Александр Иванов (НАДТ): о будущем без избыточного драматизма

Игорь Бахарев
События последних 10 дней кардинальным образом изменили правила игры в eCommerce. Проблема отсутствия зарубежных товаров беспокоит не только российских покупателей, но и продавцов. Глава Национальной Ассоциации Дистанционной Торговли Александр Иванов написал программное заявление, в котором изложил, как будет меняться рынок трансграничной торговли в 2022 году. Приводим его текст без купюр и изменений.

 

Рынок сильно поменялся. Ну вот, например, никаких "диаспор", которые "держат рынок" (понятно, речь не о рынке в широком, экономическом понимании, а об оптовых рынках) сейчас не существует в связи с изменившими условиями сбыта.

Диаспоры вещевые рынки прихватили, но появились маркетплейсы, ставшие альтернативным каналом сбыта, который, в силу цифровизации процессов, исключает криминальный произвол (правда, появляется новый вид произвола - цифровой, произвол искусственного интеллекта, и о том, как искусственный интеллект душит интеллект человеческий и к каким последствиям это приведет и даже уже приводит - хорошая тема для размышлений и разговров, но как-нибудь в другой раз). Здесь просто фиксируем факт - есть новый канал сбыта, который становится популярным не по дням, а по часам.

Алиэкспресс в частности и весь трансгран вообще точно не прижмут по таможенным платежам, в правительстве отчетливо понимают, что кросс-бордер - единственный реальный канал импорта в обозримом будущем (кстати, один из нынешних зам министров мне о к-б, как о "резервном канале", говорил еще несколько лет назад, нет, не то, чтобы что-то знал, просто чуйка и привычка подстраховываться, что похвально). Иными словами, этот канал сохранится и даже еще подрастет.

Скорее всего, почтовый канал доставки будет работать при любом уровне санкций, а вот с оптом - сомнительно, думаю, его не будет.

Поэтому рекомендовал бы всем присмотреться к кросс-бордеру. Хороший канал с большим потенциалом даже и без санкций.

Компетенции, чтобы его построить, на рынке есть.

Кто первый встанет, того и тапки. И другая обувь, и одежда, и гаджеты.

Главное - долго клювом не водить. И им же не щелкать.

Ошибкой будет считать, что Китай сможет заткнуть все дыры в нашем потреблении. Хотя, наверное, будет стараться.

С контейнерами и проч. и сейчас на границах очень плохо, там большие пробки стояли задолго до 24.02.

Ну а что касается контрабанды, то её, конечно, никто не отменял, но она и так уже давно работает на пределе возможностей, хотя считается приличным это не замечать. Вроде как это не китайский ноунейм поставляется на оптовые рынки, где к товарам рисуют и сертификаты, и этикетки "Пупкин и Ко" пришивают, а - российский малый бизнес встает с колен.

Но за контрабандистов я как-то спокоен, в конце концов, вот оно, то самое свободное предпринимательство, которое пробьют себе дорогу, нарастят объемы еще немного (при этом стоит понимать, что канал контрабанды и до 24.02 работал с полной нагрузкой).

Глобально, как только затыкаются какие-то каналы поставок и конкуренция снижается (а сейчас снижение пойдет по всем без исключения товарным сегментам), мы вместо "дешевого и качественного" получаем "плохо и дорого". Да еще временной фактор прибавляется, теперь доставлять быстро не выйдет.

Так что к "плохо, дорого, долго" - готовимся.

Добавим очевидное - падение курса рубля с одной стороны и падение доходов населения, с другой (это еще безработица не бабахнула по полной, а стоит её ждать), и понимаем, что импорт станет занятием довольно сомнительным.

С производством внутри страны примерно то же самое - почти все на свете производится из импортных деталей / комплектующих / материалов / семян и прочее. Которые надо закупать и перевозить (перевозки, по вышеописанным причинам - "дорого и плохо" - дорожают, а сроки становятся расплывчатыми).

Сейчас, в связи с отказом многих магистральных перевозчиков от работы с Россией, имеем в магистральных перевозках минус 60% от объема. Понятно, что это еще не конец и минус будет расти. И это касается только перевозок по воде и суше, практически полностью закрытый воздух не считаем.

По кроссбордеру - сегодня (по 2021 году) его доля в обротах екоммерс в стране была около 10% (для сравнения, в развитых странах обычно ок 15-20%). То есть - хороший канал, точно будет работать, стоит о нем думать.

Ну, для сравнения и ради справедливости, доля контрабандного товара в екоммерс - немного больше 30%.

Наверное, эта доля будет расти.

Итого: точно будут работать два канала: кросс-бордер и контрабанда.

Надеюсь, правительство приложит все усилия, чтобы быстро открыть бондовые склады (и перевести нелегальную контрабанду в легальное правовое поле), но для того, чтобы успешно работать на бондовых, нужен надежный канал вывода товаров на маркетплейсы (бондовые работают как b2b2c, то есть выпуск - только для частных лиц).

Пока это весь наш работающий арсенал.

О том, что случиться (случилось уже) с поставками традиционным путем, говорить не станем, это никому не нужные сейчас рыдания.

Я все это не для избыточного драматизма (жизнь все равно хуже любого её описания и ожиданий), я про реалии, которые стоит учитывать.

Ну и, если о плюсах, то - появляется возможность рисковать. Бизнес становится не слишком предсказуемым, с одной стороны, ситуация вроде ставок в казино (да, в основном все заканчивается в пользу крупье), с другой - а чем мы рискуем? Стремительно обесценивающейся бумагой?

Ну вот как-то так все это видится.

P.S. Думал, что это понятно по умолчанию, но, оказывается, это было не понятно умолчанию: ничего не будет, если мы не отменим "контрсанкции" (то, что не отменятся санкции, понимают, надеюсь, даже те, кому непонятно было про деньги): любые экспортно-импортные операции невозможны, если нельзя заплатить за товар и/или вывести и конвертировать полученные деньги.

Но, надеюсь, это поправимые глупости и они будут устранены.

Материал по теме

Онлайн-продажи товаров FMCG выросли на 34% в первом квартале

Материал по теме

Аналитики НАФИ о новых трендах в цифровом потреблении россиян

Материал по теме

Тренды рынка eCommerce США: оценка Zacks Investment Research

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Даркстор у дома" запустит в Москве сеть "холодных" ПВЗ

Служба внутригородской доставки и сеть экспресс-складов "Даркстор у дома" (резидент "Сколково") планирует запустить сеть пунктов выдачи заказов с возможностью хранения и доставки по Москве скоропортящихся проду...

В СБЕР ЕАПТЕКЕ внедрили чат-центр для поддержки клиентов от компании edna

В СБЕР ЕАПТЕКЕ внедрили чат-центр от компании edna для поддержки клиентов. Решение объединяет все каналы коммуникации с клиентом в одном интерфейсе и обеспечивает обработку сообщений из всех цифровых каналов. Б...

Возврат одежды: реже, но дороже

Аналитики ЮMoney провели опрос среди 1500 пользователей и выяснили, что 52% из них хоть раз возвращали купленную одежду. Из тех, кто возвращал вещи, 37% делали это один или два раза, а 15% — много ра...

Как "Лента" ускорила сборку заказов в гипермаркетах

"Лента" запустила мобильную навигацию для сборщиков онлайн-заказов. Благодаря новой функции время сборки товаров снизилось на 4,2 процента.  В чём чуть внедрения  Торговая сеть внедрила новую функцию в ...

Яндекс Маркет представил собственный бренд сапбордов

На Яндекс Маркете теперь можно заказать товары для отдыха и спорта Outstep. Это новый бренд сервиса, под которым он начал выпускать продукцию для широкой аудитории — от любителей до профессионалов. Например...

Продажи на маркетплейсе М.Видео выросли на 33% год к году

Общие продажи (GMV) группы М.Видео-Эльдорадо выросли на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 131 млрд рублей (с НДС). Онлайн-продажи продемонстрировали особенно динамичный рост, увел...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.