Драйверы интернет-торговли: откуда ждать рост?

Игорь Бахарев
Удельный вес сегмента eCommerce в общей структуре торговли с течением времени только увеличивается. Среднегодовой прирост числа онлайн-покупателей составляет около 10%, а их общее число уже приблизилось к 2 млрд человек. В ближайшие несколько лет рост продолжится, но после анализа его основных драйверов можно сделать вывод о том, что насыщение рынка уже не за горами, уверен директор по маркетингу фулфилмент-оператора FulEx Максим Набабий, поделившийся своим мнением в авторской статье.
Заказывать больше, заказывать чаще
Интернет-аудитория в развитых странах на протяжении нескольких последних лет если и растет, то очень скромными темпами. Из этого можно сделать только один вывод: все кто хотел начать пользоваться интернетом, уже сделали это. Но что еще хуже для интернет-торговли: замедлился рост доли покупателей в общей массе пользователей. Соответственно, основные перспективы сегмента eCommerce специалисты связывают не с экстенсивными, а интенсивными процессами.

Один из основных драйверов роста интернет-торговли эксперты видят в возрастающей лояльности пользователей к таким видам покупок.

При сохранении размера аудитории количество заказов будет постепенно увеличиваться, это общемировой тренд, причем, рост в основном ожидается в тех областях, в которых до недавнего времени лидерские позиции розницы были непоколебимы. Люди все чаще и чаще приобретают в сети продукты питания, одежду, обувь, товары для детей и игрушки, лекарственные препараты и медицинское оборудование, а не только гаджеты и бытовую технику. Причём, соревнование за лояльность покупателя выигрывают торговые площадки, обеспечивающие сразу три ключевых фактора: ассортимент, удобство доставки, и наличие собственного мобильного приложения.
Ставка на мобильность
Рост доступности и функциональности мобильных устройств сказался и на рынке интернет-торговли. В условиях, когда высокоскоростной доступ в Сеть есть в кармане у каждого второго жителя Земли, стратегии поведения в сегменте eCommerce просто не могли не измениться. В общем и целом, рынок сегодня пришел к тому, что интернет-магазины и торговые площадки оказались как никогда близко к своей целевой аудитории, что стимулирует людей на совершение все большего числа покупок, в том числе и спонтанных.

Соответственно, продавцы и дальше будут делать все от них зависящее для того, чтобы люди продолжали совершать покупки «на ходу» в любом месте и в любое время. А для того, чтобы это происходило как можно чаще, будет вестись непрерывная работа над тем, чтобы приложения торговых платформ с каждым днем становились все привлекательнее и удобнее для покупателей, которые сегодня буквально в несколько кликов могут оформить заказ на любой приглянувшийся им товар. Статистика говорит о том, что доля мобильных продаж в последние годы стабильно растет вместе с доходами продавцов, для которых этот канал генерирует сейчас едва ли не самую большую прибыль.
Техника на грани фантастики
Росту мобильных транзакций в обозримой перспективе будет способствовать целая россыпь инновационных технических и программных решений, работа над которыми либо уже завершена разработчиками, либо близка к завершению.

Осуществление «покупок в один клик» будет возможно, в том числе, за счет подтверждения платежей с помощью отпечатков одного или нескольких пальцев или аутентификации абонента при помощи камеры его мобильного устройства.

В том же Китае, где подтверждение личности абонента по отпечатку пальца на смартфоне уже реализовано и активно используется, в дни больших распродаж доля приобретений с мобильных устройств нередко превышает 50 – 60 процентов.

Развитию мобильной коммерции в обозримой перспективе будет способствовать все более часто встречающаяся возможность приобрести тот или иной товар непосредственно на платформе, все более широкое применение технологий искусственного интеллекта на торговых площадках, а также рост числа ботов и расширение возможностей голосового управления устройствами.
Попасть в социальные сети
Еще одним драйвером роста интернет-торговли станут социальные сети, точнее все более активное их использование игроками сегмента eCommerce, для которых они станут прекрасным инструментом проведения прямых продаж в лояльно настроенной аудитории.

Согласно результатам исследования PwC, датированного еще 2018 годом, для половины активных интернет пользователей социальные сети в 50 процентах случаев являлись основным стимулирующим фактором для совершения тех или иных покупок. Едва ли за полтора года этот процент снизился. Скорее наоборот – вырос еще больше.

В выводах другого исследования содержится тезис о том, что в целом по Миру степень доверия пользователей к размещенным в социальных сетях отзывам велика настолько, что отзыв любого сетевого эксперта априори будет ценнее мнения друзей, знакомых и близких людей из реального мира. Это еще одна прекрасная иллюстрация того, какую роль сегодня играют социальные сети для eCommerce.

Однако далеко не все пользователи согласны со статусом «кошелька с ножками». Для того, чтобы избавить себя от навязчивой рекламы и бесконечных специальных предложений, они активно используют блокировщики рекламы.

Впрочем, такого рода программное обеспечение по статистике чаще используется на персональных компьютерах, чем на мобильных устройствах, а частота использования первых постепенно снижается, тогда как гаджеты приобретают все большую популярность. Соответственно, из определенного ограничивающего рынок фактора он превратился в одну из точек роста.
Торговля без границ
В качестве еще одного заметного драйвера роста сегмента eCommerce эксперты называют расширение возможностей трансграничной торговли. Поведение основной массы пользователей во время шопинга сводится к поиску оптимальных по соотношению цены товара и стоимости его доставки предложений. При этом зачастую такие предложения обнаруживаются даже не в соседнем регионе, а в сопредельном государстве. В частности в России особой популярностью пользуются китайские торговые площадки, однако и местные маркетплейсы не выключаются из борьбы за покупателей, делая ставку на адаптацию товара к российским реалиям.

Однако на данный момент соперничать с маркетплейсами из Поднебесной очень и очень сложно, хотя справедливости ради стоит сказать, что средний чек в китайских интернет-магазинах заметно ниже, чем в российских, европейских или американских.
Материал по теме

Миллениалы лидируют в рейтинге лояльности работодателей

Материал по теме

Авито: россияне в среднем тратят 7000 рублей в месяц на онлайн-покупки

Материал по теме

Доля одежды и обуви в зарубежных заказах упала до 45%

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Amazon тестирует умные очки для курьеров в гонке за скорость

Стремление к сверхбыстрой доставке товаров в течение часов или даже минут заставляет ритейлеров искать революционные решения для оптимизации логистических цепочек. Amazon в этой гонке пользуется технологиям...

Lamoda объединила инструменты для продавцов в единый кабинет

Lamoda значительно упростила процесс начала работы селлеров на платформе. С сентября 2025 года все этапы подключения новых партнёров полностью переведены в единый личный кабинет Lamoda Seller. Это ре...

Маркетплейсы под ударом ФТС из-за серого импорта

Федеральная таможенная служба (ФТС) России провела масштабные проверки на складах и в распределительных центрах крупных маркетплейсов, где было выявлено свыше 7,5 тыс. единиц незаконно ввезенного электроинс...

Wildberries начал продавать туры

Wildberries начал продавать клиентам брони на туристические пакеты. Услуга реализована совместно с туроператором Fun&Sun и доступна на сайте и в Android-приложении; запуск версии для iOS ожидается в ближайш...

Битва за десять минут: как мгновенная доставка захватывает Индию

На рынке мгновенной доставки Индии развернулась беспрецедентная битва: местные стартапы, подкрепленные миллиардами глобальных инвесторов, бросили вызов таким гигантам, как Amazon и Walmart. Рассмотрим позиц...

Ночной онлайн-шопинг охватил 75% россиян

Три четверти россиян (75%) совершают онлайн-покупки в ночное время, с 23:00 до 6:00. Годом ранее этот показатель был на 15% ниже и составлял 60%. Исследование финтех-компании ЮMoney подтверждает, что ночной...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.