Драйверы интернет-торговли: откуда ждать рост?

Игорь Бахарев
Удельный вес сегмента eCommerce в общей структуре торговли с течением времени только увеличивается. Среднегодовой прирост числа онлайн-покупателей составляет около 10%, а их общее число уже приблизилось к 2 млрд человек. В ближайшие несколько лет рост продолжится, но после анализа его основных драйверов можно сделать вывод о том, что насыщение рынка уже не за горами, уверен директор по маркетингу фулфилмент-оператора FulEx Максим Набабий, поделившийся своим мнением в авторской статье.
Заказывать больше, заказывать чаще
Интернет-аудитория в развитых странах на протяжении нескольких последних лет если и растет, то очень скромными темпами. Из этого можно сделать только один вывод: все кто хотел начать пользоваться интернетом, уже сделали это. Но что еще хуже для интернет-торговли: замедлился рост доли покупателей в общей массе пользователей. Соответственно, основные перспективы сегмента eCommerce специалисты связывают не с экстенсивными, а интенсивными процессами.

Один из основных драйверов роста интернет-торговли эксперты видят в возрастающей лояльности пользователей к таким видам покупок.

При сохранении размера аудитории количество заказов будет постепенно увеличиваться, это общемировой тренд, причем, рост в основном ожидается в тех областях, в которых до недавнего времени лидерские позиции розницы были непоколебимы. Люди все чаще и чаще приобретают в сети продукты питания, одежду, обувь, товары для детей и игрушки, лекарственные препараты и медицинское оборудование, а не только гаджеты и бытовую технику. Причём, соревнование за лояльность покупателя выигрывают торговые площадки, обеспечивающие сразу три ключевых фактора: ассортимент, удобство доставки, и наличие собственного мобильного приложения.
Ставка на мобильность
Рост доступности и функциональности мобильных устройств сказался и на рынке интернет-торговли. В условиях, когда высокоскоростной доступ в Сеть есть в кармане у каждого второго жителя Земли, стратегии поведения в сегменте eCommerce просто не могли не измениться. В общем и целом, рынок сегодня пришел к тому, что интернет-магазины и торговые площадки оказались как никогда близко к своей целевой аудитории, что стимулирует людей на совершение все большего числа покупок, в том числе и спонтанных.

Соответственно, продавцы и дальше будут делать все от них зависящее для того, чтобы люди продолжали совершать покупки «на ходу» в любом месте и в любое время. А для того, чтобы это происходило как можно чаще, будет вестись непрерывная работа над тем, чтобы приложения торговых платформ с каждым днем становились все привлекательнее и удобнее для покупателей, которые сегодня буквально в несколько кликов могут оформить заказ на любой приглянувшийся им товар. Статистика говорит о том, что доля мобильных продаж в последние годы стабильно растет вместе с доходами продавцов, для которых этот канал генерирует сейчас едва ли не самую большую прибыль.
Техника на грани фантастики
Росту мобильных транзакций в обозримой перспективе будет способствовать целая россыпь инновационных технических и программных решений, работа над которыми либо уже завершена разработчиками, либо близка к завершению.

Осуществление «покупок в один клик» будет возможно, в том числе, за счет подтверждения платежей с помощью отпечатков одного или нескольких пальцев или аутентификации абонента при помощи камеры его мобильного устройства.

В том же Китае, где подтверждение личности абонента по отпечатку пальца на смартфоне уже реализовано и активно используется, в дни больших распродаж доля приобретений с мобильных устройств нередко превышает 50 – 60 процентов.

Развитию мобильной коммерции в обозримой перспективе будет способствовать все более часто встречающаяся возможность приобрести тот или иной товар непосредственно на платформе, все более широкое применение технологий искусственного интеллекта на торговых площадках, а также рост числа ботов и расширение возможностей голосового управления устройствами.
Попасть в социальные сети
Еще одним драйвером роста интернет-торговли станут социальные сети, точнее все более активное их использование игроками сегмента eCommerce, для которых они станут прекрасным инструментом проведения прямых продаж в лояльно настроенной аудитории.

Согласно результатам исследования PwC, датированного еще 2018 годом, для половины активных интернет пользователей социальные сети в 50 процентах случаев являлись основным стимулирующим фактором для совершения тех или иных покупок. Едва ли за полтора года этот процент снизился. Скорее наоборот – вырос еще больше.

В выводах другого исследования содержится тезис о том, что в целом по Миру степень доверия пользователей к размещенным в социальных сетях отзывам велика настолько, что отзыв любого сетевого эксперта априори будет ценнее мнения друзей, знакомых и близких людей из реального мира. Это еще одна прекрасная иллюстрация того, какую роль сегодня играют социальные сети для eCommerce.

Однако далеко не все пользователи согласны со статусом «кошелька с ножками». Для того, чтобы избавить себя от навязчивой рекламы и бесконечных специальных предложений, они активно используют блокировщики рекламы.

Впрочем, такого рода программное обеспечение по статистике чаще используется на персональных компьютерах, чем на мобильных устройствах, а частота использования первых постепенно снижается, тогда как гаджеты приобретают все большую популярность. Соответственно, из определенного ограничивающего рынок фактора он превратился в одну из точек роста.
Торговля без границ
В качестве еще одного заметного драйвера роста сегмента eCommerce эксперты называют расширение возможностей трансграничной торговли. Поведение основной массы пользователей во время шопинга сводится к поиску оптимальных по соотношению цены товара и стоимости его доставки предложений. При этом зачастую такие предложения обнаруживаются даже не в соседнем регионе, а в сопредельном государстве. В частности в России особой популярностью пользуются китайские торговые площадки, однако и местные маркетплейсы не выключаются из борьбы за покупателей, делая ставку на адаптацию товара к российским реалиям.

Однако на данный момент соперничать с маркетплейсами из Поднебесной очень и очень сложно, хотя справедливости ради стоит сказать, что средний чек в китайских интернет-магазинах заметно ниже, чем в российских, европейских или американских.
Материал по теме

Блогеры в кризисе: как партнерский маркетинг стал спасением для инфлюэнсеров

Материал по теме

Онлайн стал важным драйвером рынка бьюти: аналитика "Чек Индекс"

Материал по теме

Retail Media в России: как рекламный рынок будущего вырос в 300 раз за 5 лет

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как защитить свой товар от подделок на маркетплейсах

Рынок e-commerce растет стремительно, покупатель уходит в онлайн, маркетплейсы расширяют географию и развивают службы доставки. По данным Mediascope, Data Insight, АКИТ, аудитория российского онлайн рынка со...

Экспресс-доставка набирает обороты: россияне чаще заказывают технику и одежду с доставкой за час

Спрос на экспресс-доставку товаров за 1-2 часа в России продолжает расти, причем наибольшая активность покупателей приходится на промежуток между 12:00 и 13:00. Такие данные приводит Яндекс Маркет, отмечая,...

50% покупетелей общаются только через онлайн-звонки и чаты: аналитика Авито

Почти половина пользователей онлайн-платформ предпочитает совершать сделки, не покидая защищенной среды маркетплейсов. Согласно исследованию Авито, 50% россиян общаются с продавцами и покупателями исключите...

"Яндекс" покупает Boxberry

"Яндекс" объявил о покупке службы доставки Boxberry. Сделка направлена на расширение логистических возможностей и укрепление позиций на рынке электронной коммерции. В результате интеграции сервисы "Яндекс Д...

Налоговая начала проверки пунктов выдачи заказов маркетплейсов

Федеральная налоговая служба начала масштабные проверки пунктов выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries и Ozon. Инспекторы, как следует из многочисленных писем, которые приходят владельцам ПВЗ, сосредоточатся на в...

Wildberries привлекла сотрудников из КНДР для работы на складе в Подмосковье

На складе маркетплейса Wildberries в подмосковной Электростали появились работники из Северной Кореи. По данным нескольких источников, с 14 апреля к работе приступили 180 граждан КНДР, преимущественно молод...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.