Где магазину искать курьеров, если нет денег на собственных

Игорь Бахарев

Сегодня магазину сложно оставаться конкурентоспособным, если у него нет отлаженной доставки. И несмотря на то, что на рынке есть разные решения, которые помогут магазину с курьерами, вопросы к качеству услуг остаются. Причина в требованиях - у каждой компании они свои. 

Службы доставки не будут подстраиваться под чужие регламенты, поэтому магазины задумываются о собственных курьерах. Однако на это нужно время и деньги, которых у многих сейчас нет, потому что компании думают об оптимизации расходов. Директор по развитию бизнеса Broniboy Николай Петровнин рассказал, как магазину получить подготовленных курьеров при минимальных вложениях в их подготовку и контроль.

Курьеры разные нужны, курьеры разные важны

В 2021 году рынок доставки еды активно развивался. Согласно исследованию AnalyticResearchGroup, объем курьерских и почтовых услуг в России вырос на 19,6%, составив почти 72 млрд рублей. Планируется, что до 2025 года рост продолжится несмотря на экономическую ситуацию в стране. Но темп будет более умеренным: показатель CAGR составит 6,5%, в результате чего объем рынка вырастет до 92,5 млрд рублей в 2025 году. 

А по данным банка "Русский стандарт", число операций по оплате картами услуги выросло на треть по сравнению с 2020 годом. Это значит, что россияне продолжили активно пользоваться доставкой даже после снятие всех запретов, введенных из-за пандемии. При этом летом 2021 года количество вакансий для курьеров составило 25 тысяч - это в 3,3 раза больше, чем летом 2020-го. 

Однако, если ориентироваться на итоги исследования облачного сервиса по оптимизации внутригородской логистики Relog, в России количество заказов у сервисов доставки с февраля по апрель 2022 года упало на 32%, тогда как средний чек заказов вырос почти в 2,5 раза. Общее количество заказов в марте текущего года сократилось на 14% в сравнении февралем, а в апреле - еще на 21%. 

Если говорить об отношении российских предпринимателей к доставке, то: 

●      66 % считают, что затраты на логистику не должны превышать 5 % от прибыли,

●      28 % - готовы потратить до 10 %,

●      5 % - могут позволить себе вкладывать в логистику от 10 до 20 % прибыли. 

Согласно опросам, примерно 40% респондентов отказываются от покупки из-за неудобной доставки, поэтому практически весь крупный ретейл развивает собственную доставку: "Перекрёсток", "Пятёрочка", "Лента", "Вкусвилл".

Почему свои курьеры - это дорого, и не всегда оправдано

Большинство магазинов решаются сформировать собственную курьерскую службу, когда разочаровываются в качестве служб доставки - начинают получать негатив от клиентов, потому что не могут обеспечить контроль. В такой ситуации сложно выстроить какую-то внятную систему, поэтому компаниям приходится выделять бюджет на собственных курьеров. 

А это не только дорого, но еще и долго, потому что курьеров придется искать, обучать, экипировать и т.д. И не стоит думать, что курьер - это сотрудник, которого легко найти с помощью сервиса по подбору персонала и сразу выпустить в поле. За наивность магазинам приходится платить рублем. Плюс время, потраченное на поиск кадров. 

Если вы хотите получить курьера, который соответствует всем требованиям вашей компании, то должны серьезно в него "вложиться". И чем специфичнее ваш бизнес и регламенты работы с клиентами, тем сложнее найти того самого курьера. На компромиссные варианты нет смысла тратить деньги. 

Некоторые вопросы проще делегировать тем, кто умеет выращивать квалифицированные кадры. Вам останется их только интегрировать, обеспечив контроль и управление процессом для достижения максимального результата. 

Например, футбольный клуб "Реал Мадрид" за последние несколько лет выиграл все клубные трофеи, но в его составе практически нет воспитанников. Игроков вырастили другие клубы, получив за это денежную компенсацию. Некоторые команды специализируются на подобном - выращивают игроков для других, потому что умеют это отлично делать. 

Такой подход можно перенести и на магазины, потому что свое - еще не значит лучшее.

Когда служба доставки не подходит

Самое популярное решение, которое использует большинство маленьких магазинов. Однако простой и отработанный механизм тоже может давать сбой. Причем делать это не так редко, как хотелось бы магазину и его клиентам. Например, курьер предлагает привезти заказ раньше положенного времени или сервис "по умолчанию" переносит заказ на следующий день, потому что возникли важные причины, о которых, конечно, клиенту никто не расскажет. 

В результате человек злится на магазин, а не на службу доставки, так как считает - и вполне справедливо, что за качество от момента заказа товара до момента его получения должен отвечать именно продавец. Тогда как для курьерской службы заказ одного маленького магазина - это крупица, погрешность, которая в лучшем случае удостоится внимания менеджера. 

Но у крупных курьерских служб есть ряд преимуществ: отлаженная система работы, опыт и IT инструменты, закрывающие практически все задачи интернет-магазина, связанные с доставкой товаров. Руководитель видит информацию в удобном формате и думает, что управляет процессом. Но это не так. 

Контроль - не равно управление процессом. В первом случае вы только смотрите, как работает большой механизм. И если что немного корректируете его под себя, но не глобально. А во втором случае вы можете вносить любые изменения, когда вам это нужно. Таким образом вы делаете вашу доставку лучше. 

Помимо этого магазину придется либо заключить длительный договор, а значит нужно четко понимать объем заказов, либо переплачивать, потому что каждый вызов курьера будет считаться отдельно. 

Не самое удобное решение, если у вас плавающий спрос. Например, вы продаете подарки для определенного праздника и нуждаетесь в курьерах всего на несколько дней. И если вы будете переплачивать, то уйдете в минус. В такой ситуации магазины используют хайринг.

Как работает почасовой найм курьеров

Это "доставка под ключ". Формат похож на аутсорсинг, когда магазин привлекает сторонних специалистов для отправки заказов - так же платят за каждый час. Но хайринг функциональнее.

При этом маркетингом магазина никто не занимается, как в случае с маркетплейсами, которые размещают партнера на своей платформе и дают доступ к собственной аудитории. Зато хайринг закрывает все логистические и операционные вопросы: подготовленные и экипированные курьеры, приложение для взаимодействия с ними, полное администрирование процесса. 

Когда магазину нужно больше курьеров:

●     У вас сезонный бизнес, который в определенные месяцы нуждается в дополнительных кадрах. Объем заказов растет, курьеры не справляются, но увеличивать штат вы не хотите. В таком случае вам придется потратить время и деньги на обучение новых - и не факт, что все получится. Плюс будут простои, потому что на вас работает слишком много сотрудников.

●     У вас небольшой магазин, который доставляет лимитированные товары и очень дорожит лояльностью своих клиентов. При этом формировать свой штат курьеров вам все равно не рентабельно, так как расходы на фонд оплаты труда будут выше прибыли от доставки.

●     У вас магазин, который раньше был представлен на маркетплейсе, а теперь решил пойти собственным путем. За время размещения вы получили много новых клиентов и привыкли к тому, что площадка берет на себя весь процесс доставки. Делать это самостоятельно вы не хотите. Так еще и стремитесь снизить расходы, сохранив прежний уровень и формат доставки. 

Чтобы избежать потерь и обеспечить качество, магазины используют хайринг - так проще и выгоднее. Отсутствие маркетингового компонента компенсируется экономией, которую получает магазин. Причем необязательно выбирать что-то одно. Мы знаем множество примеров, когда магазины комбинируют варианты - например, к классическому формату доставки добавляют почасовой найм или сочетают его со своим штатом. В результате получается гибрид - смешанный хайринг. 

Для клиента главное, чтобы не было разницы в обслуживании. А откуда будет курьер из магазина - собственный или на час, ему непринципиально. Поэтому одно из ключевых преимуществ хайринга - адаптация под стандарты магазина и помощь на всех этапах работы. То есть магазину не нужно выделять своих специалистов для взаимодействия с курьерами. 

Также есть экспресс-вариант, при котором партнер, когда не понимает свою недельную загрузку, через приложение вызывает курьеров. Если вы были в ситуации, когда в час-пик не хватает людей для доставки заказов, то знаете, насколько важно быстро находить оптимальное решение. Пополнение штата, как и подключение к маркетплейсу, тут не поможет.

Вывод

В условиях нестабильной экономической ситуации магазины ищут разные способы, чтобы оптимизировать расходы. При этом многие хотят не только сохранить качество сервиса, но и повысить уровень контроля за процессом. Чтобы можно было не просто видеть, как все происходит, а управлять ситуацией и вовремя вносить корректировки. 

Курьеры перестали быть сотрудниками, которые просто доставляют товары из пункта А в пункта Б. Большинство магазинов понимают значимость услуги, поэтому стараются прокачивать свою доставку, в том числе благодаря сочетанию разных решений - например, собственной службы доставки и хайринга. Ведь сегодня только так можно оставаться конкурентоспособным.

Материал по теме

Бесплатная доставка ВкусВилл стала в 2 раза быстрее

Материал по теме

Яндекс Маркет построит в Казани новый фулфилмент центр в 2025 году

Материал по теме

"Азбука вкуса" запустит первые дарксторы

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как пандемия обрушила качество служб доставки: опыт Гонконга

Пандемия взрастила популярность платформ доставки еды в Гонконге. Однако власти убеждены, что именно из-за этой популярности качество сервисов резко сократилось. Растет поток жалоб на службы доставки. В 201...

Рассылки переползли в мессенджеры

Рассылки - традиционный способ взаимодействия компаний с клиентами. Сейчас к привычным письмам в электронной почте, СМС и звонкам добавился новый канал - сообщения в популярных мессенджерах. Эксперты компан...

Портрет российского онлайн-покупателя: аналитика Yota

Россияне все больше пользуются маркетплейсами - трафик таких ресурсов вырос на 72% за прошлый год, при этом вовлеченность мужчин стала выше на 90%. На 33% увеличилось и среднее время, которое пользователи п...

Сотрудники Wildberries получили право оспаривать отзывы

 Wildberries ввел новую функцию, позволяющую сотрудникам пунктов выдачи заказов (ПВЗ) оспаривать негативные отзывы клиентов. Теперь, если покупатель поставил "1", "2" или "3" без комментария или с неконстр...

Будущее онлайн-продаж алкоголя в США: последствия закрытия Drizly

В конце марта компания Uber окончательно закрыла сервис Drizly, специализировавшийся на доставке алкоголя. Сейчас на рынке, который лишился основного игрока, начался передел. Кто станет новым лидером, неп...

Вечеринка не удалась: как пиарщики Revolve смогли настроить против себя блогеров и что им теперь делать

Пиарщики Fasion-компании Revolve умудрились на пустом месте вызвать огромную протестную волну топ-блогеров после фестиваля Stagecoach. Вместе с экспертом Марией Заикиной разбираемся, что произошло и как сто...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.