Логистический рынок: жизнь под прессом демпинга
Игорь Бахарев
На днях глава логистической компании «МаксиПост» Алексей Прыгин в интервью изданию «Логирус»
Прыгин говорит о пагубном влиянии "серых" игроков. Такие компании не платят налоги, поэтому у них есть возможность предложить клиенту полный пакет услуг за смешные деньги, что подрывает здоровую конкуренцию. "Сегодня больше шансов победить имеет не тот, у кого сервис лучше, а тот, у кого цена ниже", – отметил он. Однако те, кто сотрудничает с "нелегалами" буквально ходят по острию ножа: они рискуют не только получить некачественное обслуживание, но и "в один прекрасный день проснуться без партнера, посылок и денег".
Эксперт считает, что положение начало ухудшаться в 2014 году, когда кризисом еще и не пахло. Тогда уровень экономики в России был выше, росла электронная коммерция, а также спрос на курьерские услуги. В это время появилось множество небольших компаний, которые хотели заработать в быстро развивающемся секторе. В итоге предложение превысило спрос, из-за чего начались проблемы.
E-pepper поговорил с представителями российского логистического рынка и попробовал понять, какие проблемы, по их мнению, особенно актуальны для отрасли на сегодняшний день, а также узнал, как логисты справляются с влиянием кризиса.
По мнению основателя и генерального директора Bringo Марка Капчиц, демпинговые тарифы и «серые» курьерские службы заставляют рынок диверсифицироваться. Поэтому во время кризиса нужно искать иновационные схемы ведения бизнеса. Так, в 2015 году компания запустила собственный краудсорсинговый проект.
"Крупный бизнес хорош на магистрали, легко выполняет международные доставки, но очень плохо ладит с последней милей, экспресс-доставка – Ахиллесова пята любого магазина, ecommerce и логиста", - говорит Капчиц.
Эксперт дал несколько советам коллегам, работающим в логистическом секторе:
1) Быть технологичным: в логистику приходит эра IT. Надо, чтобы все доставки заводились, назначались, распределялись и исполнялись в автоматизированном режиме, все возможные сценарии доставки были «заскриптованы», человеческий фактор минимален.
2) Пользоваться «силой толпы»: краудсорсинг – несомненный тренд последних лет, и он неплохо вписывается в модель логистических компаний.
3) Найти «боль» бизнеса, и предложить для нее качественное, не затратное и технологичное решение – хорошая возможность снизить зависимость бизнеса от «серых» компаний и демпинга в b2c-сегменте.
Директор по развитию RB Logistics Андрей Дуранин согласился с заявлением Алексея Прыгина: "Рынок курьерской доставки действительно стал рынком клиента, причем Клиента с большой буквы. Все запросы должны реализовываться по ценам, позволяющим в лучшем случае балансировать на уровне безубыточности. Отмечу, что это ситуация характерная вообще для рынка логистики, а не только курьерской доставки".
Дуранин считает, что бизнесу необходимо сократить затраты, а также дать клиенту возможность совершить ошибку, поскольку в конечном счете некачественный сервис заставит его сделать выбор в пользу профессионального обслуживания.
"Когда этот момент наступит? Сложно прогнозировать, но будем надеяться, что 2017 год мы встретим с большим оптимизмом".
Похожую позицию высказал представитель логистической компании IML Дмитрий Ключников. У большинства компаний, занижающих стоимость услуг, страдает качество, поэтому клиент не может получить максимум за минимальные деньги. А те, кто демпенгует, работая себе в убыток, ставят под удар своих заказчиков – интернет-магазины.
Генеральный директор PickPoint Надежда Романова придерживается мнения, что на плаву останутся только проверенные крупные компании. "В сложившейся ситуации это произойдет достаточно быстро и важно, чтобы в погоне за низкой ставкой интернет-магазины не потеряли деньги и покупателей".
По словам генерального директора TopDelivery Кирилла Ягодкина, сейчас в зоне риска находятся те курьерские службы, которые не успели набрать "определенную массу заказов в день".
Именно такие компании обычно снижают цену, балансируя на грани себестоимости. У них есть выбор: выделить профильное направление деятельности или влиться в структуру, увеличивая объёмы и снижая операционные расходы.
"Интернет-магазины, находящиеся «по ту сторону баррикад» тоже трезво осознают риски, и даже несмотря на кризис и снижение объемов, по-прежнему многие не готовы ставить под удар бизнес, пытаясь незначительно сократить издержки на доставке", – комментирует эксперт.
Он считает, что у тех служб доставки, которые ещё не набрали должных объемов отправлений, есть только два выхода: можно выделять профильное направление деятельности, нишеваться, а можно вливаться в структуру, увеличивая объёмы и снижая операционные расходы. «В любом случае – пришло время действовать точечно и зачастую жестко для роста
или сохранения бизнеса».
Генеральный директор компании «Достависта» Дмитрий Зубков считает, что нельзя сказать, что «серые» демпинговщики прямо душат рынок.
«Сейчас средние и крупные интернет-магазины, которые увидели влияние качества доставки на количество возвратов и повторных покупок, при выборе подрядчика смотрят не только на цену», - говорит он. Поэтому появляются возможности для роста.
По мнению Зубкова, этим экспресс-доставка похожа на такси, она тоже претерпевает фазовый переход. «Классические курьерские службы с постоянным штатом курьеров, как и традиционные таксопарки, теряют позиции: не справляются с пиками, несут высокие издержки в низкий сезон. Им на смену приходят IT-операторы — такси-сервисы без таксопарков (Uber, «Максим», «Яндекс.Такси») и сервисы экспресс-доставки без штата курьеров («Достависта», UberRUSH, MoscowFresh, Amazon Flex)», - добавляет Зубков.
Руководитель отдела маркетинга Hermes Элина Микуцкая также уверена в том, что ритейлеры понимают, какие результаты может принести сотрудничество с недобросовестными курьерскими службами: потерю покупателя для повторных продаж или его уход к конкуренту.
По мнению эксперта, логистика для интернет-магазинов все еще остро нуждается в ускорении темпов развития с тем, чтобы догнать рынок e-commerce: "Думаю, что в ближайшее время текущая пестрота и экзотические опции в списке сервисов провайдеров логистических услуг, отсутствие единых стандартов уйдут в прошлое. Бизнес, стремление не просто работать, но и зарабатывать, расставит все по своим местам".
Что будет в будущем? Алексей Прыгин считает, что для того, чтобы рынок экспресс-доставки восстановился, все должны оказаться в равных условиях, но для этого нужно время. "Мелкие компании не смогут демпинговать до бесконечности и будут разоряться, что уже происходит, за ними начнут «сыпаться» средние. Те, кто не вольются в большие структуры, рано или поздно закончат свое существование. До остальных доберется налоговая", заключает Прыгин.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте