Андрей Осокин (goods.ru): "Ни о какой "единой площадке" в перспективе 2-3 лет говорить не приходится"

Игорь Бахарев
Начался 2020 год. Многие эксперты считают, что он будет переломным для рынка электронной коммерции в России. Мы поговорили с директором по маркетингу goods.ru Андреем Осокиным о том, чего стоит ждать в ближайшее время. Что было важного в последнее время, как изменится рынок. 
Начинается новый год. Скажите, есть ли главный тренд, который сейчас движет рынком и будет важен для него в 2020?
Главный тренд последнего года - активизация маркетплейсов. Причем они оказывают своё огромное влияние не только на eCommerce, но и на весь рынок ритейла в целом. Дело в том, что с появлением маркетплейсов со стороны вендоров и производителей начался мощный тренд на развитие D2C. У них появилась возможность коммуницировать через маркетплейсы с аудиторией напрямую: иметь в сети свои "торговые представительства", получать данные о продажах и покупателях.

Традиционно, когда вендор отгружает товар дистрибьюторам, он не знает, что именно и кому продаётся "на выходе", как строится коммуникация между посредниками и конечными покупателями, как представлен при этой коммуникации бренд, как продвигают их товар. С маркетплейсами всё прозрачнее и понятнее.
Но ведь если мы посмотрим западный опыт, то увидим, что сейчас бренды недовольны маркетплейсами. Вот, Nike и IKEA покидают Amazon, например. И жалуются как раз на непрозрачность.
Да, есть такое, но это история характерна для рынка с огромным монополистом. Если у вас на рынке есть одна гигантская компания, такая как Alibaba или Amazon, если она доминирует на рынке, то рано или поздно люди начнут возмущаться, что им "выкручивают руки". Навязывают условия, меняют условия продажи. Поэтому для мирового, в первую очередь американского рынка, это огромная проблема.
А в чём проблема Amazon?
Amazon стал гигантской стеной между покупателем и производителем и никого туда не пускает. Он коммуницирует с покупателем только сам, причём только так, как считает нужным. И да, логично, что это никому не нравится, особенно потому, что конкуренции нет. В результате крупные и масштабные бренды пытаются выйти из этой игры. Компании меньше не могут себе такого позволить.
Но хотя бы "крупняк" потянет такой выход?
Пока не очень понятно. Да, они выходят из игры, но куда и когда придут - отдельный разговор. Уже понятно, что они точно потеряют в продажах. Им придётся думать, как выстраивать свой ритейл в обход главной витрины, что делать с конкурентами, которые остались на Amazon, как продвигать товар и так далее.
А у нас?
У нас всё не так. У нас как минимум 5-6 крупных маркетплейсов, которые работают с рынком. И пока даже не начинает просматриваться какое-либо превосходство одной площадки. Ну, почти нигде. В fashion доминирующий игрок есть, поэтому стоит следить за тем, как ведут себя бренды в этой категории. Но это в fashion.
Есть шанс, что у нас будет свой Amazon?
Нет пока. Ни о какой "единой площадке" в перспективе 2-3 лет говорить не приходится. А при конкуренции всегда выигрывает потребитель. На всех уровнях компании пытаются быть более сговорчивыми и гибкими, ищут лучшие варианты. Маркетплейсы вынуждены давать такие варианты, чтобы не проиграть в борьбе. А ритейлеры, в свою очередь, общаться с пользователями, объяснять им, почему лучше всего купить у них.
Ну ритейл-то во всех странах и всегда был этим занят.
Не совсем. В последнее время меняется коммуникативный тренд. Меняется сама форма коммуникаций с "продающей" на "эмоциональную". Все устали от того, что им что-то "впаривают", покупатели хотят человеческого отношения.

Об этой тенденции уже давно говорят в США. Монолог, когда компания призывает: "Распродажа! Сейл! У нас выгодно!" устарел. Сейчас время слышать клиента, вступать с ним в диалог, радовать его, делать общение с брендом интересным. Наконец-то этот тренд докатился и до нас. Это уже видно по рекламным стратегиям сильнейших игроков.
Сюда же можно отнести модный спич на тему того, что "продажи - это развлечения"?
Да, безусловно. Сейчас ритейл приходит к тому, что надо заботиться о customer experience покупателя. Любая возможность продавать должна быть "фановой". Она обязана затрагивать какие-то струны в человеке, удовлетворять его потребности, а не требовать "ты просто купи".
Но чтобы это сделать, клиента надо знать "в лицо".
Да, конечно. Поэтому работа с данными сейчас набирает стремительные обороты. На рынке я вижу огромное развитие Third-party data и Second-party data. Данные становятся во главу угла. Наметился тренд на передачу брендами друг другу данных об аудиториях.
Массивы данных нескольких компаний сливаются?
Да, можно и так сказать. Хотя не персональные данные, конечно. Анонимные. Так или иначе, на рынке есть яркий запрос на персонализированные коммуникации. Бренды это видят и хотят работать с каждым клиентом лично. Для этого нужны знания о людях и умение с ними работать.
А у наших компаний уже есть это умение?
Ну, у кого-то есть, у кого-то ещё не хватает. Вообще, вопрос квалификации людей стоит остро. eCommerce как испытывал чудовищный кадровый голод, так и испытывает. Сейчас он стал даже больше, чем ещё пару лет назад. Любое направление электронной коммерции возьми - там людей массово не хватает.

Причем новые кадры надо обучать, старые, особенно приходящие из обычного ритейла, переобучать. Поэтому любые проекты, которые связаны с профильным образованием, нетворкингом, повышением квалификации и так далее - всё это сейчас крайне нужно. Они выстреливают одни за одним.

Таких проектов много, вот, например, E-commerce Weekend. Был там 4 или 5 раз. Лекции, нетворкинг, общение - всё полезно. Но все равно очень мало в масштабах рынка. Земля непаханая. И любые знания, которые уже сейчас есть, с удовольствием поглощаются рынком. Проекты крайне востребованы.
А в чем, кстати, польза от таких мероприятий? Это же на несколько дней уезжаешь, масса времени тратится.
Польза в нетворкинге. Это возможность встретиться с большим числом релевантных людей, близких к тебе по интересам и знаниям. С ними можно коммуницировать в неформальной обстановке несколько дней. Чтобы встретиться в "обычной" жизни с тем же числом людей по отдельности, потребовалось бы намного больше времени, так что это большая экономия времени.
Кому конкретно больше всего нужны такие выездки?
А что касается мероприятия, то я бы посоветовал поехать туда руководителям и топ-менеджерам интернет-компаний, селлерам, представителям трейдмаркетинговых и еком-подразделений вендоров. У них будет возможность пообщаться с площадками напрямую, поделиться экспертизой.
Хорошо. Это про человека и про коллектив. Теперь про ассортимент. Что-нибудь ждёте нового в 2020 году?
Конечно, ждем легализации алкоголя, фармы, ювелирки. Мы надеемся на чудо, может оно произойдет в следующем году. Это даст большой скачок рынку. Вот мы запустили алкоголь в режиме click and collect. И уже видим, что на такую услугу есть большой спрос. Если разрешат доставлять домой, думаю, он будет ещё больше. Вообще, весь ландшафт eCommerce поменяется.
Что именно?
Сильно увеличатся средние чеки и состав корзины у многих мультикатегорийных игроков. Вздохнут свободно все компании, занимающиеся eGrocery. Для некоторых из них существенно увеличится рентабельность. Не секрет, что тот же алкоголь - маржинальный товар, соответственно, продавать его выгодно для корзины.
А фарма?
Фарма тоже "рыбное место", на котором сейчас легально никто не работает. Даже Аптека.ру использует click and collect, а с её огромным трафиком можно представить, как вырастут продажи, если разрешат доставлять товары домой. Вообще, лекарства - такой товар. Когда ты лежишь дома с температурой, то готов любые деньги заплатить, чтобы тебе привезли их домой. Мы видим колоссальный неудовлетворённый спрос, который выплеснется в серьёзный денежный поток, когда барьеры будут сняты.
А вас как-то затронуло "затухание волны кроссбордера", о котором все говорят?
Ну, не могу точно сказать. Кроссбордер ведь никогда полностью не растворится. Но мы видим цифры нашего екома и понимаем, что трансграничные продажи будут затихать. Это логично. Пока есть ценовой перекос, во многом обусловленный отсутствием налогообложения и непрозрачностью налогов, кроссбордер будет жить и забирать покупателей.
Материал по теме

Как продвигать FMCG в eСom: ежегодный ранкер рекламного инвентаря

Материал по теме

Гиперперсонализация и виртуальная реальность: будущее розничной торговли глазами экспертов

Материал по теме

Как концепция q-commerce изменила ожидания вашего клиента: аналитика

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Ноябрьские распродажи: россияне готовы потратить 22 тысячи рублей

current-theme

Форум-выставка CX FINTECH DAY: Технологии лидеров, меняющие мир взаимодействия с клиентом

current-theme

Ритейлеры дали прогнозы на День Холостяка и Чёрную Пятницу

current-theme

Рост числа продавцов на маркетплейсах замедлился до 17%: обзор рынка онлайн-торговли в 2024 году

current-theme

Дарксторы в жилых домах под угрозой запрета

current-theme

Онлайн-торговля продолжает давить на офлайн в преддверии распродаж

current-theme

Электроточилки и умные подушки: Мегамаркет выяснил, какие необычные товары покупают россияне

current-theme

Новые способы оплаты как драйвер роста продаж: аналитика

current-theme

Lamoda персонализировала главную страницу

current-theme

Продавцы маркетплейсов пожаловались на навязывание акций

current-theme

Как eСommerce-бренды могут выделиться на фоне конкуренции: стратегии для успеха в 2024-2025 году

current-theme

Инфраструктура не успевает за бизнесом: ключевые вызовы eСommerce в России

Актуальное сейчас

Ноябрьские распродажи: россияне готовы потратить 22 тысячи рублей

Согласно исследованию Авито Рекламы и Авито Товаров, проведенному среди 10 000 россиян, средний россиянин планирует потратить на ноябрьские распродажи 22 тысячи рублей. При этом, молодые люди в возрасте от ...

Форум-выставка CX FINTECH DAY: Технологии лидеров, меняющие мир взаимодействия с клиентом

3 декабря 2024 года на Красном Октябре состоится уникальное событие - форум-выставка CX FINTECH DAY. Мероприятие посвящено самым актуальным темам в области клиентского опыта в финансовых технологиях.  ...

Ритейлеры дали прогнозы на День Холостяка и Чёрную Пятницу

В преддверии Дня холостяка (11.11) и Чёрной пятницы аналитики ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) совместно с крупными ритейлерами проанализировали тенденции последни...

Рост числа продавцов на маркетплейсах замедлился до 17%: обзор рынка онлайн-торговли в 2024 году

Рост числа предпринимателей, продающих товары на онлайн-площадках, замедлился до 17% за последний год. К такому выводу пришли аналитики сервиса «Точка Маркетплейсы», проанализировав базу селлеров за январь-с...

Дарксторы в жилых домах под угрозой запрета

Государственная Дума выступила с инициативой запретить размещение дарксторов в жилых домах. Законопроект направлен в Минстрой. Депутаты обосновывают свою позицию постоянным шумом, нарушением санитарных норм...

Онлайн-торговля продолжает давить на офлайн в преддверии распродаж

Российский рынок недвижимости демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению активности в офлайн-сегменте. По данным Focus Technologies, в конце октября посещаемость торговых центров сократилась на 4% год к ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.