Как получить результат от анализа данных в ритейле: несколько кейсов

Игорь Бахарев

Качественная работа с данными позволяет ритейлу принимать более качественные решения, сокращать затраты и повышать эффективность. Руководитель группы бизнес-анализа департамента аналитических решений "КОРУС Консалтинг" Константин Шабалин приводит несколько примеров, в которых корректно спроектированная BI-система помогала ритейлерам решать сложные задачи и повышать KPI сотрудников. 

Часто ритейлеры пытаются справиться с возникшими задачами – просчитать затраты в логистике или нужное количество штата, провести распродажу – при помощи только экспертизы своих сотрудников. При этом за время работы они накапливают большое количество данных, которые могли бы помочь им решить эти вопросы гораздо точнее и быстрее.

Представляю вашему вниманию несколько кейсов удачной работы с данными.

Кейс 1: что выгоднее – собственная техника или транспортная компания

Региональная продуктовая сеть класса дискаунтер каждый день перевозит товары из распределительного центра (РЦ) в торговые точки. При этом компания работает с большим количеством магазинов и РЦ и хочет сократить ежедневные затраты на логистику при помощи BI-системы.

Стоимость перевозок может быть разной. Это зависит от ряда факторов – задействованы ли собственные водители, есть ли техники по обслуживанию автомобилей в штате, собственные ли автомашины. В настоящий момент в компании перевозками занимается внешняя транспортная компания.

Можно решить, что самый эффективный вариант с точки зрения затрат – это купить собственный транспортный парк и нанять водителей. В этом случае ритейлер не платит стороннему оператору. Однако стоимость доставки сильно зависит от ее "плеча", и чем дальше магазин находится от РЦ, тем эффективнее именно привлеченный транспорт, так как удобнее выстраивать смены водителей. Со своим автопарком придется делать несколько "ходок", а с длинным "плечом" работает одна смена, о времени простоя которой можно не волноваться.

111.png

На решение также влияют изменяющиеся тарифы на перевозку, нестабильный грузопоток, который зависит от продаж в магазинах, появление новых торговых точек и РЦ. Транспортная сеть постоянно перестраивается, и решение по конкретному маршруту может меняться чуть ли не каждую неделю. Как в этой ситуации решить, свой или чужой транспорт будет эффективнее?

BI-система помогла ритейлеру регулярно собирать все данные о транспортных сетях. На основании этой информации логисты смогли заняться решением математической задачи, которая сводится к двумя цифрам – стоимости работы с собственным автопарком и стоимости работы с внешним подрядчиком. Итого, сравнивая две цифры, компания принимает взвешенное решение, которое легко можно обосновать.

Кейс 2: как решить, сколько человек нужно в штате магазина

Cети супермаркетов и магазинов у дома необходимо было решить вопрос со штатным расписанием торговых точек. Обычно количество персонала напрямую связывается с объемом продаж конкретного магазина: чем больше товаров продается, тем больше сотрудников - мерчандайзеров, кладовщиков, кассиров - там нужно.

Решение о количество штата в торговой точке обычно принималось руководством на общей встрече, где присутствовали представители различных подразделений – от HR-службы до финансового и операционного департаментов. На основании того, в каком магазине сколько продаж было в последнее время, они определяли, нужно ли менять расписание.

222.png

Тут есть риск: можно решить, что, если у торговой точки упали продажи, надо сразу сокращать персонал, чтобы уменьшить расходы и вернуться на уровень нужной маржинальности. При этом меньшее количество персонала ведет к понижению уровня обслуживания, что приводит к оттоку части клиентов. Продажи снова падают, штат снова сокращают.

Чтобы избежать такой ситуации, руководство решило обратиться к данным. В рамках BI-системы мы создали единую информационную панель, предназначенную для этого совещания. На дашборде по каждому магазину можно посмотреть статистику за длительный срок и корреляцию между персоналом и продажами. Туда же добавлена информация о внешних факторах, влияющих на магазин, в том числе о конкурентных торговых точках, расположенных рядом.

На основании полной информации комитет, встречающийся на этих заседаниях, может принимать взвешенные решения о снижении или росте штата.

Кейс 3: как успешно провести распродажу в fashion-ритейле

Сеть fashion-ритейла в сегменте lux брендов проводила кампании распродаж и промоакций. При планировании скидок и распродаж компании нужно было четко понимать финансовый результат.

В сегменте fashion-ритейла есть особенность: коллекция закупается заранее и в валюте. Поэтому, когда принимается решение о распродаже, нужно единовременно иметь на руках всю информацию: стоимость коллекции на данный момент в валюте, стоимость коллекции на момент покупки в валюте, пересчет в рубли, а также рублевую и валютную маржу.

Если не продать текущую коллекцию, не будет оборотных средств для покупки следующей, а если продать текущую коллекцию по невыгодным для ритейлера условиям, может не хватить оборотных на новую. При этом надо держать в голове, что текущую коллекцию покупали по одному курсу, следующую будут покупать по-другому. А чтобы сделать скидку, нужно видеть всю стоимость в рублях.

333.png

Вся эта информация, собранная и представленная в одном месте, помогает коммерческому директору принять решение об оптимальной сумме скидки. Для этого мы создали BI-инструмент, в котором данные видны на одном экране. Они ежедневно пересчитываются в автоматическом режиме. Таким образом, в любой момент можно принять правильное решение о распродаже, которое основывается на данных.

Почему данные есть, а пользы – нет

Даже красивые отчеты и дашборды иногда не помогают компании достичь целей, а менеджеру заслужить премию. Так происходит, когда отчет содержит статистику, не привязанную к действиям самого сотрудника. Как если бы в машине вместо спидометра выводилось количество штрафов за превышение скорости. Пользователь вынужден додумывать эту связь и искать самостоятельно дополнительную информацию, на что почти никогда нет времени. Поэтому даже если такой отчет и смотрят, то реального влияния на бизнес он не оказывает.

Чтобы получать пользу от BI-системы, данные в ней должны быть представлены в максимально готовом виде. Иными словами, однозначно подтверждать\опровергать гипотезу или призывать к четкий действиям. Чтобы отчет для ритейлера был таким, перед автоматизацией нужно ответить на вопросы:

·         Что именно я хочу видеть на дашборде BI-системы? Какие данные в отчете мне нужны, чтобы принять правильное решение?

·         Как мы собираемся с помощью этой информации принимать решение? Что именно заставит меня выбрать один из вариантов действий?

·         Зачем нужен для решения этой задачи BI-инструмент? Как его наличие изменит процесс принятия решений? Какой показатель улучшится?

Из ответов на эти вопросы выстраивается цепочка: "данные призывают к действию, действие дает результат". Как в примере с машиной: спидометр показывает, что я превышаю разрешённую скорость, я нажимаю не педель тормоза и не получаю штраф.

Другой секрет состоит в том, чтобы нужные данные оказались у правильного человека и позволили решить его рабочую проблему в персональной зоне ответственности. Например, показывать HR-директору данные по неэффективности логистики бесполезно, так как это не связано с его KPI. Но если дать ему понятный инструмент, который позволит снизить текучесть или ускорить подбор, то он будет пользоваться им без дополнительной мотивации и контроля.

Чтобы данные были полезны бизнесу, нужно посмотреть на них с точки зрения пользователей. Обрисовать картину - кто, какие задачи и где пытается решить, чего хотят акционеры или руководитель, что конкретно нужно улучшить, и в идеале – какой KPI поднять.

И после этого вы поймете, как это делать и что нужно отразить в отчете BI-системы. Дальше - дело техники.

Материал по теме

Сантехника и мебель для ванной: россияне переходят в онлайн

Материал по теме

Крупнейшие российские интернет-магазины 2023: рейтинг Data Insight

Материал по теме

Крупнейшие онлайн-аптеки 2023: рейтинг DSM Group

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Экосистемы маркетплейсов: в чём польза для селлеров?

В современном мире торговли маркетплейсы становятся не только площадками для продажи товаров, но и центрами инноваций и коммерческого развития. Их функционал перерастает рамки простой торговой площадки, пред...

М.Видео-Эльдорадо рассказала о работе своего маркетплейса

Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие собственного маркетплейса электроники. По итогам первого квартала 2024 года ассортимент площадки увеличился в 1,5 раза в годовом сопоставлении и достиг 160 тыс. наим...

Ozon fresh объявил о новом этапе развития

Сервис доставки Ozon fresh объявил о выход в новый формат быстрой доставки. Заказы с платформы можно будет получить всего за 30 минут. Новый формат доставки в течение 30 минут уже запущен в тестовом ...

Мегамаркет открыл мотосезон

На Мегамаркете начали продаваться мотоциклы и питбайки от различных производителей с доставкой по всей России. За месяц работы нового раздела уже оформлено около 500 заказов. В ассортименте представлены мо...

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.