1,7 млн товаров на виртуальных полках — как СберМаркет работает с каталогом

Игорь Бахарев
Директор по контенту, категориям и контент-продуктам СберМаркета Наталья Чечулина рассказывает, как контент помогает увеличивать выручку интернет-сервиса и выдерживать конкуренцию с традиционным ритейлом, какими IT-решениями сегодня пользуются контент-менеджеры и как данные помогают принимать ключевые решения в бизнесе.

Российский рынок e-grocery активно растет, например, в августе количество заказов превысило 20 млн, это на 9% больше, чем в июле, и на 268% больше, чем в августе 2020-го. 

Игроки конкурируют за лидерство в перспективном сегменте и внимательно следят за показателями качества и удобства сервисов: подключают новых партнеров, увеличивают ассортимент и скорость доставок, расширяют географию присутствия. И, конечно, работают над каталогом товаров. 

Покупатель интернет-магазина не может «потрогать» товар перед покупкой так, как привык это делать в офлайне. Его представление формируется на основе контента. Поэтому качественные фотографии, информативное описание, корректное отображение  стоков — фундамент успешных продаж в интернете. В СберМаркете за быстрое и эффективное наполнение каталога отвечает отдел контента.

23 новых ритейлера за 3 месяца

За летние месяцы 2021 года СберМаркет подключил 23 новых ритейлера (сейчас у сервиса около 100 подключенных партнеров). Кроме того, к ноябрю мы планируем подключение еще 52 партнеров. Размер каталога уже достиг 1,7 млн SKU, при этом на создание одной карточки товара вручную контент-менеджер тратит около 15 минут. В каждой «готовой» карточке должны быть фотографии и характеристики: категория, вес и пищевая ценность, цена, бренд и информация о производителе, а также информативное описание позиции.

  • Мы получаем данные от ритейлеров, обогащаем их, структурируем и выводим на сайте уже готовые мастер-данные;

  • На основе мастер-данных мы создаем пользовательские продукты: карточки, фильтры, категории, разделы;

  • Мы осуществляем подключение ритейлера.

Совместно с другими отделами мы также создаем продукты в каталоге и поиске и лидируем проекты по целостности заказа и освоенности ассортимента ритейлеров (на сайте нужно показать не менее 95-99% товаров, которые предоставил партнер для продажи). 

Андрей Кузьмин, продакт-менеджер контент-продуктов: В отделе контента СберМаркета работает целая команда разработчиков. Благодаря ребятам у нас появилась собственная PIM-система: маст-хэв для всех крупных компаний в e-commerce. До появления PIM-системы контент хранился в excel-файлах, которые до сих пор снятся в страшных снах любому контент-менеджеру со стажем. Но теперь у нас есть удобный инструмент, который агрегирует миллионы записей — позволяет легко создавать и хранить задачи, товары, справочники, каталоги и фильтры.

Наша PIM-система не только помогает создавать новый контент, но и оптимизирует процессы, на которые раньше тратились сотни человеко-часов. Пример — «автомэтчинг». С помощью алгоритмов ML мы привязываем 50% новых фидов к уже существующим товарам.

Вы можете производить автомобили, детские игрушки или контент. Независимо от продукта, у любого производственного подразделения обычно есть три ключевых фокуса: 

  1. Качество продукта и одобрение пользователя;

  2. Скорость производства;

  3. Минимальная стоимость производства.

За три летних месяца наше “производство” смогло уменьшить стоимости карточки на 16% и увеличить скорость ее создания на 30%. Это, конечно, повлияло и на скорость подключения новых ритейлеров. Это сложный процесс, в котором участвуют все команды отдела контента. Здесь больше десятка этапов. Среди них, например:

  • Импорт офферов в PIM-систему для проведения контент-работ.

  • Мэтчинг офферов с нашей базой товаров, для исключения дублей и более качественного предоставления информации о товарах покупателям.

  • Создание новых карточек товаров.

  • Фотографирование товаров и ретушь изображений.

  • Создание структуры каталога и категорийных фильтров.

  • Импорт каталога и товаров на сайт.

  • Импорт цен и стоков.

  • Технический запуск партнера и проверка каталога товаров на сайте.

Кроме того, контент важно не только подготовить, но и поддерживать. Для этого в нашем отделе работают несколько внутренних подразделений.

Первое подразделение отвечает за качество контента в каталоге. Команда работает с обращениями, связанными с ошибками в контенте, которые поступают от клиентов или сотрудников.

СберМаркет работает с брендами не только в рамках рекламной платформы. Любой бренд может обратиться в отдел контента и бесплатно обновить информацию о своих товарах, которые представлены на нашей витрине. Мы поддерживаем связь более чем с 4 500 брендами и регулярно обновляем информацию по их товарам. За последние 3 месяца, например, мы обновили более 4 500 товаров. При этом скорость замены контента на сайте на брендовый контент за лето сократилась с 2 недель до нескольких дней. 

Нейросеть для обработки контента

Работа с контентом сегодня происходит не только «вручную», для обработки фотографий мы используем нейросеть. Технологию внедрили весной, и сейчас уже больше 26 000 фотографий в каталоге СберМаркета обработаны без помощи человека. Стоимость обработки снизилась в 3 раза, при этом в 6 раз выросла скорость вывода фотографии в продакшн: вместо 3-х дней процессы занимают не больше 12 часов. 

Больше 26 000 фотографий в каталоге СберМаркета обработаны без помощи человека. Стоимость обработки снизилась в 3 раза, в 6 раз выросла скорость вывода фотографии в продакшн: вместо 3-х дней процессы занимают не больше 12 часов. 

Автоматизация работы контент-менеджеров — актуальная задача для любой крупной компании. На рынке сегодня появляется много удобных решений. Пример — массовые операции. Это программы, которые делают возможным одновременное обновление в нужной группе карточек вместо редактирования каждой отдельной вручную. 

Данные, инсайты и бизнес-задачи

Все категорийные решения сегодня принимаются на основе данных клиентского опыта. Мы анализируем, как меняются потребности покупателей, что кажется ему удобным, а какие решения не пользуются популярностью. 

Пример: На основе аналитики мы понимаем, какие новые категории в каталоге будут актуальны. Сейчас, например, мы собрали отдельную категорию «Замороженные продукты» (показывает конверсию 42-49%) и категорию «Растительные напитки» (конверсия — 30%). Параллельно проходят тесты изменения в категориях «Сыры» и  «Готовая еда». 

При формировании новых категорий случались и ошибки. Например, мы получали низкую конверсию в новых категориях с неясным пользователю названием или логикой подбора товаров. Среди них —  «Выбор покупателей», «Не только продукты» и «Полезное с приятным». На основе этого опыта мы проанализировали метрики, разобрали причину неудачи и сформулировали правила для вывода категорий на витрину.

Оптимизируем работу отдела контента: чек-лист

  1. Определите объем работы. В небольшой компании успешно пополнять и поддерживать каталог часто можно силами контент-менеджеров и простыми инструментами. Инвестиции в инновации и другие изменения должны быть связаны с конкретной задачей.

  2. Не смешивайте офлайн и онлайн инструменты. Одна и та же механика на разных площадках может привести к разным результатам.

  3. Автоматизируйте. Технологичные решения помогают снизить стоимость процессов, сэкономить время сотрудников и повышать качество выпускаемого контента. Пример — нейросеть для ретуши фотографий и «автомэтчинг»: привязка новых фидов к уже существующим товарам с помощью алгоритмов машинного обучения.

  4. Исследуйте. Формулируя гипотезу, которая поможет улучшить каталог (увеличить конверсию в заказы), опирайтесь на данные. Собрать их поможет команда аналитиков или исследователи, которые напрямую общаются с пользователями.

  5. Общайтесь с партнерами. Если вы работаете с несколькими ритейлерами или брендами, поддерживайте связь и вовремя обновляйте информацию о продуктах. 

  6. Собирайте обратную связь. Вовремя заметить недостатки каталога помогут сообщения о трудностях и ошибках. Предоставьте возможность связаться с вами: прозрачную форму обратной связи для пользователей и сотрудников, которые взаимодействуют с витриной (например, сборщиков). 

Материал по теме

Мегамаркет рассказал о результатах работы сервиса примерки косметики

Материал по теме

СберМаркет открыл флагманский центр для курьеров

Материал по теме

"Мегамаркет" изъял из продажи более 250 книг

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Суши с кетчупом: что заказывают россияне

Крупная сеть доставки суши и роллов "Много лосося" и аналитический ресурс "Чек Индекс" компании "Платформа ОФД" провели совместное исследование и выяснили предпочтения россиян в употреблении суши роллов. Респон...

Максим Гришаков (Lamoda): о развитии маркетплейса и планах

Lamoda делает ставку на долгосрочное сотрудничество с авторизованными дистрибьюторами и заключает прямые контракты с некоторыми брендами, что позволяет компании напрямую влиять на ценообразование и ассортимент ...

Маркет представляет СТМ "Кстати": товары первой необходимости в стильной упаковке

Яндекс.Маркет запустил собственную торговую марку (СТМ) "Кстати", под которой будут выпускаться товары первой необходимости: зефир, пастила, салфетки, чай и многое другое. Название СТМ отражает суть бренда...

"Лента" рассказала о работе новой онлайн-витрины

Сеть "Лента" представила новый сайт для профессиональных клиентов. Интернет-платформу B2B переработали и улучшили, добавили новые функции, оптимизировали пользовательский интерфейс. В результате время заказа...

"Яндекс" готовится к серийному выпуску роботов-курьеров

"Яндекс" планирует начать серийное производство роботов-доставщиков. В компании уже находится в сборке 130 роверов, а к концу года их количество планируется увеличить до 260. Решение о серийном производстве...

"Почта России" представила новый сервис для екома

"Почта России" представила новый сервис для продавцов на маркетплейсах - ЕКОМ+. Сервис позволяет управлять товарами, анализировать продажи и оптимизировать расходы на доставку. ЕКОМ+ объединяет в себ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.