Александр Иванов (НАДТ): о будущем без избыточного драматизма

Игорь Бахарев
События последних 10 дней кардинальным образом изменили правила игры в eCommerce. Проблема отсутствия зарубежных товаров беспокоит не только российских покупателей, но и продавцов. Глава Национальной Ассоциации Дистанционной Торговли Александр Иванов написал программное заявление, в котором изложил, как будет меняться рынок трансграничной торговли в 2022 году. Приводим его текст без купюр и изменений.

 

Рынок сильно поменялся. Ну вот, например, никаких "диаспор", которые "держат рынок" (понятно, речь не о рынке в широком, экономическом понимании, а об оптовых рынках) сейчас не существует в связи с изменившими условиями сбыта.

Диаспоры вещевые рынки прихватили, но появились маркетплейсы, ставшие альтернативным каналом сбыта, который, в силу цифровизации процессов, исключает криминальный произвол (правда, появляется новый вид произвола - цифровой, произвол искусственного интеллекта, и о том, как искусственный интеллект душит интеллект человеческий и к каким последствиям это приведет и даже уже приводит - хорошая тема для размышлений и разговров, но как-нибудь в другой раз). Здесь просто фиксируем факт - есть новый канал сбыта, который становится популярным не по дням, а по часам.

Алиэкспресс в частности и весь трансгран вообще точно не прижмут по таможенным платежам, в правительстве отчетливо понимают, что кросс-бордер - единственный реальный канал импорта в обозримом будущем (кстати, один из нынешних зам министров мне о к-б, как о "резервном канале", говорил еще несколько лет назад, нет, не то, чтобы что-то знал, просто чуйка и привычка подстраховываться, что похвально). Иными словами, этот канал сохранится и даже еще подрастет.

Скорее всего, почтовый канал доставки будет работать при любом уровне санкций, а вот с оптом - сомнительно, думаю, его не будет.

Поэтому рекомендовал бы всем присмотреться к кросс-бордеру. Хороший канал с большим потенциалом даже и без санкций.

Компетенции, чтобы его построить, на рынке есть.

Кто первый встанет, того и тапки. И другая обувь, и одежда, и гаджеты.

Главное - долго клювом не водить. И им же не щелкать.

Ошибкой будет считать, что Китай сможет заткнуть все дыры в нашем потреблении. Хотя, наверное, будет стараться.

С контейнерами и проч. и сейчас на границах очень плохо, там большие пробки стояли задолго до 24.02.

Ну а что касается контрабанды, то её, конечно, никто не отменял, но она и так уже давно работает на пределе возможностей, хотя считается приличным это не замечать. Вроде как это не китайский ноунейм поставляется на оптовые рынки, где к товарам рисуют и сертификаты, и этикетки "Пупкин и Ко" пришивают, а - российский малый бизнес встает с колен.

Но за контрабандистов я как-то спокоен, в конце концов, вот оно, то самое свободное предпринимательство, которое пробьют себе дорогу, нарастят объемы еще немного (при этом стоит понимать, что канал контрабанды и до 24.02 работал с полной нагрузкой).

Глобально, как только затыкаются какие-то каналы поставок и конкуренция снижается (а сейчас снижение пойдет по всем без исключения товарным сегментам), мы вместо "дешевого и качественного" получаем "плохо и дорого". Да еще временной фактор прибавляется, теперь доставлять быстро не выйдет.

Так что к "плохо, дорого, долго" - готовимся.

Добавим очевидное - падение курса рубля с одной стороны и падение доходов населения, с другой (это еще безработица не бабахнула по полной, а стоит её ждать), и понимаем, что импорт станет занятием довольно сомнительным.

С производством внутри страны примерно то же самое - почти все на свете производится из импортных деталей / комплектующих / материалов / семян и прочее. Которые надо закупать и перевозить (перевозки, по вышеописанным причинам - "дорого и плохо" - дорожают, а сроки становятся расплывчатыми).

Сейчас, в связи с отказом многих магистральных перевозчиков от работы с Россией, имеем в магистральных перевозках минус 60% от объема. Понятно, что это еще не конец и минус будет расти. И это касается только перевозок по воде и суше, практически полностью закрытый воздух не считаем.

По кроссбордеру - сегодня (по 2021 году) его доля в обротах екоммерс в стране была около 10% (для сравнения, в развитых странах обычно ок 15-20%). То есть - хороший канал, точно будет работать, стоит о нем думать.

Ну, для сравнения и ради справедливости, доля контрабандного товара в екоммерс - немного больше 30%.

Наверное, эта доля будет расти.

Итого: точно будут работать два канала: кросс-бордер и контрабанда.

Надеюсь, правительство приложит все усилия, чтобы быстро открыть бондовые склады (и перевести нелегальную контрабанду в легальное правовое поле), но для того, чтобы успешно работать на бондовых, нужен надежный канал вывода товаров на маркетплейсы (бондовые работают как b2b2c, то есть выпуск - только для частных лиц).

Пока это весь наш работающий арсенал.

О том, что случиться (случилось уже) с поставками традиционным путем, говорить не станем, это никому не нужные сейчас рыдания.

Я все это не для избыточного драматизма (жизнь все равно хуже любого её описания и ожиданий), я про реалии, которые стоит учитывать.

Ну и, если о плюсах, то - появляется возможность рисковать. Бизнес становится не слишком предсказуемым, с одной стороны, ситуация вроде ставок в казино (да, в основном все заканчивается в пользу крупье), с другой - а чем мы рискуем? Стремительно обесценивающейся бумагой?

Ну вот как-то так все это видится.

P.S. Думал, что это понятно по умолчанию, но, оказывается, это было не понятно умолчанию: ничего не будет, если мы не отменим "контрсанкции" (то, что не отменятся санкции, понимают, надеюсь, даже те, кому непонятно было про деньги): любые экспортно-импортные операции невозможны, если нельзя заплатить за товар и/или вывести и конвертировать полученные деньги.

Но, надеюсь, это поправимые глупости и они будут устранены.

Материал по теме

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Материал по теме

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Материал по теме

Как продвигать FMCG в eСom: ежегодный ранкер рекламного инвентаря

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Россияне вспоминают о забытых товарах в первые 10 минут после оформления заказа

Сервис доставки из магазинов и ресторанов Купер и исследовательская компания "Онин" выяснили, что 39% россиян забывают положить те или иные товары в корзину при покупках онлайн. Чаще всего это делает молоде...

Где найти инвестиции в развитие собственных команд разработки: опыт "Здравсити"

Современный темп развития онлайн-торговли невозможно выдержать без развития собственных кросс-функциональных команд разработки. В условиях интенсивного роста бизнеса затраты на аутсорс нецелесообразны. Компе...

Селлеры пожаловались на экстремистов

В 2024 году с проявлениями потребительского экстремизма столкнулись 62% продавцов на маркетплейсах. Как говорится в исследовании, проведенном Федеральным обществом сетевой торговли (ФОСТ), которое объединяе...

"Яндекс" обойдётся без людей

ООО "Яндекс" зарегистрировало новый товарный знак "Товар без человека". Согласно данным Роспатента, бренд охватывает 17 классов Международной классификации товаров и услуг, включая оборудование, роботов, бе...

Ozon готовится выйти на рынок Туркменистана

Ozon активно изучает возможность выхода на туркменский рынок. Об этом сообщила пресс-секретарь компании Кристина Топалова в рамках международной выставки "Türkmentel-2024" в Ашхабаде. Ozon, один из к...

Прогноз: количество покупок в Черную пятницу в 2024 году станет рекордным за последние шесть лет

Количество покупок в дни распродаж в Черную пятницу (29 ноября ― 1 декабря) 2024 года вырастет на 4% по сравнению с показателями прошлого года и станет рекордным за последние шесть лет, выяснил сервис приема он...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.