. Оборот в этой отрасли упал на 31,42%.

*данные были сформированы на основе выборки 20 игроков в топовых категориях

Число заказов примерно на одинаковом уровне разница между апрелем и мартом - 5,56%.

Средний чек в апреле 2020 года снизился на 23,52% по сравнению с мартом. 

Вывод: в целом, пандемия повлияла на рынок косметики не существенно. Можно с предположить, что, если карантин продлится, продажи косметики вырастут из-за того, что салоны красоты закрыты и людям приходится переключаться на домашние процедуры. Плюсом будет и большее количество времени, которое можно посвятить для ухода за собой.

7. Оборот в категории Мебель/Двери

Негативная динамика в продажах мебели наблюдается еще с начала 2020 и в целом оборот ниже, чем в 2019. Но в марте и апреле продажи упали еще сильнее. Месячный оборот апреле 2020 года снизился на 26,14% по сравнению с мартом.

*данные были сформированы на основе выборки 10 игроков в топовых категориях

В апреле число заказов мебели и дверей упало на 15%. 

 Средний чек за последний месяц также упал на 21,27%.

Вывод: начиная с 2020 года продажи мебели и дверей неуклонно снижались. Пандемия коронавируса и кризис оказали негативное влияние на спрос. Очевидно, люди откладывают покупки вещей не первой необходимости на второй план.

8. Оборот в категории Одежда и обувь

Даже в такой стрессовый для бизнеса период, компаниям, продающим одежду и обувь удается держаться “на плаву”. В апреле 2020 года прирост месячного оборота в сравнении с мартом составил 6%.

*данные были сформированы на основе выборки 20 игроков в топовых категориях

Число заказов в апреле выросло на 29,27%. Скорее всего это связано с массовыми закрытиями оффлайн точек.

Вывод: тенденция роста, которую мы наблюдали в марте-апреле 2020 года, не ослабевает даже в условиях усиливающейся вспышки COVID-19. Люди предпочитают заказывать одежду онлайн. Особенно с переходом на удаленный режим работы пользуются спросом домашняя одежда и пижамы.

9. Оборот в категории Подарки и сувениры

Подарки в апреле всегда продаются хуже чем в феврале и марте. Но в марте и феврале 2020 показатели были выше, чем в 2019. А в апреле наоборот. Месячный оборот в апреле по сравнению с мартом снизился на 53,11%.

*данные были сформированы на основе выборки 10 игроков в топовых категориях

Число заказов тоже снизилось в апреле на  50%.

Средний чек в марте и апреле практически одинаковый, разница — 3,31%.

Вывод: продажи подарков и сувениров заметно снизились в 2020 году, по сравнению с 2019. В феврале и марте 2020-го, в связи с праздниками, обороты практически догнали показатели 2019 года. Однако в апреле всегда наблюдается спад спроса в этой категории.

10. Оборот в категории Продукты питания

Россияне резко увеличили онлайн-покупки продуктов питания на фоне развития ситуации с коронавирусом. В марте 2020-го это направление торговли стало самым быстрорастущим — месячный оборот магазинов поднялся почти в 2,5 раза, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

*данные были сформированы на основе выборки 15 игроков в топовых категориях

Число заказов значительно увеличилось в апреле 2020 года — на 155% по сравнению с апрелем 2019.

Средний чек, наоборот, уменьшился в 2020 году, по сравнению с 2019.

Вывод: магазины, продающие продукты питания, сейчас больше всех остальных  ощущают повышение покупательской активности. Люди предпочитают заказать еду онлайн, нежели ходить по магазинам с массовым скоплением людей, где большой риск заразиться.

11. Оборот в категории Техника и электроника

В секторе техники и электроники с начала 2020 года наблюдалось снижение темпов продаж. В апреле 2020 года месячный оборот снизился в 2 раза по сравнению апрелем 2019.

*данные были сформированы на основе выборки 15 игроков в топовых категориях

Заказов в апреле 2020 также стало меньше на 50,17%.

Средний чек в апреле 2020 года стал меньше, чем в апреле 2019 на 29%.

Вывод: спад в продажах техники и электроники прослеживается на протяжении всего 2020 года. Это говорит о том, что люди предпочитают заказывать технику в маркетплейсах. Также важен тактильный контакт. Если покупатель не имеет возможности получить физический контакт при выборе, то информации о крутых новых функциях оказывается недостаточно. И если нет срочности (например, замена устройства при его поломке), люди откладывают покупку, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. 

12. Оборот в категории Хобби и рукоделие 

Спрос на хобби товары растет в течение всего 2020 года, а в марте-апреле особенно. Связано это как раз с карантином (школьники и студенты остаются дома), а также с тем, что большинство компаний перевело людей на удаленную работу. По сравнению с апрелем 2019 года, в апреле 2020-го месячный оборот вырос на 134%.

Количество заказов также выросло — на 187%.

Однако средний чек начал немного снижаться — на 15% в течение года.

Вывод: люди предпочитают поменьше выходить на улицу, чтобы снизить риски заражения. И все, что помогает отвлечься, развлечься и отдохнуть дома, вызывает чуть больший интерес, чем обычно. Поэтому оборот в категории хобби товаров заметно возрос. 

13. Оборот в категории “Товары 18+”

Индустрия товаров для взрослых в период коронавируса активизировалась. Месячный оборот магазинов за месяц (с марта на апрель) вырос на 112,53%. А по сравнению с апрелем 2019 — на %

*данные были сформированы на основе выборки 20 игроков в топовых категориях

Заказы товаров для взрослых в апреле 2020 выросли на  72,22%. А по сравнению с апрелем 2019 — на 46,11%.

Средний чек в апреле тоже поднялся на 33,55% в сравнении с предыдущим месяцем.

Вывод, который делают аналитики: на фоне распространения коронавируса и призывов властей оставаться дома, в интернете взлетели продажи товаров для взрослых. Особенно рост продаж заметен в апреле.

Итак, данные показывают, что COVID-19 действительно заставил потребителей пересмотреть свое отношение к онлайн-покупкам: часть потребительского спроса естественным образом переходит в онлайн. И для интернет-магазинов это отличная возможность расширить свою аудиторию покупателей.

Материал по теме

Американский eCommerce ставит рекорды в 3 квартале: аналитика eMarketer

Материал по теме

Как работает медийная реклама: чек-лист для малого бизнеса

Материал по теме

АКОРТ: доля онлайн-торговли в РФ вырастет до 9,2% к концу года

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Loyalty Barometer Report 2020: что клиенты думают о программах лояльности

Как изменилось отношение покупателей к программам лояльности за год и какие новые тренды появились - эксперты приложения «Кошелёк» подготовили перевод свежего исследования и сравнили его результаты с пр...

"Детский мир" запустила маркетплейс

ГК "Детский мир" объявила о запуске в рабочем режиме собственного маркетплейса. Площадка работает во всех категориях сети, включая одежду и обувь, игрушки и игры, товары для новорожденных и зоотовары. В среднес...

L’Oreal перенаправит люкс-сегмент в онлайн

Косметическая компания L’Oreal планирует закрыть некоторые точки розничных продаж в США, чтобы реструктурировать свои люксовые операции. В ближайшие шесть месяцев американское подразделение L’Oreal L...

В правительстве поддержали онлайн-продажу рецептурных лекарств

Министр здравоохранения Михаил Мурашко и министр промышленности и торговли Денис Мантуров готовы поддержать начало дистанционной продажи рецептурных препаратов после того, как все категории лекарств будут о...

Российские покупатели полюбили онлайн-секонды

Россияне стали все чаще обращаться к сервисам объявлений для покупок одежды, обуви и аксессуаров. Потребители стараются сэкономить, покупая вторичную одежду. По данным исследования Fashion Consulting Group ...

Как eCommerce изменил рождественский шопинг: опыт John Lewis

Ритейлер John Lewis создал виртуальный тур по некоему собирательному образу своих универмагов. Теперь покупатели смогут "посетить" универмаг на Оксфорд-стрит, и выбрать рождественские подарки не вставая с диван...