Как за год поменялся рынок eCommerce: аналитика AdvantShop

Игорь Бахарев

Компания AdvantShop представила исследование "Как поменялся рынок электронной коммерции в связи с коронавирусом. 2019-2020 год". Эксперты проанализировали данные по топ-100 интернет-магазинам (топ-20 магазинам для тематических выборок) с наибольшим числом заказов. Данные сгруппированы по месяцам с января по апрель за 2019 и 2020 гг. и нормированы по числу дней в месяце. Таким образом можно отследить не только тренд текущего года, но и сравнить его с прошлогодним. Исходным значением в 100% выбрана точка в январе 2020 г. Остальные данные представлены в процентном отношении к исходному значению.

1. Новые магазины vs закрывшиеся магазины

В апреле число новых открытых интернет-магазинов стало почти в 2 раза больше (на 99,02%), чем за период январь-март, и в полтора раза больше, чем в апреле прошлого года. Это связано с тем, что бизнесу приходится адаптироваться к новой жизни и лучшее решение — это выход в онлайн.

Закрываться магазины стали тоже чаще — на 39,17 %. Но в целом тенденция идет  на увеличение игроков на рынке. 

Вывод: коронавирус однозначно оживил онлайн-бизнес. Однако, важно правильно выбрать свою нишу, чтобы не закрыться в первый же месяц.

2. Общий оборот: топ-100 магазинов

С апреля во всех регионах России был объявлен режим самоизоляции, вынудивший миллионы людей сидеть по домам. Для многих интернет-магазинов это стало шансом увеличить количество продаж. Как видно на графике, средний месячный оборот топовых магазинов в апреле вырос на 23,91 % по сравнению с предыдущим месяцем и примерно на 36% в сравнении с апрелем 2019 года. 

По сравнению с апрелем 2019 года число заказов возросло на 25%, но снизилось на 5% по сравнению с мартом 2020 года.

Средний чек остается на прежнем уровне с января по апрель 2020 года. По сравнению с 2019 годом немного снизился — на 11%.

Вывод: Эпидемия коронавируса спровоцировала активный рост продаж в интернете. Интернет-магазины работают в условиях, приближенных к боевым, при этом увеличиваются показатели среднего месячного оборота и число заказов.

3. Оборот в категории “Детские товары”

Для магазинов, продающих детские товары, видна тенденция роста продаж. В сравнении с мартом 2020 года, в апреле месячный оборот вырос на 22,63%. 

*данные были сформированы на основе выборки 20 игроков в топовых категориях

Число заказов в апреле 2020 также возросло по сравнению с предыдущим месяцем на 19,12%. 

Средний чек остается примерно на там же уровне, рост в апреле небольшой —  всего 3,68% по сравнению с предыдущим месяцем. 

Вывод: так, за апрель 2020 года продажи детских товаров сети выросли на 19,12% по сравнению с мартом. Так как дети не ходят в детские сады и школы из-за карантина, родители покупают больше игрушек, детского питания и других вещей.

4. Оборот в категории “Дом, сад, ремонт”

Рынок товаров для дома и ремонта показывает небольшое падение в апреле 2020 года по сравнению с мартом на 22%. 

*данные были сформированы на основе выборки 20 игроков в топовых категориях

Число заказов снизилось незначительно — на 3%, но по сравнению с 2019 годом, наблюдается рост — на 11%.

Средний чек в данной категории снизился в апреле на 18% в сравнении с мартом.

Вывод: люди во время самоизоляции продолжают покупать товары для дома, сада и ремонта. Хоть месячный оборот немного снизился в апреле 2020 годоа, число заказов все равно больше, чем в 2019 году.

5. Оборот в категории Зоотовары

В 2020 году оборот магазинов зоотоваров сильно просел в пользу маркетплейсов. Особенно в апреле — оборот магазинов снизился на 74,75%.

*данные были сформированы на основе выборки 10 игроков в топовых категориях

Число заказов в апреле 2020 снизилось на 26,56% по сравнению с мартом и на 43,87% по сравнению с апрелем 2019 года.

Средний чек упал на 46,01‬% в апреле 2020 по сравнению с мартом и на 25,93% по сравнению с апрелем 2019 года.

Вывод: в категории зоотоваров в 2020 году снизился оборот и количество заказов. Люди чаще заказывают товары для своих питомцев в маркетплейсах.

6. Оборот в категории Красота и здоровье

Статистика показывает снижение спроса на товары данной категории, поскольку эти товары чаще всего не предназначаются для удовлетворения основных потребностей людей. Оборот в этой отрасли упал на 31,42%.

*данные были сформированы на основе выборки 20 игроков в топовых категориях

Число заказов примерно на одинаковом уровне разница между апрелем и мартом - 5,56%.

Средний чек в апреле 2020 года снизился на 23,52% по сравнению с мартом. 

Вывод: в целом, пандемия повлияла на рынок косметики не существенно. Можно с предположить, что, если карантин продлится, продажи косметики вырастут из-за того, что салоны красоты закрыты и людям приходится переключаться на домашние процедуры. Плюсом будет и большее количество времени, которое можно посвятить для ухода за собой.

7. Оборот в категории Мебель/Двери

Негативная динамика в продажах мебели наблюдается еще с начала 2020 и в целом оборот ниже, чем в 2019. Но в марте и апреле продажи упали еще сильнее. Месячный оборот апреле 2020 года снизился на 26,14% по сравнению с мартом.

*данные были сформированы на основе выборки 10 игроков в топовых категориях

В апреле число заказов мебели и дверей упало на 15%. 

 Средний чек за последний месяц также упал на 21,27%.

Вывод: начиная с 2020 года продажи мебели и дверей неуклонно снижались. Пандемия коронавируса и кризис оказали негативное влияние на спрос. Очевидно, люди откладывают покупки вещей не первой необходимости на второй план.

8. Оборот в категории Одежда и обувь

Даже в такой стрессовый для бизнеса период, компаниям, продающим одежду и обувь удается держаться “на плаву”. В апреле 2020 года прирост месячного оборота в сравнении с мартом составил 6%.

*данные были сформированы на основе выборки 20 игроков в топовых категориях

Число заказов в апреле выросло на 29,27%. Скорее всего это связано с массовыми закрытиями оффлайн точек.

Вывод: тенденция роста, которую мы наблюдали в марте-апреле 2020 года, не ослабевает даже в условиях усиливающейся вспышки COVID-19. Люди предпочитают заказывать одежду онлайн. Особенно с переходом на удаленный режим работы пользуются спросом домашняя одежда и пижамы.

9. Оборот в категории Подарки и сувениры

Подарки в апреле всегда продаются хуже чем в феврале и марте. Но в марте и феврале 2020 показатели были выше, чем в 2019. А в апреле наоборот. Месячный оборот в апреле по сравнению с мартом снизился на 53,11%.

*данные были сформированы на основе выборки 10 игроков в топовых категориях

Число заказов тоже снизилось в апреле на  50%.

Средний чек в марте и апреле практически одинаковый, разница — 3,31%.

Вывод: продажи подарков и сувениров заметно снизились в 2020 году, по сравнению с 2019. В феврале и марте 2020-го, в связи с праздниками, обороты практически догнали показатели 2019 года. Однако в апреле всегда наблюдается спад спроса в этой категории.

10. Оборот в категории Продукты питания

Россияне резко увеличили онлайн-покупки продуктов питания на фоне развития ситуации с коронавирусом. В марте 2020-го это направление торговли стало самым быстрорастущим — месячный оборот магазинов поднялся почти в 2,5 раза, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

*данные были сформированы на основе выборки 15 игроков в топовых категориях

Число заказов значительно увеличилось в апреле 2020 года — на 155% по сравнению с апрелем 2019.

Средний чек, наоборот, уменьшился в 2020 году, по сравнению с 2019.

Вывод: магазины, продающие продукты питания, сейчас больше всех остальных  ощущают повышение покупательской активности. Люди предпочитают заказать еду онлайн, нежели ходить по магазинам с массовым скоплением людей, где большой риск заразиться.

11. Оборот в категории Техника и электроника

В секторе техники и электроники с начала 2020 года наблюдалось снижение темпов продаж. В апреле 2020 года месячный оборот снизился в 2 раза по сравнению апрелем 2019.

*данные были сформированы на основе выборки 15 игроков в топовых категориях

Заказов в апреле 2020 также стало меньше на 50,17%.

Средний чек в апреле 2020 года стал меньше, чем в апреле 2019 на 29%.

Вывод: спад в продажах техники и электроники прослеживается на протяжении всего 2020 года. Это говорит о том, что люди предпочитают заказывать технику в маркетплейсах. Также важен тактильный контакт. Если покупатель не имеет возможности получить физический контакт при выборе, то информации о крутых новых функциях оказывается недостаточно. И если нет срочности (например, замена устройства при его поломке), люди откладывают покупку, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. 

12. Оборот в категории Хобби и рукоделие 

Спрос на хобби товары растет в течение всего 2020 года, а в марте-апреле особенно. Связано это как раз с карантином (школьники и студенты остаются дома), а также с тем, что большинство компаний перевело людей на удаленную работу. По сравнению с апрелем 2019 года, в апреле 2020-го месячный оборот вырос на 134%.

Количество заказов также выросло — на 187%.

Однако средний чек начал немного снижаться — на 15% в течение года.

Вывод: люди предпочитают поменьше выходить на улицу, чтобы снизить риски заражения. И все, что помогает отвлечься, развлечься и отдохнуть дома, вызывает чуть больший интерес, чем обычно. Поэтому оборот в категории хобби товаров заметно возрос. 

13. Оборот в категории “Товары 18+”

Индустрия товаров для взрослых в период коронавируса активизировалась. Месячный оборот магазинов за месяц (с марта на апрель) вырос на 112,53%. А по сравнению с апрелем 2019 — на %

*данные были сформированы на основе выборки 20 игроков в топовых категориях

Заказы товаров для взрослых в апреле 2020 выросли на  72,22%. А по сравнению с апрелем 2019 — на 46,11%.

Средний чек в апреле тоже поднялся на 33,55% в сравнении с предыдущим месяцем.

Вывод, который делают аналитики: на фоне распространения коронавируса и призывов властей оставаться дома, в интернете взлетели продажи товаров для взрослых. Особенно рост продаж заметен в апреле.

Итак, данные показывают, что COVID-19 действительно заставил потребителей пересмотреть свое отношение к онлайн-покупкам: часть потребительского спроса естественным образом переходит в онлайн. И для интернет-магазинов это отличная возможность расширить свою аудиторию покупателей.

Материал по теме

Как пандемия влияет на возвраты заказов из интернет-магазинов: аналитика 

Материал по теме

"Fashion 2020: Рынок на пороге глобальных перемен": 10 важных цитат из 

Материал по теме

Как меняется покупатель: аналитика PSFK & 

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Продажи через онлайн-трансляции: как это делают в Юго-Восточной Азии

Председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что надо привлечь онлайн-каналы для того, чтобы расширить каналы сбыта для местных товаров. Фонд помощи бедным при Alibaba Group выступил с предложением продавать продукцию ...

Optimization 2020: как быть с засильем агрегаторов в поиске и конкурентами, накручивающими поведенческие факторы?

Треть десктопного трафика в российском e-commerce приходится на визиты из поиска "Яндекса" и Google. В борьбе за органический трафик честные интернет-магазинщики стараются соответствовать требованиями поиск...

Panasonic модернизирует собственные онлайн-продажи в России

Компания Panasonic Россия собирается модернизовать направление прямых продаж. Компания заключила договор с фулфилмент-оператором СДТ, который будет заниматься  хранением, комплектацией, сбором и доставкой з...

Instacart поможет Walmart составить конкуренцию Amazon

В сотрудничестве с сервисом Instacart, Walmart запустил доставку в тот же день в трех городах США. Если партнерство будет расширено, ведущий ритейлер и ведущий доставщик в стране смогут составить серьезную ...

Кроссбордер наткнулся на низкий сезон

Рынок трансграничной торговли на неделе с 3 по 9 августа показал падение на 41% относительно 2019 года, что на 11 п.п. ниже показателей предыдущей недели, свидетельствуют данные еженедельного информационного бю...

"Сбермаркет" обрастает партнёрами

"СберМаркет" объявил о начале сотрудничества с сетью магазинов детских товаров "Дочки-Сыночки". В рамках нового партнерства клиенты смогут сделать заказ на сайте или в приложении: стоимость сборки и доставки за...