Как получить результат от анализа данных в ритейле: несколько кейсов

Игорь Бахарев

Качественная работа с данными позволяет ритейлу принимать более качественные решения, сокращать затраты и повышать эффективность. Руководитель группы бизнес-анализа департамента аналитических решений "КОРУС Консалтинг" Константин Шабалин приводит несколько примеров, в которых корректно спроектированная BI-система помогала ритейлерам решать сложные задачи и повышать KPI сотрудников. 

Часто ритейлеры пытаются справиться с возникшими задачами – просчитать затраты в логистике или нужное количество штата, провести распродажу – при помощи только экспертизы своих сотрудников. При этом за время работы они накапливают большое количество данных, которые могли бы помочь им решить эти вопросы гораздо точнее и быстрее.

Представляю вашему вниманию несколько кейсов удачной работы с данными.

Кейс 1: что выгоднее – собственная техника или транспортная компания

Региональная продуктовая сеть класса дискаунтер каждый день перевозит товары из распределительного центра (РЦ) в торговые точки. При этом компания работает с большим количеством магазинов и РЦ и хочет сократить ежедневные затраты на логистику при помощи BI-системы.

Стоимость перевозок может быть разной. Это зависит от ряда факторов – задействованы ли собственные водители, есть ли техники по обслуживанию автомобилей в штате, собственные ли автомашины. В настоящий момент в компании перевозками занимается внешняя транспортная компания.

Можно решить, что самый эффективный вариант с точки зрения затрат – это купить собственный транспортный парк и нанять водителей. В этом случае ритейлер не платит стороннему оператору. Однако стоимость доставки сильно зависит от ее "плеча", и чем дальше магазин находится от РЦ, тем эффективнее именно привлеченный транспорт, так как удобнее выстраивать смены водителей. Со своим автопарком придется делать несколько "ходок", а с длинным "плечом" работает одна смена, о времени простоя которой можно не волноваться.

111.png

На решение также влияют изменяющиеся тарифы на перевозку, нестабильный грузопоток, который зависит от продаж в магазинах, появление новых торговых точек и РЦ. Транспортная сеть постоянно перестраивается, и решение по конкретному маршруту может меняться чуть ли не каждую неделю. Как в этой ситуации решить, свой или чужой транспорт будет эффективнее?

BI-система помогла ритейлеру регулярно собирать все данные о транспортных сетях. На основании этой информации логисты смогли заняться решением математической задачи, которая сводится к двумя цифрам – стоимости работы с собственным автопарком и стоимости работы с внешним подрядчиком. Итого, сравнивая две цифры, компания принимает взвешенное решение, которое легко можно обосновать.

Кейс 2: как решить, сколько человек нужно в штате магазина

Cети супермаркетов и магазинов у дома необходимо было решить вопрос со штатным расписанием торговых точек. Обычно количество персонала напрямую связывается с объемом продаж конкретного магазина: чем больше товаров продается, тем больше сотрудников - мерчандайзеров, кладовщиков, кассиров - там нужно.

Решение о количество штата в торговой точке обычно принималось руководством на общей встрече, где присутствовали представители различных подразделений – от HR-службы до финансового и операционного департаментов. На основании того, в каком магазине сколько продаж было в последнее время, они определяли, нужно ли менять расписание.

222.png

Тут есть риск: можно решить, что, если у торговой точки упали продажи, надо сразу сокращать персонал, чтобы уменьшить расходы и вернуться на уровень нужной маржинальности. При этом меньшее количество персонала ведет к понижению уровня обслуживания, что приводит к оттоку части клиентов. Продажи снова падают, штат снова сокращают.

Чтобы избежать такой ситуации, руководство решило обратиться к данным. В рамках BI-системы мы создали единую информационную панель, предназначенную для этого совещания. На дашборде по каждому магазину можно посмотреть статистику за длительный срок и корреляцию между персоналом и продажами. Туда же добавлена информация о внешних факторах, влияющих на магазин, в том числе о конкурентных торговых точках, расположенных рядом.

На основании полной информации комитет, встречающийся на этих заседаниях, может принимать взвешенные решения о снижении или росте штата.

Кейс 3: как успешно провести распродажу в fashion-ритейле

Сеть fashion-ритейла в сегменте lux брендов проводила кампании распродаж и промоакций. При планировании скидок и распродаж компании нужно было четко понимать финансовый результат.

В сегменте fashion-ритейла есть особенность: коллекция закупается заранее и в валюте. Поэтому, когда принимается решение о распродаже, нужно единовременно иметь на руках всю информацию: стоимость коллекции на данный момент в валюте, стоимость коллекции на момент покупки в валюте, пересчет в рубли, а также рублевую и валютную маржу.

Если не продать текущую коллекцию, не будет оборотных средств для покупки следующей, а если продать текущую коллекцию по невыгодным для ритейлера условиям, может не хватить оборотных на новую. При этом надо держать в голове, что текущую коллекцию покупали по одному курсу, следующую будут покупать по-другому. А чтобы сделать скидку, нужно видеть всю стоимость в рублях.

333.png

Вся эта информация, собранная и представленная в одном месте, помогает коммерческому директору принять решение об оптимальной сумме скидки. Для этого мы создали BI-инструмент, в котором данные видны на одном экране. Они ежедневно пересчитываются в автоматическом режиме. Таким образом, в любой момент можно принять правильное решение о распродаже, которое основывается на данных.

Почему данные есть, а пользы – нет

Даже красивые отчеты и дашборды иногда не помогают компании достичь целей, а менеджеру заслужить премию. Так происходит, когда отчет содержит статистику, не привязанную к действиям самого сотрудника. Как если бы в машине вместо спидометра выводилось количество штрафов за превышение скорости. Пользователь вынужден додумывать эту связь и искать самостоятельно дополнительную информацию, на что почти никогда нет времени. Поэтому даже если такой отчет и смотрят, то реального влияния на бизнес он не оказывает.

Чтобы получать пользу от BI-системы, данные в ней должны быть представлены в максимально готовом виде. Иными словами, однозначно подтверждать\опровергать гипотезу или призывать к четкий действиям. Чтобы отчет для ритейлера был таким, перед автоматизацией нужно ответить на вопросы:

·         Что именно я хочу видеть на дашборде BI-системы? Какие данные в отчете мне нужны, чтобы принять правильное решение?

·         Как мы собираемся с помощью этой информации принимать решение? Что именно заставит меня выбрать один из вариантов действий?

·         Зачем нужен для решения этой задачи BI-инструмент? Как его наличие изменит процесс принятия решений? Какой показатель улучшится?

Из ответов на эти вопросы выстраивается цепочка: "данные призывают к действию, действие дает результат". Как в примере с машиной: спидометр показывает, что я превышаю разрешённую скорость, я нажимаю не педель тормоза и не получаю штраф.

Другой секрет состоит в том, чтобы нужные данные оказались у правильного человека и позволили решить его рабочую проблему в персональной зоне ответственности. Например, показывать HR-директору данные по неэффективности логистики бесполезно, так как это не связано с его KPI. Но если дать ему понятный инструмент, который позволит снизить текучесть или ускорить подбор, то он будет пользоваться им без дополнительной мотивации и контроля.

Чтобы данные были полезны бизнесу, нужно посмотреть на них с точки зрения пользователей. Обрисовать картину - кто, какие задачи и где пытается решить, чего хотят акционеры или руководитель, что конкретно нужно улучшить, и в идеале – какой KPI поднять.

И после этого вы поймете, как это делать и что нужно отразить в отчете BI-системы. Дальше - дело техники.

Материал по теме

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Материал по теме

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Материал по теме

Как продвигать FMCG в eСom: ежегодный ранкер рекламного инвентаря

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Простуда и аллергия подстегнули онлайн-аптеки: спрос на лекарства вырос на десятки процентов

Ассоциация аптечных учреждений "СоюзФарма", совместно с сервисом доставки "Купер" и аналитиками Сбер ЕАПТЕКИ, зафиксировала значительный рост спроса на доставку лекарственных препаратов в третьем квартале 2...

Яндекс Маркет запустил новую бизнес-модель

Яндекс Маркет запустил новые витрины продавцов - персональные страницы внутри маркетплейса, где размещена вся информация о них, рейтинг и ассортимент. Завести такую витрину на площадке может бесплатно любой...

Рынок eCommerce за 9 месяцев 2024 года: отчёт АКИТ

Объем интернет-торговли в России за 9 месяцев 2024 года составил 6,2 трлн рублей. Об этом говорится в отчёте Ассоциации компаний интернет-торговли за девять месяцев года. Это на 43% превышает показатели ана...

Секреты ноябрьских распродаж в Telegram: как селлеры выводят шопинг на новый уровень

63% потребителей не верят в реальность скидок в дни больших распродаж. Отразилось ли это на эффективности их проведения? Самое напряженное время в мире электронной коммерции — марафон скидок. И в этом году T...

Средние предлагаемые зарплаты в сфере инфраструктуры маркетплейсов выросли на 50%

В сезон распродаж (Черная пятница, 11.11) аналитики Авито Работы изучили рынок труда в инфраструктуре маркетплейсов и выяснили, что за год спрос на кадры в индустрии вырос на 42% в сравнении с октябрем 2023 год...

Ozon fresh запустил сервис продаж кулинарной продукции для бизнеса

Маркетплейс Ozon расширяет свое предложение и запускает новый сервис – Ozon Вкус. Теперь не только розничные покупатели, но и бизнес-клиенты смогут заказывать свежую выпечку и кондитерские изделия собственн...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.