Илья Кретов: экспорт российского бизнеса может вырасти в 25 раз

Игорь Бахарев
За три года более 50 продавцов площадки eBay из России стали долларовыми миллионерами. Такие данные привёл генеральный директор eBay в России и на развивающихся рынках Европы Илья Кретов. По его словам, розничный экспорт из России может достигнуть $10 млрд. Это составит всего 0.2-0.3% от глобального рынка eСommerce.

В своих оценках бизнесмен отталкивается от показателя $400 млн в 2017 году. Он предполагает, что потенциально рынок может вырасти в 25 раз.

Истории успеха

Сейчас на eBay можно найти как совсем новых российских продавцов, однако есть и те, кто работает на площадке около 20 лет. Самый "опытный" предприниматель из России зарегистрировался на eBay в ноябре 1998 года. Он был единственным представителем страны, кто начал продавать товары на площадке в это время. Для сравнения: в 2017 году на eBay зарегистрировались более 29 000 предпринимателей из России, которые уже активно продают свои товары.
"В глобальной экономике производитель и покупатель совсем не обязаны находиться в одном городе, одной стране. Объединяя более 171 миллиона покупателей по всему миру (что больше всего населения нашей страны), eBay является лидирующей площадкой в России, способной принять экспортных продавцов любого масштаба и открыть продажи сразу на весь мир", - говорит Кретов.
Расти есть куда, надо только решиться продавать. Сейчас есть продавцы, чей оборот вырастает в десятки раз за год. Уже за первый год суммарная выручка от продаж через eBay десяти топ-продавцов из России, зарегистрировавшихся на площадке в 2017 году, составила более 170 млн руб. То есть за первый год каждый из них заработал на онлайн-продажах более 6 млн. руб., а некоторые продавцы более 20 млн руб. Среди 10 самых успешных малых предпринимателей из России, начавших торговать в прошлом году, есть и такие, кто уже продает свои товары в 128 странах.

Впрочем, добавляет он, компании, решающиеся начать экспортировать товар, должны учитывать, что розничный экспорт - это конкуренция с несколькими миллиардами товаров на нескольких десятках крупных маркетплейсов с несколькими десятками миллионов продавцов.

Барьеры на пути к развитию

Кретов называет три показателя, по которым конкурируют продавцы во всём мире:
1. Лучшая цена
2. Быстрая бесплатная доставка, простой возврат
3. Широкий выбор уникальных товаров
Увы, несмотря на множество позитивных изменений и усилий участников рынка, Россия пока не готова к глобальной конкуренции в розничной торговле, считает он.

Глава российского eBay назвал 3 барьера, которые нужно убрать для создания стимулирующего климата розничного экспорта:

1. Цена: возврат НДС для B2C (Business to Consumer) транзакций.
На данный момент практика простого возврата НДС при розничном экспорте отсутствует, а по разъяснению Минфина - попросту запрещена.
По мнению Кретова, введение нормальной системы возврата НДС сделает товары российских продавцов на 15% более конкурентоспособными.

2. Несовершенство логистической составляющей российского eCommerce.
Необходимо существенно упростить законодательство для временного экспорта и обратного реимпорта.
"Нет не единого шанса, что российские производители будут доставлять товары до покупателей в Великобритании, США, Германии, Бразилии, Китае и Австралии за 3 дня, как того ожидают покупатели, без работы с внешними складами за пределами РФ. Конкурировать без этого с местными, китайскими и корейскими продавцами невозможно. Сегодня процедура временного вывоза настолько сложна, что ни один знакомый мне потенциальный экспортёр не может временно вывезти товары из страны на фулфилмент-центры. В этом отношении мы существенно отстали от продавцов из Китая и Юго-Восточной Азии", - говорит Кретов.
По его словам, рост продавцов, использующих внешние склады, на 16-40% выше среднего роста розничных экспортёров.

3. Сложности процедуры оформления и отправки товаров юридическими лицами.
Без значительных изменений в области таможенного оформления для отправки единичных товаров розничными экспортёрами бесполезно рассчитывать на приток новых производителей и предпринимателей в российский розничный экспорт.

Как считает глава российского eBay, без этих изменений Россия будет терять конкурентоспособность в розничном экспорте с каждым кварталом.

Что продавать

Сейчас в регионах почти никто не понимает, какие именно местные товары понадобятся на западе.
"Никто из встреченных мною людей в регионах этой информацией не обладает. Никто толком не знает, что экспортировать с развиваемой ими территории. Чтобы что-то растить - нужно уметь это измерять", - говорит он.
По данным eBay, cамые популярные категории, в которых предприниматели из России предлагают товары для внешних рынков, - "Коллекционные товары", "Стиль жизни" и "Мода". Среди них можно выделить подкатегории, которые пользуются популярностью у иностранных покупателей: "Коллекции", "Почтовые марки", "Красота и здоровье", "Игрушки и развлечения", а также "Одежда, обувь и аксессуары".

Однако предпочтения в предложении товаров варьируются в зависимости от региона. В частности, в 2017 году предприниматели из Москвы и Московской области посчитали наиболее перспективными для бизнеса пять категорий товаров. На первом месте оказалась "Мода", следом за ней разместились "Коллекционные товары" и "Дом и сад". Также в пятерку вошли категории "Электроника" и "Стиль жизни".

А вот продавцы из Санкт-Петербурга и Ленинградской области выбрали основными "Коллекционные товары", "Электроника" и "Дом и сад". В Краснодарском крае в ТОП-категорий вышли "Мода", "Электроника" и "Дом и сад", как и у их соседей из Ростова-на-Дону и Ростовской области. А предприниматели из Белгорода и Белгородской области считают наиболее выгодными направления "Мода" и "Дом и сад".
Материал по теме

eBay уволит 9% сотрудников

Материал по теме

WEE выведет российские бренды и товары в ОАЭ

Материал по теме

eBay одномоментно сокращает 4% персонала

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Walmart запускает покупки через ChatGPT вместе с OpenAI

Walmart делает очередной шаг в сторону "умной" розницы. Ритейлер запустил проект совместно с OpenAI. Покупатели и участники программы Sam’s Club (розничная сеть, принадлежащая компании Walmart) смогут оформлять...

Коллапс на границе: голос рынка

Транспортный коллапс на границе России и Казахстана расширяется. Главный редактор E-pepper.ru Игорь Бахарев опросил селлеров, логистов крупных ритейлеров, представителей логистических компаний и экспертов, чтоб...

"Не все понимают, как работает маркетплейс": Владислав Бакальчук о будущем "М.Видео" и проблемах Wildberries

После громкого ухода из Wildberries и перехода в "М.Видео" Владислав Бакальчук впервые подробно рассказал о том, как трансформируется крупнейший российский ритейлер электроники и бытовой техники. В интервью он ...

Россияне смогут сдавать квартиры напрямую через онлайн-платформу

Россияне получили возможность сдавать свои квартиры напрямую через "Яндекс Путешествия". Владельцы недвижимости по всей стране могут размещать квартиры, апартаменты и дома для краткосрочной аренды без посре...

ФНС проверит продавцов маркетплейсов на риски дробления бизнеса

Федеральная налоговая служба проводит эксперимент по выявлению рисков дробления бизнеса среди продавцов на маркетплейсах. Об этом говорится в ответе ведомства главе комитета Совета Федерации по экономическо...

ПВЗ против курьеров: почему концепция "шаговой доступности" победила в российском eCommerce

Российский рынок eCommerce за последние десять лет прошёл путь от осторожных покупок в интернете до массового перехода в онлайн почти всех категорий товаров. Главным катализатором этого бума стали пункты выд...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.