Госмаркетплейс, вперёд лети: мнение экспертов

Игорь Бахарев

Первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов рассказал подробности реализации проекта строительства "государственного российского маркетплейса". В его основе предлагается использовать портал госуслуг, где юридические лица и индивидуальные предприниматели могут уже сейчас открывать свои личные кабинеты. 

"Осталось создать дополнительную услугу и, пожалуйста, можете там размещать товары и приобретать их. Ведь сегодня маркетплейс - это, по сути, доска объявлений, где поставщики размещают свою информацию о продукции. Почему бы для этих целей не использовать "Госуслуги"? Это будет удобно", - отметил сенатор. 

Такой поход, считает чиновник, позволит уменьшить количество посредников между производителем и покупателем, за счет чего можно снизить и цену. 

"А где выгоднее покупать - пусть решает сам потребитель. Хочешь - покупай на коммерческом маркетплейсе, а хочешь - ищи сертифицированные товары с гарантированным качеством на государственном сервисе", - уточнил Абрамов. 

По его словам, на конец 2023 года 109 миллионов россиян имели подтвержденную учетную запись на портале госуслуг. Все они - потенциальные клиенты пока гипотетического госмаркетплейса. 

Иван Кургузов ("Оборот") согласен, что аудитория - крайне важный элемент, жизненно необходимый для работы маркетплейса.

"Но есть ещё много других, не менее необходимых элементов. Пока что опыт показывает, что попытки создать государственный маркетплейс что для внешнего, что для российского рынка, не приводят к успеху", - добавляет он.
Эксперт призывает подождать конкретики. Нужно понять, какая команда будет делать такой маркетплейс, как они будут привлекать селлеров, какие планируются финансовые условия и так далее. Вполне возможно, что проект неожиданно "выстрелит".

Вице-президент АКИТ Лия Левинбук напоминает, что свой маркетплейс уже есть у Почты России, а индентификация через Госуслуги, то есть вход через ЕСИА уже есть у многих маркетпокйсов в том или ином виде. 

"В целом вход на рынок для всех свободный, в том числе и для государства. Главное не получить из высококонкурентной среды монополиста", - считает эксперт. 

Директор по процветанию "Мебелик" Эдуард Романовский, как представитель компании-производителя, полагает, что создание госмаркетплейса с одной стороны, может нести большой ряд преимуществ. В первую очередь, это увеличение продаж и рынка сбыта: Государственный маркетплейс может предоставить нам возможность расширить свою клиентскую базу и продавать товары и услуги большому количеству потребителей и организаций, в том числе по госконтрактам. 

Есть ли другие плюсы: 
  • Снижение издержек: Создание и поддержание собственного онлайн-платформы может быть дорогостоящим, особенно для малых и средних предприятий. Использование государственного маркетплейса позволит снизить эти издержки. 
  • Повышение конкурентоспособности: Включение в государственный маркетплейс может помочь отечественным производителям конкурировать на равных условиях с иностранными поставщиками и брендами. 
  • Улучшение качества продукции и услуг: Участие в государственном маркетплейсе может стимулировать отечественных производителей улучшать свои товары и услуги, чтобы соответствовать высоким стандартам и требованиям потребителей. 
  • Легкий доступ к финансированию и возможности к привлечению инвестиций: Государственные маркетплейсы могут предоставить легкий доступ к финансированию для отечественных производителей, что может способствовать их росту и развитию. 
Но это только "на бумаге". В реальности, чтобы все это реализовалось нужно, чтобы государственный маркетплейс привлек на свою площадку аудиторию и создал удобный и функциональный интерфейс как для покупателя, так и для поставщика. Не так просто будет выдержать конкуренцию с уже существующими маркетплейсами в этих вопросах, нужно иметь экспертизу и правильную стратегию. 
"Создание такого маркетплейса на "Госуслугах" или формирование новой площадки "Гостовары" не так важно, важнее обеспечить выгоду производителю и удобный способ доставки его товара покупателю. Может быть с реализации как раз доставки и стоит начать, ведь это один из основных проблемных участков в цепочке продажи мебели", - говорит Романовский.
Партнёр Cross Insights Борис Овчинников не так оптимистичен. По его словам, у Госуслуг (ну и в целом у государственных структур) нет ничего для создания успешного маркетплейса - ни заинтересованной аудитории, ни селлеров и ассортимента, ни инфраструктуры, ни профессиональной команды.

"Наличия большой аудитории еще недостаточно, чтобы создать интересный для продавцов и покупателей маркетплейс - люди приходят на Госуслуги не за покупками. До сих пор ни одна попытка "привить" маркетплейс к какому-то массовому сервису не приносила большого успеха. Ну и даже если вынести за скобки вопрос несовпадения того, зачем люди приходят на Госуслуги, и что им хотят предложить, все равно остается вопрос качестве сервиса", - напоминает эксперт.

Маркетплейс - это не просто каталог товаров, это сложная IT-платформа с множеством сервисов для селлеров и для покупателей, и это как правило большая оффлайновая инфраструктура. Поэтому единственный вариант, когда проект может оказаться не совсем пшиком - это если не создавать маркетплейс с нуля, а просто встроить внутрь Госуслуг витрину уже существующего маркетплейса, думает Овчинников. Собственно пример подобной интеграции уже есть - ПСБ Маркет. И он представляет собой по сути витрину КазанЭкспресса (он же "Магнит Маркет") - та же платформа и те же товары. 

"Если и маркетплейс на Госуслугах будет создаваться по той же модели (создания витрины уже существующего МП), то именно Казань Экспресс кажется самым вероятным кандидатом на роль партнера. В масштабах Казань Экспресс (весьма скромных в настоящее время) такая интеграция с Госуслугами может дать значимый прирост - но в масштабах всего рынка это практически не повлияет на соотношение сил игроков в гонке маркетплейсов", - считает Овчинников.

eCommerce-эксперт Сергей Егорушкин считает, что времена спроса на новизну прошли и покупатели разобрались какие товары, где и как им покупать. Теперь маркетплейсы нужно строить с "последней мили", уже потом витрина и аудитория.

"Имея лишь аудиторию в 109 миллионов россиян, прикрутив к ней витрину, можно очень быстро и на долго создать разочарование, если это будет неудобно для покупок. Тем более, что есть качественные альтернативы для физических товаров. Именно для госуслуг проект состоялся и развивается. Для дистрибьюции товаров нужны будут новые решения, не факт, что сейчас к этому готовы сами продавцы, а значит и на "первой миле" могут быть проблемы. Если и это решить, то менеджмент проекта столкнется уже с коммерческой и категорийными частями, которые дадут новые, мягко говоря, вызовы", - поясняет он.

Коммерческий директор IQbee, ex-исполнительный директор компании Reworker Алексей Жуков считает, что с целеполаганием в виде помощи потребителю найти "сертифицированные товары с гарантированным качеством" наталкивается на в корне неверную реализацию. 

"Задача построения успешного маркетплейса комплексная. Недостаточно просто сделать витрину маркетплейса – это лишь малая верхушка айсберга. Недостаточно рекламы, приводящей пользователей на эту витрину. Современный маркетплейс это логистическая машина по приему товаров, сортировке, доставке и выдаче товаров конечному потребителю, приему и обработке возвратов. Зачастую покупки совершаются в лидирующих маркетплейсах не потому, что в них лучшая цена, а потому, что пункт выдачи заказов находится непосредственно у дома", - поясняет он. 

В результате, для отстройки такой "логистической машины" нужны колоссальные инвестиции, которые сегодняшние лидеры отрасли вкладывали годами. На этом пути множество проблем, которые могут привести к существенным потерям и без должного эффективного управления проект может стать просто черной дырой для государственных денег. 

"С другой стороны, если возвращаться к цели подсветить товары с гарантированным качеством, почему бы не возродить идею знака качества и помогать производителям продвигать эти товары на государственном уровне?" - вопрошает эксперт. 

Глава совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко тоже не в восторге от идеи. По его словам, "все попытки государства во всем мире сделать что-то подешевле заканчивались плохо с точки зрения как раз именно того, к чему стремились".
"Сделать товары дешевле можно только в случае конкуренции, когда есть два игрока, к примеру как Ozon и Wildberries", - заявил Клименко

Экс-президент НАДТ, автор ТГ-канала "История Экономики" уверяет, что никогда, ни в одной стране мире, ни в какой временной период не случалось такого, чтобы какое-то государственное предприятие по эффективности хотя бы отдаленно могло бы приблизиться к частной структуре. 

"На эти грабли уже много раз наступали и мне всегда казалось, что люди, которые станут нас заставлять бегать по граблям, исчезли", - комментирует он.


Материал по теме

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Материал по теме

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Материал по теме

Как продвигать FMCG в eСom: ежегодный ранкер рекламного инвентаря

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Секреты ноябрьских распродаж в Telegram: как селлеры выводят шопинг на новый уровень

63% потребителей не верят в реальность скидок в дни больших распродаж. Отразилось ли это на эффективности их проведения? Самое напряженное время в мире электронной коммерции — марафон скидок. И в этом году T...

Средние предлагаемые зарплаты в сфере инфраструктуры маркетплейсов выросли на 50%

В сезон распродаж (Черная пятница, 11.11) аналитики Авито Работы изучили рынок труда в инфраструктуре маркетплейсов и выяснили, что за год спрос на кадры в индустрии вырос на 42% в сравнении с октябрем 2023 год...

Ozon fresh запустил сервис продаж кулинарной продукции для бизнеса

Маркетплейс Ozon расширяет свое предложение и запускает новый сервис – Ozon Вкус. Теперь не только розничные покупатели, но и бизнес-клиенты смогут заказывать свежую выпечку и кондитерские изделия собственн...

Джефф Безос продолжает продавать акции Amazon

Основатель Amazon Джефф Безос продолжает последовательно реализовывать свой план по продаже акций маркетплейса, одновременно сохраняя значительный пакет в компании. Согласно данным, представленным в Комисси...

"Кофемания" запустила приложение для поваров

Сеть "Кофемания" внедрила новое цифровое решение для повышения эффективности работы своих кухонь и ускорения обучения персонала. На базе платформы Naumen была разработана система, которая позволяет сотрудникам ...

Россияне вспоминают о забытых товарах в первые 10 минут после оформления заказа

Сервис доставки из магазинов и ресторанов Купер и исследовательская компания "Онин" выяснили, что 39% россиян забывают положить те или иные товары в корзину при покупках онлайн. Чаще всего это делает молоде...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.