Архитектура устойчивой eСommerce-платформы на примере маркетплейса

Игорь Бахарев

Когда бизнес принимает решение разработать маркетплейс, один из важнейших вопросов, который предстоит решить – это выстраивание взаимодействия между всеми участниками операционного процесса. Ведь в базе данных маркетплейсе приходится управлять информацией о клиентах, продуктах, услугах и так далее. Нужен надежный источник, где все эти данные хранить, обрабатывать, модерировать и администрировать. Андрей Павленко, СЕО IT-компании Scallium, которая занимается разработкой больших маркетплейсов и PIM-системам, на примере крупного ритейлера показал, как строится архитектура устойчивого eCommerce-бизнеса. Взяв за пример эту схему, вы можете понять, как создать не только маркетплейс, но и любую гибкую eСommerce платформу с помощью внутренней  команды или любого подрядчика.

Проблема – неактуальность данных

Итак, что имели на входе: 

  • 1 млн товаров

  • 60 офлайн-магазинов

  • Интернет-магазин

  • Офлайн и онлайн плохо связаны между собой.

Это выливалось в такие проблемы, как, например, длительный процесс актуализации данных по остаткам. Передача этой информации в интернет-магазин занимала у ребят больше суток. А актуализировать эту информацию необходимо ежедневно. То есть, пока информация из офлайна доходила в онлайн, она уже снова становилась неактуальной.

Маркетплейс и качественный PIM – решение

Появилась задача построить маркетплейс. С одной стороны – платформу, которая помогла бы быстро увеличить количество SKU, с другой – систему, в которой можно управлять данными о клиентах, партнерах и заказах. 

Это бэк-офис маркетплейса: веб-интерфейс, в котором бизнес администрирует процессы, связанные с жизнедеятельностью маркетплейса. 

Бэк-офис маркетплейса состоит из нескольких систем. Они создают единую инфраструктуру и эффективно взаимодействуют между собой. Каждая из систем отвечает за определенные мастер-данные, а их бесшовная интеграция позволяет объединить в единой системе все данные, необходимые для работы маркетплейса. 

Вот эта архитектура — 7 фундаментальных систем для работы eCommerce-платформы:



Эти системы могут быть по-разному интегрированы между собой. Мы пришли к необходимости бесшовной интеграции, поэтому изначально строили комплексную систему, в которую включены все эти модули.

  • MMS — Marketplace Management System — система администрирования платформы, позволяет настраивать и управлять всеми процессами и данными из единого рабочего окна. 

В этой части нужно предусмотреть управление пользователями и ролями, чтобы можно было давать доступ к определенному функционалу маркетплейса. Например, создав кабинет мерчанта, последний получает возможность самостоятельно загружать и редактировать информацию о своих товарах, но не имеет доступа к аккаунтам других мерчантов.

  • MAS — Merchant Administration System — или еще на рынке называется “Кабинет мерчанта”. Соответственно, система должна управлять процессами, связанными с мерчантами, включать инструменты коммуникации и совместной работы поставщиков и операционной команды маркетплейса. 

В нашем кейсе через кабинет мерчанта поставщики самостоятельно загружают и редактируют свои товары в систему. А контент-менеджер от маркетплейса ритейлера эти товары модерирует. В таком случае важно предусмотреть удобные инструменты коммуникации между поставщиками и маркетплейсом. 

  • PIM — Product Information Management — мастер-система по товарным данным. Управляет процессом наполнения карточек товара и появления на витрине информации о продукте, а также выведение информации в разные каналы с учётом их специфики. У всех крупных ритейлеров PIM является частью IT-контура компании и плотно интегрируется в другие системы.

Что важно учитывать, выбирая или создавая PIM? В первую очередь, чтобы система упрощала и ускоряла процесс выведения новых продуктов на рынок и их регулярного обновления.

  • DAM — Digital Asset Management — система-хранилище фото, видео и 3D-обзоров товаров. 

Функционально она является частью PIM. Однако мы рекомендуем, чтобы это была отдельная внешняя система, чтобы большое количество мультимедийных файлов не тормозило работу платформы.

  • OMS — Order Management System — система должна обеспечивать работу с заказами в едином окне. Она автоматизирует процесс обработки заказов от создания до их закрытия. 

Очевидно, что эта система тесно взаимодействует и с PIM, так как именно отсюда передаются офферы (товар с конкретным предложением продавца: цена, остатки, условия доставки). А также с кабинетом мерчанта, если заказы перераспределяются между поставщиками маркетплейса.

  • Биллинг в случае eCommerce-платформы с большим количеством участников — это система, которая должна обеспечить контроль за финансовыми взаимоотношения между ними.  

Кроме того, важна и система аналитики Reports & Analytics, чтобы можно было отслеживать скорость обработки заказов, количество заказов, производительность мерчантов, логистику, работу менеджеров и т.д. Можно подключить Power BI систему, и получать еще больше данных:

  • Сделать прогноз продаж товара;

  • Понять сезонность;

  • Понять, как количество атрибутов влияет на продажи и прочее.

Что получили на выходе

Маркетплейс — технологически сложный комплексный проект. Проблема рынка — практически полное отсутствие комплексных решений, что влечет за собой дополнительные проблемы с интеграцией и синхронизацией разных сервисов и дополнительные финансовые затраты на поддержку всей инфраструктуры. 

Что касается этого конкретного кейса. Во-первых, уже через полгода у ритейлера стало 1,5 млн SKU. Во-вторых, компании удалось преодолеть стандартную для больших торговых корпораций конкуренцию между офлайн- и онлайн-подразделениями. Сейчас все работают заодно, и это дает большой толчок развитию. В-третьих, появилось несколько приятных “побочных эффектов”. 

Например, в ходе проекта мы сравнили старую витрину интернет-магазина ритейлера и витрину нового маркетплейса, связанную с описанной комплексной системой. Конверсия в новой витрине оказалась в 6 раз больше. И это просто за счет того, что система быстрее обрабатывает данные. Показатель отклика страницы составил 500 миллисекунд, тогда как раньше посетитель ждал 3 секунды, и уходил. 

Поэтому, если вы разрабатываете eCommerce-платформу, рекомендую взять описанную модель за основу. Однако, при создании своей собственной архитектуры, у бизнеса должен быть базовый сценарий бизнес-процессов. Моделей построения eCommerce-платформ множество. Например, если взять B2B-маркетплейс, могут добавиться процессы, связанные с взаимодействием двумя юрлицами. Но и в этом случае участники площадки будут работать с 7 базовыми перечисленными системами.

Материал по теме

Селлеры пожаловались на экстремистов

Материал по теме

Запрос общества на развитие маркетплейсов: аналитика

Материал по теме

Как информация о товарах драйвит доверие к селлерам: аналитика НАФИ

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Где найти инвестиции в развитие собственных команд разработки: опыт "Здравсити"

Современный темп развития онлайн-торговли невозможно выдержать без развития собственных кросс-функциональных команд разработки. В условиях интенсивного роста бизнеса затраты на аутсорс нецелесообразны. Компе...

Селлеры пожаловались на экстремистов

В 2024 году с проявлениями потребительского экстремизма столкнулись 62% продавцов на маркетплейсах. Как говорится в исследовании, проведенном Федеральным обществом сетевой торговли (ФОСТ), которое объединяе...

"Яндекс" обойдётся без людей

ООО "Яндекс" зарегистрировало новый товарный знак "Товар без человека". Согласно данным Роспатента, бренд охватывает 17 классов Международной классификации товаров и услуг, включая оборудование, роботов, бе...

Ozon готовится выйти на рынок Туркменистана

Ozon активно изучает возможность выхода на туркменский рынок. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Кристина Топалова в рамках международной выставки "Türkmentel-2024" в Ашхабаде. Ozon, один из к...

Прогноз: количество покупок в Черную пятницу в 2024 году станет рекордным за последние шесть лет

Количество покупок в дни распродаж в Черную пятницу (29 ноября ― 1 декабря) 2024 года вырастет на 4% по сравнению с показателями прошлого года и станет рекордным за последние шесть лет, выяснил сервис приема он...

Ozon Fresh: Россияне все чаще заказывают готовую еду на дом

Согласно совместному исследованию МТС Банка и сервиса Ozon Fresh, россияне стали значительно чаще заказывать готовую еду на дом. В октябре 2024 года количество заказов из ресторанов и кафе выросло на 11% по...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.