Меню

К 2025 году рынок вырастет до 7,5 трлн рублей: прогноз E-Promo

Игорь Бахарев

Объем российского рынка eСommerce к 2025 году достигнет 7,5 трлн рублей. В среднем, прирост год к году (CAGR) в периоде 2021-2025 гг. составит порядка 22,8%. Это следует из прогноза развития российского рынка eСommerce, проведённого digital-агентством E-Promo.

Для сравнения: объем мирового рынка eСommerce к 2025 г. составит $7 трлн. Прогнозное значение среднего прироста год к году (CAGR) в периоде 2021-2025 гг. составит 10,5%.

Динамика развития рынка eСommerce и его эволюция будут определяться несколькими направлениями развития. По мнению Head of E-Commerce E-Promo Ивана Федина, в первую очередь, это персонализация товаров и услуг, дополнительные возможности продвижения.

"Речь идет об инструментах, доступных именно в digital - о широком выборе параметров сегментирования и таргетировании до уровня индивидуального покупателя. Такие инструменты появились благодаря сбору и накоплению информации о покупательском поведении, причем не только в цифровом пространстве, но и в традиционных каналах торговли", - поясняет эксперт.

Второе направление, которое окажет положительное влияние на динамику канала - существенное снижение транзакционных издержек не только на этапах логистики и производства товаров и услуг, но и на этапах разработки и проектирования.

По мнению участвовавших в исследовании экспертов, рост рынка eСommerce в ближайшие годы продолжится относительно высокими темпами. Однако 2020 год останется годом аномального изменения потребительского поведения.

Ключевые факторы роста:

  • продолжающееся влияние пандемии, формирование привычки онлайн-покупок;

  • повышение доверия потребителей;

  • взросление и увеличение уровня платежеспособности поколения, для которого онлайн-покупки являются привычным институтом;

  • повышение среднего чека в онлайн;

  • выход новых отраслей в eСommerce (фарма, авто, ювелирные изделия и др.), увеличение количества категорий и ассортимента.

В 2021 году ожидается усиление ряда трендов. Так, продолжится рост доли регионов в онлайн-продажах. Крупные игроки продолжат формирование собственных экосистем. Это поможет бизнесу удерживать лояльных пользователей, привлекать новую аудиторию и контролировать всю цепочку взаимодействия с покупателем. Активно будут развиваться партнерства: интеграции и коллаборации между продавцами из различных отраслей.

"Пандемия внесла свои коррективы в подходы к продвижению товаров и услуг в e-commerce. Исследование показало заметные изменения в маркетинговых стратегиях: перераспределение бюджетов в каналах интернет-рекламы, охват новых аудиторий, пересмотр KPI", - говорят исследователи.

В частности, фиксируется замедление роста в канале контекстной рекламы, доля этого инструмента будет снижаться за счет расширения рекламного инвентаря. Реклама в соцсетях, наоборот, продолжит набирать популярность - эксперты прогнозируют активное развитие Social-commerce: продаж через Facebook, Instagram, ВКонтакте. Социальные сети будут ориентироваться на формирование глобальной экосистемы, где eСommerce является одной из важнейших составляющих.

Выводы исследования:

  • Около 50% экспертов утверждают, что в целом доля платного поискового трафика сокращается, в то время как доля программатик-размещений — растет. Средняя доля программатика в сплите —5-10%. В дальнейшем она продолжит расти за счет появления новых инструментов и использования сторонних данных.

  • Платный поисковый трафик по-прежнему занимает наиболее существенную долю в медиасплитах большинства рекламодателей и является одним из самых эффективных каналов. Его средняя доля в сплите 25%-40%. При этом доля трафика, генерируемого каналом, относительно невысока. Эксперты отмечают рост доли этого канала и прогнозируют его активное развитие.

  • CPA-сети в среднем занимают 5-15% в медиамиксе. Канал наиболее эффективен для широко известных мультибрендовых магазинов.

  • Маркетплейсы имеют большое значение в качестве канала продаж, но при этом вложения в них, как в рекламный канал, невелики.

  • 30% экспертов отметили повышение эффективности сетевых рекламных кампаний и стали пересплитовывать бюджет в их пользу.


Генеральный директор федеральной логистической компании IML Елена Шутюк считает, что 7,5 трлн – вполне достижимый объем для российского рынка eСommerce. Ведь электронная коммерция в РФ развита слабо, особенно в средних и малых городах. В этом смысле у страны есть большой потенциал роста. 
"Бизнес инвестирует крупные суммы в инфраструктуру, открывая логистические центры, развивая крупные мультибрендовые площадки, внедряя новые технологии. Накапливается пользовательский опыт – совершать покупки онлайн становится проще,  приятнее и быстрее. Это лишь малая часть факторов, влияющих на рынок. Поэтому заявленная планка выглядит вполне реалистичной", - добавляет он.
Директор по развитию логистического оператора Logsis Алексей Вайсберг также считает, что E-Promo дает логичный прогноз. Логист более осторожен в прогнозах: по его оценке, развитие будет ускоряться в течение пяти лет, но после 2025 года темпы снизятся.

"Предполагаем, что рост российского eСommerce зафиксируется на уровне среднемировых значений и составит 10% ежегодного увеличения. Сегодня можно выделить три основные точки роста рынка интернет-торговли. Крупные игроки рынка e-commerce и логистики, которые ведут региональную экспансию. Маркетинговые инструменты, получившие существенное развитие и позволившие осуществлять коммуникации с покупателем действительно в омниканальном формате. И сама аудитория, которая выросла в онлайне, повзрослела и стала платежеспособной", - добавляет Вайсберг. 
Тем не менее, существуют факторы, сдерживающие развитие электронной коммерции. Так, в регионах России не развиты онлайн-продажи продуктов питания, которые являются важным сегментом интернет торговли. А все потому, что на локальном рынке нет логистических решений для быстрой доставки этой категории товаров, уверены в Logsis. Жителям городов-миллионников намного проще купить продукты в обычном офлайновом магазине.
"Другим ограничивающим фактором можно назвать сферу госрегулирования. Несмотря на поддержку отрасли eСommerce со стороны государства (например, для онлайн-торговли стали доступны медикаменты, ювелирные изделия и алкоголь), не стоит исключать возможности появления неожиданных сложностей в этой области", - заключает эксперт. 
Материал по теме

Российский рынок электронной торговли в 2020 году: аналитика Data Insight

Материал по теме

АКИТ: российский рынок eCommerce продолжает устойчивый рост

Материал по теме

DHL Express: грядет новая волна роста электронной торговли

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Магнит" внедряет "умное зеркало" для продажи косметики

"Магнит" начал внедрение технологии E-Visage, позволяющей тестировать декоративную косметику в режиме дополненной реальности. Первое "умное зеркало", с помощью которого можно "примерить" макияж, появилось в...

Обсудим, куда движется eСommerce вместе с DataInsight, Яндекс.Маркет, Goods.ru и “Ашманов и партнеры”

Аналитики Data Insight прогнозируют двукратный рост российского рынка e-commerce в ближайшие три года. Этот рынок отличается от того, каким мы знали его в предыдущие 3-5 лет. Аудитория стала более многоликой...

Русская рыбная компания углубляется в D2C

"Русская рыбная компания" откроет собственную розничную сеть под названием "Находка". В течение девяти месяцев, пока формат будут тестировать, в Москве запустят 12 магазинов новой сети. Также заработает рас...

"Яндекс.Роверы" доехали до Хамовников

Автономные роботы-курьеры "Яндекс.Роверы" начали работать в московском районе Хамовники. Они доставляют продукты из магазинов и заказы из местных ресторанов в жилые дома и бизнес-центры района. Первы...

"Лучшие из лучших" по версии Data Insight: результаты премии E-Commerce Index 2020

Аналитическая компания Data Insight на закрытой онлайн-вечеринке огласила результаты рейтинга E-Commerce Index TOP-100. На ней традиционно награждают лучших из лучших в отрасли.  Номинация "Лидер роста: ст...

Онлайн-продажи в сети "Дочки-Сыночки" выросли более чем в 2 раза

Продажи в онлайн-сегменте сети "Дочки-Сыночки" показали двукратный рост за 2020 год. Если на старте пандемии основной витриной для заказов был сайт, сегодня на пике популярности - мобильное приложение, где ...