К 2025 году рынок вырастет до 7,5 трлн рублей: прогноз E-Promo
Игорь Бахарев
Объем российского рынка eСommerce к 2025 году достигнет 7,5 трлн рублей. В среднем, прирост год к году (CAGR) в периоде 2021-2025 гг. составит порядка 22,8%. Это следует из прогноза развития российского рынка eСommerce, проведённого digital-агентством E-Promo.
Для сравнения: объем мирового рынка eСommerce к 2025 г. составит $7 трлн. Прогнозное значение среднего прироста год к году (CAGR) в периоде 2021-2025 гг. составит 10,5%.
Динамика развития рынка eСommerce и его эволюция будут определяться несколькими направлениями развития. По мнению Head of E-Commerce E-Promo Ивана Федина, в первую очередь, это персонализация товаров и услуг, дополнительные возможности продвижения.
"Речь идет об инструментах, доступных именно в digital - о широком выборе параметров сегментирования и таргетировании до уровня индивидуального покупателя. Такие инструменты появились благодаря сбору и накоплению информации о покупательском поведении, причем не только в цифровом пространстве, но и в традиционных каналах торговли", - поясняет эксперт.
Второе направление, которое окажет положительное влияние на динамику канала - существенное снижение транзакционных издержек не только на этапах логистики и производства товаров и услуг, но и на этапах разработки и проектирования.
По мнению участвовавших в исследовании экспертов, рост рынка eСommerce в ближайшие годы продолжится относительно высокими темпами. Однако 2020 год останется годом аномального изменения потребительского поведения.
Ключевые факторы роста:
-
продолжающееся влияние пандемии, формирование привычки онлайн-покупок;
-
повышение доверия потребителей;
-
взросление и увеличение уровня платежеспособности поколения, для которого онлайн-покупки являются привычным институтом;
-
повышение среднего чека в онлайн;
-
выход новых отраслей в eСommerce (фарма, авто, ювелирные изделия и др.), увеличение количества категорий и ассортимента.
В 2021 году ожидается усиление ряда трендов. Так, продолжится рост доли регионов в онлайн-продажах. Крупные игроки продолжат формирование собственных экосистем. Это поможет бизнесу удерживать лояльных пользователей, привлекать новую аудиторию и контролировать всю цепочку взаимодействия с покупателем. Активно будут развиваться партнерства: интеграции и коллаборации между продавцами из различных отраслей.
"Пандемия внесла свои коррективы в подходы к продвижению товаров и услуг в e-commerce. Исследование показало заметные изменения в маркетинговых стратегиях: перераспределение бюджетов в каналах интернет-рекламы, охват новых аудиторий, пересмотр KPI", - говорят исследователи.
В частности, фиксируется замедление роста в канале контекстной рекламы, доля этого инструмента будет снижаться за счет расширения рекламного инвентаря. Реклама в соцсетях, наоборот, продолжит набирать популярность - эксперты прогнозируют активное развитие Social-commerce: продаж через Facebook, Instagram, ВКонтакте. Социальные сети будут ориентироваться на формирование глобальной экосистемы, где eСommerce является одной из важнейших составляющих.
Выводы исследования:
-
Около 50% экспертов утверждают, что в целом доля платного поискового трафика сокращается, в то время как доля программатик-размещений — растет. Средняя доля программатика в сплите —5-10%. В дальнейшем она продолжит расти за счет появления новых инструментов и использования сторонних данных.
-
Платный поисковый трафик по-прежнему занимает наиболее существенную долю в медиасплитах большинства рекламодателей и является одним из самых эффективных каналов. Его средняя доля в сплите 25%-40%. При этом доля трафика, генерируемого каналом, относительно невысока. Эксперты отмечают рост доли этого канала и прогнозируют его активное развитие.
-
CPA-сети в среднем занимают 5-15% в медиамиксе. Канал наиболее эффективен для широко известных мультибрендовых магазинов.
-
Маркетплейсы имеют большое значение в качестве канала продаж, но при этом вложения в них, как в рекламный канал, невелики.
-
30% экспертов отметили повышение эффективности сетевых рекламных кампаний и стали пересплитовывать бюджет в их пользу.
Генеральный директор федеральной логистической компании IML Елена Шутюк считает, что 7,5 трлн – вполне достижимый объем для российского рынка eСommerce. Ведь электронная коммерция в РФ развита слабо, особенно в средних и малых городах. В этом смысле у страны есть большой потенциал роста.
"Бизнес инвестирует крупные суммы в инфраструктуру, открывая логистические центры, развивая крупные мультибрендовые площадки, внедряя новые технологии. Накапливается пользовательский опыт – совершать покупки онлайн становится проще, приятнее и быстрее. Это лишь малая часть факторов, влияющих на рынок. Поэтому заявленная планка выглядит вполне реалистичной", - добавляет он.Директор по развитию логистического оператора Logsis Алексей Вайсберг также считает, что E-Promo дает логичный прогноз. Логист более осторожен в прогнозах: по его оценке, развитие будет ускоряться в течение пяти лет, но после 2025 года темпы снизятся.
"Предполагаем, что рост российского eСommerce зафиксируется на уровне среднемировых значений и составит 10% ежегодного увеличения. Сегодня можно выделить три основные точки роста рынка интернет-торговли. Крупные игроки рынка e-commerce и логистики, которые ведут региональную экспансию. Маркетинговые инструменты, получившие существенное развитие и позволившие осуществлять коммуникации с покупателем действительно в омниканальном формате. И сама аудитория, которая выросла в онлайне, повзрослела и стала платежеспособной", - добавляет Вайсберг.Тем не менее, существуют факторы, сдерживающие развитие электронной коммерции. Так, в регионах России не развиты онлайн-продажи продуктов питания, которые являются важным сегментом интернет торговли. А все потому, что на локальном рынке нет логистических решений для быстрой доставки этой категории товаров, уверены в Logsis. Жителям городов-миллионников намного проще купить продукты в обычном офлайновом магазине.
"Другим ограничивающим фактором можно назвать сферу госрегулирования. Несмотря на поддержку отрасли eСommerce со стороны государства (например, для онлайн-торговли стали доступны медикаменты, ювелирные изделия и алкоголь), не стоит исключать возможности появления неожиданных сложностей в этой области", - заключает эксперт.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте