1,7 млн товаров на виртуальных полках — как СберМаркет работает с каталогом

Игорь Бахарев
Директор по контенту, категориям и контент-продуктам СберМаркета Наталья Чечулина рассказывает, как контент помогает увеличивать выручку интернет-сервиса и выдерживать конкуренцию с традиционным ритейлом, какими IT-решениями сегодня пользуются контент-менеджеры и как данные помогают принимать ключевые решения в бизнесе.

Российский рынок e-grocery активно растет, например, в августе количество заказов превысило 20 млн, это на 9% больше, чем в июле, и на 268% больше, чем в августе 2020-го. 

Игроки конкурируют за лидерство в перспективном сегменте и внимательно следят за показателями качества и удобства сервисов: подключают новых партнеров, увеличивают ассортимент и скорость доставок, расширяют географию присутствия. И, конечно, работают над каталогом товаров. 

Покупатель интернет-магазина не может «потрогать» товар перед покупкой так, как привык это делать в офлайне. Его представление формируется на основе контента. Поэтому качественные фотографии, информативное описание, корректное отображение  стоков — фундамент успешных продаж в интернете. В СберМаркете за быстрое и эффективное наполнение каталога отвечает отдел контента.

23 новых ритейлера за 3 месяца

За летние месяцы 2021 года СберМаркет подключил 23 новых ритейлера (сейчас у сервиса около 100 подключенных партнеров). Кроме того, к ноябрю мы планируем подключение еще 52 партнеров. Размер каталога уже достиг 1,7 млн SKU, при этом на создание одной карточки товара вручную контент-менеджер тратит около 15 минут. В каждой «готовой» карточке должны быть фотографии и характеристики: категория, вес и пищевая ценность, цена, бренд и информация о производителе, а также информативное описание позиции.

  • Мы получаем данные от ритейлеров, обогащаем их, структурируем и выводим на сайте уже готовые мастер-данные;

  • На основе мастер-данных мы создаем пользовательские продукты: карточки, фильтры, категории, разделы;

  • Мы осуществляем подключение ритейлера.

Совместно с другими отделами мы также создаем продукты в каталоге и поиске и лидируем проекты по целостности заказа и освоенности ассортимента ритейлеров (на сайте нужно показать не менее 95-99% товаров, которые предоставил партнер для продажи). 

Андрей Кузьмин, продакт-менеджер контент-продуктов: В отделе контента СберМаркета работает целая команда разработчиков. Благодаря ребятам у нас появилась собственная PIM-система: маст-хэв для всех крупных компаний в e-commerce. До появления PIM-системы контент хранился в excel-файлах, которые до сих пор снятся в страшных снах любому контент-менеджеру со стажем. Но теперь у нас есть удобный инструмент, который агрегирует миллионы записей — позволяет легко создавать и хранить задачи, товары, справочники, каталоги и фильтры.

Наша PIM-система не только помогает создавать новый контент, но и оптимизирует процессы, на которые раньше тратились сотни человеко-часов. Пример — «автомэтчинг». С помощью алгоритмов ML мы привязываем 50% новых фидов к уже существующим товарам.

Вы можете производить автомобили, детские игрушки или контент. Независимо от продукта, у любого производственного подразделения обычно есть три ключевых фокуса: 

  1. Качество продукта и одобрение пользователя;

  2. Скорость производства;

  3. Минимальная стоимость производства.

За три летних месяца наше “производство” смогло уменьшить стоимости карточки на 16% и увеличить скорость ее создания на 30%. Это, конечно, повлияло и на скорость подключения новых ритейлеров. Это сложный процесс, в котором участвуют все команды отдела контента. Здесь больше десятка этапов. Среди них, например:

  • Импорт офферов в PIM-систему для проведения контент-работ.

  • Мэтчинг офферов с нашей базой товаров, для исключения дублей и более качественного предоставления информации о товарах покупателям.

  • Создание новых карточек товаров.

  • Фотографирование товаров и ретушь изображений.

  • Создание структуры каталога и категорийных фильтров.

  • Импорт каталога и товаров на сайт.

  • Импорт цен и стоков.

  • Технический запуск партнера и проверка каталога товаров на сайте.

Кроме того, контент важно не только подготовить, но и поддерживать. Для этого в нашем отделе работают несколько внутренних подразделений.

Первое подразделение отвечает за качество контента в каталоге. Команда работает с обращениями, связанными с ошибками в контенте, которые поступают от клиентов или сотрудников.

СберМаркет работает с брендами не только в рамках рекламной платформы. Любой бренд может обратиться в отдел контента и бесплатно обновить информацию о своих товарах, которые представлены на нашей витрине. Мы поддерживаем связь более чем с 4 500 брендами и регулярно обновляем информацию по их товарам. За последние 3 месяца, например, мы обновили более 4 500 товаров. При этом скорость замены контента на сайте на брендовый контент за лето сократилась с 2 недель до нескольких дней. 

Нейросеть для обработки контента

Работа с контентом сегодня происходит не только «вручную», для обработки фотографий мы используем нейросеть. Технологию внедрили весной, и сейчас уже больше 26 000 фотографий в каталоге СберМаркета обработаны без помощи человека. Стоимость обработки снизилась в 3 раза, при этом в 6 раз выросла скорость вывода фотографии в продакшн: вместо 3-х дней процессы занимают не больше 12 часов. 

Больше 26 000 фотографий в каталоге СберМаркета обработаны без помощи человека. Стоимость обработки снизилась в 3 раза, в 6 раз выросла скорость вывода фотографии в продакшн: вместо 3-х дней процессы занимают не больше 12 часов. 

Автоматизация работы контент-менеджеров — актуальная задача для любой крупной компании. На рынке сегодня появляется много удобных решений. Пример — массовые операции. Это программы, которые делают возможным одновременное обновление в нужной группе карточек вместо редактирования каждой отдельной вручную. 

Данные, инсайты и бизнес-задачи

Все категорийные решения сегодня принимаются на основе данных клиентского опыта. Мы анализируем, как меняются потребности покупателей, что кажется ему удобным, а какие решения не пользуются популярностью. 

Пример: На основе аналитики мы понимаем, какие новые категории в каталоге будут актуальны. Сейчас, например, мы собрали отдельную категорию «Замороженные продукты» (показывает конверсию 42-49%) и категорию «Растительные напитки» (конверсия — 30%). Параллельно проходят тесты изменения в категориях «Сыры» и  «Готовая еда». 

При формировании новых категорий случались и ошибки. Например, мы получали низкую конверсию в новых категориях с неясным пользователю названием или логикой подбора товаров. Среди них —  «Выбор покупателей», «Не только продукты» и «Полезное с приятным». На основе этого опыта мы проанализировали метрики, разобрали причину неудачи и сформулировали правила для вывода категорий на витрину.

Оптимизируем работу отдела контента: чек-лист

  1. Определите объем работы. В небольшой компании успешно пополнять и поддерживать каталог часто можно силами контент-менеджеров и простыми инструментами. Инвестиции в инновации и другие изменения должны быть связаны с конкретной задачей.

  2. Не смешивайте офлайн и онлайн инструменты. Одна и та же механика на разных площадках может привести к разным результатам.

  3. Автоматизируйте. Технологичные решения помогают снизить стоимость процессов, сэкономить время сотрудников и повышать качество выпускаемого контента. Пример — нейросеть для ретуши фотографий и «автомэтчинг»: привязка новых фидов к уже существующим товарам с помощью алгоритмов машинного обучения.

  4. Исследуйте. Формулируя гипотезу, которая поможет улучшить каталог (увеличить конверсию в заказы), опирайтесь на данные. Собрать их поможет команда аналитиков или исследователи, которые напрямую общаются с пользователями.

  5. Общайтесь с партнерами. Если вы работаете с несколькими ритейлерами или брендами, поддерживайте связь и вовремя обновляйте информацию о продуктах. 

  6. Собирайте обратную связь. Вовремя заметить недостатки каталога помогут сообщения о трудностях и ошибках. Предоставьте возможность связаться с вами: прозрачную форму обратной связи для пользователей и сотрудников, которые взаимодействуют с витриной (например, сборщиков). 

Материал по теме

Мегамаркет рассказал о результатах работы сервиса примерки косметики

Материал по теме

СберМаркет открыл флагманский центр для курьеров

Материал по теме

"Мегамаркет" изъял из продажи более 250 книг

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Иль де Ботэ" сокращает сроки доставки в регионы

Бьюти-ритейлер "Иль де Ботэ" (ИДБ) внедряет новую логистическую систему, которая позволит доставлять заказы клиентам в регионах за 1–2 дня вместо прежних пяти и более. Это особенно актуально для городов, гд...

А ты кто такой? Как вы теряете клиентов из-за проблем с идентификацией

Аналитическая компания Elephant опубликовала отчет "Кризис идентификации: невидимый барьер для роста глобального eCommerce", который выявляет ключевые препятствия для развития онлайн-торговли. Основная ...

E-COMMERCE WEEKEND 2025: форум лидеров, где зарождаются стратегии цифрового роста

С 14 по 17 августа 2025 года в самом сердце Алтая состоится XX конференция E-COMMERCE WEEKEND — главное выездное событие российской e‑commerce-индустрии, которое на протяжении 10 лет формирует повестку, объ...

Молодые потребители все чаще выбирают люксовые товары через соцсети

Новые данные от TikTok и исследовательской компании AYTM свидетельствуют: поколение Z и миллениалы кардинально меняют правила игры на рынке премиальных товаров. Согласно исследованию, 70% покупателей люксов...

Рост комиссий и мошенничество покупателей вынуждают селлеров искать альтернативы маркетплейсам

Почти 20% российских продавцов на маркетплейсах сталкиваются с "потребительским терроризмом" — схемами обмана со стороны покупателей. Такие данные приводит ERP-сервис МойСклад. Основные проблемы — массовые ...

"Самокат" тестирует доставку дронами в Нижнем Новгороде

"Самокат" начал тестирование аэродоставки товаров в Нижнем Новгороде. Пока услуга доступна жителям одного из районов города. Заказы весом до 5 кг доставляются беспилотными аэрокурьерами за 30 минут. ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.