LOGO

Алексей Фишкин (Покупки с умом): "Чем крупнее магазин, тем больше уцененных товаров у него возникает"

Игорь Бахарев
10 Февраля 2015, в 14:29, в Важное, в сюжете: уценка

Сегодня мы разговариваем с Алексеем Фишкиным, руководителем e-commerce проекта "Покупки с Умом", сервиса поиска уцененных товаров в российских интернет-магазинах.

Алексей, добрый день! Спасибо за то, что нашли время.

Всем привет! Не за что – всегда рад!

Предлагаю поговорить не только о вашем сервисе, но и о положении дел на рынке e-commerce в России.

fishkinДавайте попробуем. Но сразу оговорюсь - может показаться - что ПСУ (покупки с умом – прим. ред.) - это большой магазин с горой товаров на полках, но это впечатление обманчиво.

ПСУ - это прежде всего программный движок, он собирает и отдаёт посетителям информацию о товарах с уценкой: что, где, за сколько и почему.

Собственно, ПСУ не делает ничего больше, чем мог бы сделать любой пользователь сети, если бы ему сказали, например, "вот, найди мне такой-то девайс подешевле. Ничего страшного, если без коробки будет. А если сразу не найдёшь, то ищи каждый день, и как отыщется - сразу скажи!".

Мы это и делаем, только технологически более совершенно, чем это делал бы человек :). Наш бизнес (на данном этапе, по крайней мере) - это информационные технологии, а e-commerce – это, скорее, место, где мы их применяем.

Ок, если совсем кратко, то вы - товарный агрегатор с главным отличием от Я.Маркета лишь в том, что вы продаете… уцененный товар из российских интернет-магазинов, верно?

Если совсем кратко, то - да. Но даже чисто технически - уже не совсем. Например, чтобы к нам попасть, - не обязательно с нами сотрудничать. Мы и сами можем собрать информацию об уцененных товарах на сайте магазина, если сочтём её интересной. 

Тогда сразу вопрос - у Яндекса нет такого раздела?

У Яндекса – нет.

А не думали, что будет с вашим сервисом, если появится? 

Единственное, на что мы можем рассчитывать сейчас - это на то, что такой раздел у Маркета не появится в ближайшей перспективе.

Но я не могу сказать, что мы слепо на это рассчитываем, пляшем с бубнами, и приносим ритуальные жертвы богам. Все коммерческие проекты Яндекса, будь то Я.Маркет или, к примеру, Я.Такси, всегда появляются очень своевременно, и на зрелом, готовом, рынке.

Когда возник бум числа интернет-магазинов, и стало неудобно их искать и сравнивать цены, то появился Яндекс.Маркет. Когда было множество конкурирующих таксопарков, но не было удобного агрегатора - появилось Яндекс.Такси.

А в целом по рынку?

По уценке рынка сейчас, считайте, не существует. Запросы вроде "товары с уценкой", "холодильник с уценкой" ищут в Яндексе всего около 1000 человек в месяц. Это не значит, что у нас потенциально маленькая аудитория. Это значит, что рынок уцененных товаров ещё не развит.

Косвенно об этом говорит то, в насколько заброшенном состоянии находятся порой разделы с уцененными товарами даже в очень крупных, казалось бы, магазинах.

Где-то информация обновляется раз в месяц, и вываливается в ексельку (!!! качайте-покупайте :) ), а где-то залежавшийся товар пылится годами - иногда можно прочитать в описаниях такие перлы, как "этот смартфон обречён быть флагманом рынка смартфонов как минимум до конца 2011 года", ну и много чего еще интересного мы видели.

Эти товары лежат всегда далеко от лучших рекламных мест на сайте, и ими просто не особенно занимаются. Тут корректней сравнивать нас не с Маркетом, а с Авито. До появления Авито в 2007 году рынок б/у товаров не существовал. Никто не искал в интернете б/у товары. А теперь Авито - сайт со 100 миллионами посетителей ежемесячно, а запрос "холодильники бу" Ищут десятки тысяч людей.

Возвращаясь к Вашему вопросу, мы надеемся, и как нам кажется, небезосновательно, что нам не придётся конкурировать с Яндексом в краткосрочной перспективе. Наш рынок пока вне поля интересов гиганта.

А как у вас отгружаются товары в сервис? Стандартный xml-фид?

XML-фид сейчас готов у одного только магазина, но поскольку тот находится в Питере, то он появится у нас лишь одновременно с геолокацией. Это - вопрос ближайшего будущего (пока мы можем гарантировать актуальность товаров у нас в базе только для Москвы, хотя некоторые продавцы и доставляют их и в регионы).

Еще несколько магазинов, один из которых - топовый магазин электроинструментов в России, готовят для нас фиды.

Изначально же мы собираем предложения с сайтов магазинов, обходя их с помощью роботов, и анализируя целевой контент. Обновление данных у нас происходит в течение суток.

На языке программистов ваш проект это большой парсер?

Модуль сбора информации – это краулер + парсер. Плюс, конечно - интерфейс для работы с посетителями – поиск, ранжирование, фильтры, настройка оповещений о новых товарах.

Пользуясь возможностью можете перечислить ваши ip-адреса, чтобы магазины не вносили их в черный список J

Краулер у нас работает с того же IP, на котором сидит сайт. Это возможно в частности потому, что он не очень ресурсоёмок. Мы обходим магазины очень аккуратно, каждый - в один поток, как это делал бы один просто очень терпеливый посетитель. Мы не хотим создавать лишней нагрузки на магазины, так что банить нас не надо, от нас только польза J  Недавно мы переехали на выделенный сервер, и сейчас наш IP - 144.76.201.5.

А информация о самой уценке откуда тянется?

Информацию об уценке предоставляют сами магазины. Думаю, для них это - самый сложный момент в поддержании онлайн каталога уцененных товаров. Иногда прям виден полёт творческой мысли в описании причин уценки.

screen

Магазины как-то выделяют из своего ассортимента уцененку?

Безусловно. Уценка всегда находится отдельно, если только магазин не специализируется исключительно на ней. И часто для того, чтобы найти каталог с уценкой в магазине, необходимо твёрдо верить, что он там существует :)

Магазинам выгодно избавляться от неликвидных позиций, занимающих место на складе. И чем крупнее магазин, тем больше уцененных товаров у него возникает, т.к. это - естественные издержки в работе любого магазина.

Практически во всех крупных магазинах отделы с уценкой есть. Мы не особенно задавались вопросом, почему их где-то нет. Думаю, тут возможны разные варианты.

Ок, а сколько у вас сейчас подключенных магазинов?

Сейчас у нас представлены товары из 13 магазинов. И увеличение этого числа - одна из основных задач. Часто подключение нового магазина даёт что-то принципиально новое. Где-то  очень хорошие скидки на товары с повреждённой упаковкой, где-то – выставочные образцы самой современной аудиоаппаратуры, где-то мебель интересная…  Ведь чтобы покупателю не ходить по куче разных магазинов в поисках нужного товара и хорошей уценки, нам необходимо представлять как можно более полную картину.

Как с ними работаете и на чем зарабатываете? CPA-сети?

Мы приняли принципиальное решение, что с монетизацией не нужно спешить. Мы хотим создать удобный и полезный сервис, ориентированный на людей, которым бы хотелось пользоваться и рассказывать знакомым. За счёт этого надеемся получить хороший рост, и это – самое для нас важное. Сейчас мы работаем над органичным встраиванием Яндекс.Маркета в наш каталог, чтобы люди могли с удобством для себя сравнить цены на уцененный и новый товар, и принять взвешенное решение о покупке.

Надеемся, что это позволит нам также и монетизировать трафик через Яндекс.Маркет. Другие способы монетизации существуют пока в уме, но мы их детально не прорабатывали еще.

Как считаете, на рост сервиса может повлиять наступающий кризис?

Уже влияет. Люди стали обдуманней относиться к покупкам. В этом смысле мы попали в тренд. Хотя в начале работы над проектом кризис ещё только маячил на горизонте, и мы даже не задумывались о том, что это может как-то повлиять на судьбу проекта.

Что больше всего покупают?

Бытовую технику - мультиварки, стиралки, холодильники, плиты, и всё такое прочее… В принципе, интересного у нас очень много, но самое популярное - бытовая техника всё же.

Какой максимальный % уценки в рублях был "пойман" вашими пользователями?

Мы как-то видели руль от набора руль + педали для компьютерных игр. Это был некомплект, педалей не было. Но руль стоил всего 11 рублей. Не помню, сколько это в процентах уценки было, что-то около 100%, наверное :) Хотели даже купить, но в соответствующем магазине можно было забрать покупку только самовывозом, и мы поленились ехать.

А так, кроме шуток, вполне хороший пример - это холодильник, который купили со скидкой 56%. Там была пара небольших вмятин сбоку (но он встраиваемый, поэтому вмятин никто теперь и не увидит), и трещина в пластике в нижнем выдвижном ящике нижнего морозильного отделения. В общем - штука, с которой вполне можно смириться за скидку 56%.

А вы как-то отслеживаете момент покупки товара?

Сейчас никак. Делать это можно также, как делают CPA-сети. И в какой-то момент мы рассчитываем дойти до этого этапа в сотрудничестве с магазинами. Сейчас же мы знаем только, какие уцененные товары за день были куплены, и какие новые появились. Но это не гарантирует, что они были куплены через нас. Если только мы не сами их купили, что мы иногда делаем.

Кто ваша аудитория?

Если верить Яндекс метрике, то это на 70% - мужчины, обычно в возрасте 24-35 лет, и на 30% - девушки и женщины от 18 до 34. Из этого можно было бы сделать, наверное, многзначительные выводы, вроде того, что умных мужчин больше, но умные девушки умнеют раньше :)

Но вы, наверное, имели ввиду не это. Мы не позиционируем себя как сервис для какой-то конкретной группы людей. Нам кажется, что мы можем быть интересны любому человеку, пользующемуся интернетом для совершения покупок. Вопрос только в том, хочет и готов ли этот человек существенно экономить, выбирая товар с уценкой.

Это, скорее, зависит от характера и психологических особенностей, но наша цель частично именно в том и состоит, чтобы донести идею покупок с умом до широкого круга пользователей сети, снять напряжение в отношении самой этой идеи, и показать, что это может быть очень выгодно.

Какие планы на ближайшее будущее?

Нас очень часто спрашивают из разных городов о том, есть ли доставка товаров по России. Поскольку мы – агрегатор, а все магазины разные, то где-то есть а где-то нет. В каких-то городах есть еще и очень хорошие местные магазины с большим и качественным предложением уцененных товаров.

Чтобы у всех посетителей была возможность видеть актуальные предложения для их региона, нам нужен геотаргетинг, и необходимо добавить как минимум несколько хороших магазинов в регионах. Этим мы уже какое-то время занимаемся, и планируем завершить в ближайшее время, это – ближайшая существенная цель по программированию.

А по маркетингу – мы начинаем сейчас привлекать больше посетителей через разные каналы, и анализировать перспективы роста.

Алексей, большое спасибо за столь интересную беседу и проект! Напомним, что у нас в гостях был создатель сервиса поиска и продажи уцененных товаров "Покупки с умом".

Вам спасибо! Всем хороших продаж в это нелегкое время!