Драйверы интернет-торговли: откуда ждать рост?

Игорь Бахарев
Удельный вес сегмента eCommerce в общей структуре торговли с течением времени только увеличивается. Среднегодовой прирост числа онлайн-покупателей составляет около 10%, а их общее число уже приблизилось к 2 млрд человек. В ближайшие несколько лет рост продолжится, но после анализа его основных драйверов можно сделать вывод о том, что насыщение рынка уже не за горами, уверен директор по маркетингу фулфилмент-оператора FulEx Максим Набабий, поделившийся своим мнением в авторской статье.
Заказывать больше, заказывать чаще
Интернет-аудитория в развитых странах на протяжении нескольких последних лет если и растет, то очень скромными темпами. Из этого можно сделать только один вывод: все кто хотел начать пользоваться интернетом, уже сделали это. Но что еще хуже для интернет-торговли: замедлился рост доли покупателей в общей массе пользователей. Соответственно, основные перспективы сегмента eCommerce специалисты связывают не с экстенсивными, а интенсивными процессами.

Один из основных драйверов роста интернет-торговли эксперты видят в возрастающей лояльности пользователей к таким видам покупок.

При сохранении размера аудитории количество заказов будет постепенно увеличиваться, это общемировой тренд, причем, рост в основном ожидается в тех областях, в которых до недавнего времени лидерские позиции розницы были непоколебимы. Люди все чаще и чаще приобретают в сети продукты питания, одежду, обувь, товары для детей и игрушки, лекарственные препараты и медицинское оборудование, а не только гаджеты и бытовую технику. Причём, соревнование за лояльность покупателя выигрывают торговые площадки, обеспечивающие сразу три ключевых фактора: ассортимент, удобство доставки, и наличие собственного мобильного приложения.
Ставка на мобильность
Рост доступности и функциональности мобильных устройств сказался и на рынке интернет-торговли. В условиях, когда высокоскоростной доступ в Сеть есть в кармане у каждого второго жителя Земли, стратегии поведения в сегменте eCommerce просто не могли не измениться. В общем и целом, рынок сегодня пришел к тому, что интернет-магазины и торговые площадки оказались как никогда близко к своей целевой аудитории, что стимулирует людей на совершение все большего числа покупок, в том числе и спонтанных.

Соответственно, продавцы и дальше будут делать все от них зависящее для того, чтобы люди продолжали совершать покупки «на ходу» в любом месте и в любое время. А для того, чтобы это происходило как можно чаще, будет вестись непрерывная работа над тем, чтобы приложения торговых платформ с каждым днем становились все привлекательнее и удобнее для покупателей, которые сегодня буквально в несколько кликов могут оформить заказ на любой приглянувшийся им товар. Статистика говорит о том, что доля мобильных продаж в последние годы стабильно растет вместе с доходами продавцов, для которых этот канал генерирует сейчас едва ли не самую большую прибыль.
Техника на грани фантастики
Росту мобильных транзакций в обозримой перспективе будет способствовать целая россыпь инновационных технических и программных решений, работа над которыми либо уже завершена разработчиками, либо близка к завершению.

Осуществление «покупок в один клик» будет возможно, в том числе, за счет подтверждения платежей с помощью отпечатков одного или нескольких пальцев или аутентификации абонента при помощи камеры его мобильного устройства.

В том же Китае, где подтверждение личности абонента по отпечатку пальца на смартфоне уже реализовано и активно используется, в дни больших распродаж доля приобретений с мобильных устройств нередко превышает 50 – 60 процентов.

Развитию мобильной коммерции в обозримой перспективе будет способствовать все более часто встречающаяся возможность приобрести тот или иной товар непосредственно на платформе, все более широкое применение технологий искусственного интеллекта на торговых площадках, а также рост числа ботов и расширение возможностей голосового управления устройствами.
Попасть в социальные сети
Еще одним драйвером роста интернет-торговли станут социальные сети, точнее все более активное их использование игроками сегмента eCommerce, для которых они станут прекрасным инструментом проведения прямых продаж в лояльно настроенной аудитории.

Согласно результатам исследования PwC, датированного еще 2018 годом, для половины активных интернет пользователей социальные сети в 50 процентах случаев являлись основным стимулирующим фактором для совершения тех или иных покупок. Едва ли за полтора года этот процент снизился. Скорее наоборот – вырос еще больше.

В выводах другого исследования содержится тезис о том, что в целом по Миру степень доверия пользователей к размещенным в социальных сетях отзывам велика настолько, что отзыв любого сетевого эксперта априори будет ценнее мнения друзей, знакомых и близких людей из реального мира. Это еще одна прекрасная иллюстрация того, какую роль сегодня играют социальные сети для eCommerce.

Однако далеко не все пользователи согласны со статусом «кошелька с ножками». Для того, чтобы избавить себя от навязчивой рекламы и бесконечных специальных предложений, они активно используют блокировщики рекламы.

Впрочем, такого рода программное обеспечение по статистике чаще используется на персональных компьютерах, чем на мобильных устройствах, а частота использования первых постепенно снижается, тогда как гаджеты приобретают все большую популярность. Соответственно, из определенного ограничивающего рынок фактора он превратился в одну из точек роста.
Торговля без границ
В качестве еще одного заметного драйвера роста сегмента eCommerce эксперты называют расширение возможностей трансграничной торговли. Поведение основной массы пользователей во время шопинга сводится к поиску оптимальных по соотношению цены товара и стоимости его доставки предложений. При этом зачастую такие предложения обнаруживаются даже не в соседнем регионе, а в сопредельном государстве. В частности в России особой популярностью пользуются китайские торговые площадки, однако и местные маркетплейсы не выключаются из борьбы за покупателей, делая ставку на адаптацию товара к российским реалиям.

Однако на данный момент соперничать с маркетплейсами из Поднебесной очень и очень сложно, хотя справедливости ради стоит сказать, что средний чек в китайских интернет-магазинах заметно ниже, чем в российских, европейских или американских.
Материал по теме

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Материал по теме

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Материал по теме

Как продвигать FMCG в eСom: ежегодный ранкер рекламного инвентаря

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.