Архитектура устойчивой eСommerce-платформы на примере маркетплейса

Игорь Бахарев

Когда бизнес принимает решение разработать маркетплейс, один из важнейших вопросов, который предстоит решить – это выстраивание взаимодействия между всеми участниками операционного процесса. Ведь в базе данных маркетплейсе приходится управлять информацией о клиентах, продуктах, услугах и так далее. Нужен надежный источник, где все эти данные хранить, обрабатывать, модерировать и администрировать. Андрей Павленко, СЕО IT-компании Scallium, которая занимается разработкой больших маркетплейсов и PIM-системам, на примере крупного ритейлера показал, как строится архитектура устойчивого eCommerce-бизнеса. Взяв за пример эту схему, вы можете понять, как создать не только маркетплейс, но и любую гибкую eСommerce платформу с помощью внутренней  команды или любого подрядчика.

Проблема – неактуальность данных

Итак, что имели на входе: 

  • 1 млн товаров

  • 60 офлайн-магазинов

  • Интернет-магазин

  • Офлайн и онлайн плохо связаны между собой.

Это выливалось в такие проблемы, как, например, длительный процесс актуализации данных по остаткам. Передача этой информации в интернет-магазин занимала у ребят больше суток. А актуализировать эту информацию необходимо ежедневно. То есть, пока информация из офлайна доходила в онлайн, она уже снова становилась неактуальной.

Маркетплейс и качественный PIM – решение

Появилась задача построить маркетплейс. С одной стороны – платформу, которая помогла бы быстро увеличить количество SKU, с другой – систему, в которой можно управлять данными о клиентах, партнерах и заказах. 

Это бэк-офис маркетплейса: веб-интерфейс, в котором бизнес администрирует процессы, связанные с жизнедеятельностью маркетплейса. 

Бэк-офис маркетплейса состоит из нескольких систем. Они создают единую инфраструктуру и эффективно взаимодействуют между собой. Каждая из систем отвечает за определенные мастер-данные, а их бесшовная интеграция позволяет объединить в единой системе все данные, необходимые для работы маркетплейса. 

Вот эта архитектура — 7 фундаментальных систем для работы eCommerce-платформы:



Эти системы могут быть по-разному интегрированы между собой. Мы пришли к необходимости бесшовной интеграции, поэтому изначально строили комплексную систему, в которую включены все эти модули.

  • MMS — Marketplace Management System — система администрирования платформы, позволяет настраивать и управлять всеми процессами и данными из единого рабочего окна. 

В этой части нужно предусмотреть управление пользователями и ролями, чтобы можно было давать доступ к определенному функционалу маркетплейса. Например, создав кабинет мерчанта, последний получает возможность самостоятельно загружать и редактировать информацию о своих товарах, но не имеет доступа к аккаунтам других мерчантов.

  • MAS — Merchant Administration System — или еще на рынке называется “Кабинет мерчанта”. Соответственно, система должна управлять процессами, связанными с мерчантами, включать инструменты коммуникации и совместной работы поставщиков и операционной команды маркетплейса. 

В нашем кейсе через кабинет мерчанта поставщики самостоятельно загружают и редактируют свои товары в систему. А контент-менеджер от маркетплейса ритейлера эти товары модерирует. В таком случае важно предусмотреть удобные инструменты коммуникации между поставщиками и маркетплейсом. 

  • PIM — Product Information Management — мастер-система по товарным данным. Управляет процессом наполнения карточек товара и появления на витрине информации о продукте, а также выведение информации в разные каналы с учётом их специфики. У всех крупных ритейлеров PIM является частью IT-контура компании и плотно интегрируется в другие системы.

Что важно учитывать, выбирая или создавая PIM? В первую очередь, чтобы система упрощала и ускоряла процесс выведения новых продуктов на рынок и их регулярного обновления.

  • DAM — Digital Asset Management — система-хранилище фото, видео и 3D-обзоров товаров. 

Функционально она является частью PIM. Однако мы рекомендуем, чтобы это была отдельная внешняя система, чтобы большое количество мультимедийных файлов не тормозило работу платформы.

  • OMS — Order Management System — система должна обеспечивать работу с заказами в едином окне. Она автоматизирует процесс обработки заказов от создания до их закрытия. 

Очевидно, что эта система тесно взаимодействует и с PIM, так как именно отсюда передаются офферы (товар с конкретным предложением продавца: цена, остатки, условия доставки). А также с кабинетом мерчанта, если заказы перераспределяются между поставщиками маркетплейса.

  • Биллинг в случае eCommerce-платформы с большим количеством участников — это система, которая должна обеспечить контроль за финансовыми взаимоотношения между ними.  

Кроме того, важна и система аналитики Reports & Analytics, чтобы можно было отслеживать скорость обработки заказов, количество заказов, производительность мерчантов, логистику, работу менеджеров и т.д. Можно подключить Power BI систему, и получать еще больше данных:

  • Сделать прогноз продаж товара;

  • Понять сезонность;

  • Понять, как количество атрибутов влияет на продажи и прочее.

Что получили на выходе

Маркетплейс — технологически сложный комплексный проект. Проблема рынка — практически полное отсутствие комплексных решений, что влечет за собой дополнительные проблемы с интеграцией и синхронизацией разных сервисов и дополнительные финансовые затраты на поддержку всей инфраструктуры. 

Что касается этого конкретного кейса. Во-первых, уже через полгода у ритейлера стало 1,5 млн SKU. Во-вторых, компании удалось преодолеть стандартную для больших торговых корпораций конкуренцию между офлайн- и онлайн-подразделениями. Сейчас все работают заодно, и это дает большой толчок развитию. В-третьих, появилось несколько приятных “побочных эффектов”. 

Например, в ходе проекта мы сравнили старую витрину интернет-магазина ритейлера и витрину нового маркетплейса, связанную с описанной комплексной системой. Конверсия в новой витрине оказалась в 6 раз больше. И это просто за счет того, что система быстрее обрабатывает данные. Показатель отклика страницы составил 500 миллисекунд, тогда как раньше посетитель ждал 3 секунды, и уходил. 

Поэтому, если вы разрабатываете eCommerce-платформу, рекомендую взять описанную модель за основу. Однако, при создании своей собственной архитектуры, у бизнеса должен быть базовый сценарий бизнес-процессов. Моделей построения eCommerce-платформ множество. Например, если взять B2B-маркетплейс, могут добавиться процессы, связанные с взаимодействием двумя юрлицами. Но и в этом случае участники площадки будут работать с 7 базовыми перечисленными системами.

Материал по теме

KazanExpress: несколько цифр

Материал по теме

На долю крупнейших продавцов маркетплейсов приходится 88% GMV

Материал по теме

Продажи будущего: отчёт Wunderman Thompson

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

СберМаркет запустил витрину для B2B

СберМаркет открыл новые возможности для B2B-клиентов: теперь они могут заказать продукты питания и канцелярию на отдельной онлайн-витрине. Один из фокусов СберМаркета в этом году — развитие направления корпо...

Google поменяет товарную выдачу

В Google Shopping ранжирование товаров в поисковой выдаче теперь будет происходить с учетом скидок и акций. Подобный инструмент введут сначала на рынке США, и он начнет помогать предпринимателем продвигать ...

Малый и средний бизнес выбрал социальную коммерцию

51,5% отечественных ритейлеров назвали соцсети основным каналом продаж. 17,8% в качестве основного ресурса для продажи используют сайты, 15,4% — маркетплейсы, а 15,2% — розничные магазины. Такие данные опро...

"Маркет" сгрузит весь невыкуп в один склад

"Яндекс.Маркет" откроет в подмосковном посёлке Софьино специальный склад для выдачи невыкупленных заказов. Туда будут возвращаться заказы магазинов, которые работают по модели FBS и отгружают их в сортирово...

"Яндекс.Лавка" выходит в Британию

 "Яндекс" зарегистрировал компанию в Великобритании, которая будет заниматься доставкой продуктов из дарксторов, сообщает ТАСС. "Да, зарегистрировали юрлицо, которое будет развивать быструю доставк...

Российский рынок eGrocery продолжил расти: аналитика Data Insight

В июне 2021 года интернет-магазины и сервисы доставки продуктов питания выполнили 18,6 млн заказов. Это на 5% или 970 тыс. заказов больше, чем в мае 2021 года, и в 3.7 раза больше, чем в июне 2020 года. Об этом...