Чего ждать от рынка ритейла и электронной коммерции в 2025 году: основные тренды и прогнозы

Игорь Бахарев
2024 год стал временем высокого уровня потребительской уверенности на фоне роста экономики и реальных доходов населения, говорится в отчёте Альфа-Банка "Российский Ритейл и Ecom 2025 от Альфа Банк". По прогнозам экспертов банка, в 2025 году динамика рынка ритейла и электронной коммерции (Ecom) будет более сдержанной. 

Онлайн-сегмент продолжит оставаться драйвером роста, несмотря на ожидаемое замедление по сравнению с 2024 годом. В 2025 году рост онлайн-продаж составит до 32% г/г. Основными факторами роста станут активное развитие сегмента eGrocery (включая доставку готовой еды) и расширение онлайн-продаж крупногабаритных товаров, таких как автомобили и бытовая техника.

Презентация PowerPoint - Google Chrome_250219210422.jpeg

Однако высокие цены и рационализация спроса могут несколько замедлить темпы роста. В частности, потребители будут более взвешенно подходить к крупным покупкам, что может повлиять на динамику продаж дорогостоящих товаров.

Рынок продовольственной розницы в 2025 году продолжит расти почти такими же темпами, как в 2024 году, — до +14% г/г. Рост доходов населения будет поддерживать платежеспособный спрос, что позволит ритейлерам перекладывать растущие издержки в цены. Однако стоит учитывать, что среднегодовая продовольственная инфляция может достичь 11%, что означает, что реальный рост (после вычета инфляции) может быть близок к нулю.

"Рост доходов по-прежнему будет оказывать поддержку платежеспособному спросу, позволяя ритейлерам перекладывать в цены растущие издержки на фоне роста цен", - пишут эксперты.

Крупные игроки продолжат укреплять свои позиции за счёт открытия новых магазинов и сделок M&A. Особенно активно будет развиваться сегмент готовой еды, который поддерживает маржинальность food-ритейлеров.

В непродовольственных сегментах ожидается замедление роста. Это связано с насыщением отложенного спроса, охлаждением потребительского кредитования и ростом цен. Кроме того, на динамику различных сегментов непродовольственной розницы будет влиять новостной поток, связанный с валютным курсом и импортными поставками.
"В непродовольственных сегментах мы ожидаем в 2025 г. замедления до +10-11% г/г на фоне роста цен и охлаждения потребительского кредитования, а также с учетом того, что сформировавшийся ранее отложенный спрос в значительной степени был насыщен еще в 2023-2024 гг", - поясняют аналитики.
Потребители становятся более рациональными в своих тратах. В 2025 году продолжится снижение доли импульсивных покупок, а покупатели будут более взвешенно подходить к серьёзным приобретениям. 
"Одним из следствий этого в 2025 году станет дальнейшее снижение сезонной зависимости спроса на товары длительного пользования и расширение временных границ покупок, в том числе для товаров сезонного спроса и сглаживание пиков продаж", - говорят в банке.
Ещё одним следствием этого станет рост популярности схем Buy Now, Pay Later (BNPL). При этом основной рост можно ожидать до момента ужесточения регулирования BNPL-продаж. 

Средний ценовой сегмент продолжит исчезать, уступая место премиальным и бюджетным товарам. Также ожидается активное развитие C2C-сегмента, где потребители покупают товары друг у друга, особенно в категориях люксовых и ресейл-товаров. 
"Мы ожидаем активного репозиционирования товаров различных категорий из среднего ценового сегмента в премиальный, или наоборот — в низкий, на фоне инфляции и высокой альтернативной стоимости денег", - объясняют аналитики.
Интересно, что на фоне рационализации спроса аксессуары становятся "эмоциональной заменой" дорогих товаров, что поддерживает их продажи.

Маркетплейсы бегут вперёд

На фоне активного развития доставок и сетей ПВЗ маркетплейсов и крупных ритейлеров этап экстенсивного роста онлайн-сегмента за счёт расширения клиентской базы подходит к завершению. Универсальные маркетплейсы останутся основным драйвером онлайн-продаж, наращивая масштабы благодаря адаптивным бизнес-моделям и расширению в смежные сферы. Снижение темпов прироста клиентской базы компенсируется изменением потребительских привычек: покупатели всё чаще выбирают маркетплейсы для категорий, которые раньше приобретались в офлайне.

Кроме того, маркетплейсы активно расширяют ассортимент, включая такие товары, как автомобили, мототехника, дроны и даже продукты питания. Удобство услуг и развитие экосистем для продавцов и покупателей будут стимулировать дальнейший рост. Однако ожидается замедление прироста числа селлеров и усиление концентрации продаж у крупных игроков.

Развитие логистических хабов маркетплейсов оптимизирует операционные затраты и усилит фокус на региональных продажах. Расширение инфраструктуры маркетплейсов также создаёт мультипликативный эффект, стимулируя локальный бизнес и повышая благосостояние в регионах.

В условиях высоких ставок в 2025 году ключевые игроки будут активно структурировать бизнес-модели, фокусируясь на направлениях с высокой отдачей инвестиций. Уже во второй половине 2024 года маркетплейсы сместили акцент на точечный рост в ключевых категориях, финансовых услугах и рекламе. Ожидается, что дифференциация комиссий для разных типов товаров сохранится, но общее комиссионное вознаграждение может вырасти на 30–35% по сравнению с 2024 годом из-за увеличения затрат. Также продолжится развитие и монетизация дополнительных сервисов, таких как финансирование и реклама для селлеров.

Драйверы и тормоза рынка

Дефицит рабочей силы в ритейле остаётся одной из ключевых проблем. В 2025 году компании будут фокусироваться на повышении производительности труда за счёт автоматизации и роботизации процессов, особенно в бэк-функциях, таких как склады и транспортная логистика. На среднесрочном горизонте наиболее оптимальным решением выглядит повышение производительности персонала через инвестиции в автоматизацию и роботизацию. Однако высокие процентные ставки ограничивают возможности для инвестиций в технологии, что может замедлить процесс автоматизации.

Высокая ключевая ставка ЦБ продолжит оказывать давление на рынок, увеличивая стоимость кредитов и инфляцию. Это создаёт парадоксальную ситуацию: ставка, которая обычно сдерживает инфляцию, в текущих условиях может способствовать её росту.

Регионы продолжат оставаться драйверами роста, особенно в онлайн-сегменте. Развитие логистической инфраструктуры маркетплейсов и рост доходов населения в регионах будут стимулировать потребление.
"76% всех интернет-заказов приходится на средние и небольшие города. Расширение инфраструктуры маркетплейсов оказывает мультипликативный эффект на их продажи", - говорят в Альфа-банке.
Одним из ключевых рисков для рынка остаётся неопределённость вокруг регулирования цифровых платформ и BNPL-оплат. Принятие новых законов может существенно изменить правила игры для всех участников рынка. Риском для существующей модели рынка будет оставаться неопределённость вокруг параметров будущего регулирования на среднесрочном и долгосрочном горизонте.


Материал по теме

Евгений Щепелин: Рынок онлайн-торговли в России замедляется, но сохраняет потенциал

Материал по теме

Онлайн стал важным драйвером рынка бьюти: аналитика "Чек Индекс"

Материал по теме

Retail Media в России: как рекламный рынок будущего вырос в 300 раз за 5 лет

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Как справиться со страхами перед запуском еCommerce-бизнеса

Предпринимательство — это не просто про продажи, это про выход за пределы привычного. Когда человек решает начать свое дело, он сталкивается с большой неопределенностью: получится или нет, хватит ли ресурсов...

Виртуальная примерка от Google: как обещание стало (немного) разочарованием

Google представил революционный инструмент виртуальной примерки одежды с помощью ИИ - но первые тесты показали неожиданные результаты. Журналист и технологический аналитик Тимоти Бек Верт (Mashable) провер...

Как выбирать темы, формат и стиль для eСommerce-контента

CEO контент-агентства КОМРЕДА Артём Логинов рассказал нам, как в агентстве выбирают темы, формат и tone of voice для контента в сфере онлайн-торговли. Также эксперт делится, какие материалы «стреляют» лучше ...

"Яндекс Маркет" запустил страхование техники с заменой на новую

Покупатели "Яндекс Маркета" теперь могут застраховать технику и получить новое устройство в случае поломки. Услуга доступна в приложении и на сайте маркетплейса без перехода на сторонние ресурсы. Пока страх...

Wildberries ввел бесплатную курьерскую доставку для новых клиентов

Wildberries запустил летнюю акцию, позволяющую новым пользователям и тем, кто не пользовался курьерской доставкой более трех месяцев, получать заказы из пунктов выдачи (ПВЗ) до двери бесплатно.  По с...

PR на черный день: руководство компаний — главный источник кризисов

PR-агентство Comunica провело опрос среди 30 специалистов по связям с общественностью из ритейл-сектора, чтобы изучить их подходы к управлению репутационными кризисами. Основной вывод исследования: большинст...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.