Время кадровых перетасовок

Игорь Бахарев
В последние несколько лет эксперты отмечают, что горизонт планирования компаний резко сужается, а на рынке наблюдается активная ротация кадров. Крупных перестановок за год было много. Из Otto Group в Яндекс.Маркет ушел Евгений Щепелин, в Hoff поменялся исполнительный директор, Анатолий Мохов покинул "Детский мир", Роман Горшков поменял "М.Видео" на Ostin.Com, а ближе к концу года Дэнни Перекальски ушел из Ozon. Новым генеральным директором группы компаний стал бывший операционный директор "Яндекса" Александр Шульгин.

Мы поговорили с экспертами рынка, чтобы узнать, продолжится ли этот вихрь в следующем году и где стоит искать онлайн-ритейлерам команду.

Аналитики в цене

В последние полтора года тренд на рынке специалистов в eCommerce серьезно поменялся, рассказывает менеджер практик Digital, Ecommerce/ IT, Telecoms Antal Надежда Стяжкина. По ее словам, рос спрос на аналитиков разного уровня квалификации. Особенно интерес к таким специалистам компании начали проявлять во второй половине 2017 года. Если смотреть на топ-5 вакансий с точки зрения спроса работодателей, то первые-вторые места занимают именно аналитики.
"Мы прогнозируем, что этот тренд так или иначе будет держаться и в следующем году, так как все компании в разной степени, но уже научились собирать, покупать и даже потреблять данные. Сейчас одна из главных задач - понимать, как с этими данными работать, какие выводы делать на их основании с точки зрения бизнеса", говорит Стяжкина.
Когда eCommerce-компания тратит деньги на отчеты и аналитику, ее руководство уже хочет видеть не просто красивую картинку отчета, а понимание, как полученные данные влияют на конечный результат, на прибыль. Людям, которые могут построить мостик от информации к деньгам, готовы платить, причем платить много.

В последнее время компании делают ставку на интернет-канал продаж, подтверждает консультант практики Lux&Media компании Hays Анна Чехова. Поэтому они готовы платить за опыт специалистов, экспертных в аналитике поведения потребителей на сайте, сквозной аналитике продаж.
"Также на компенсацию выше рыночной могут претендовать кандидаты, представляющие функции, которые совсем недавно работали исключительно офлайн, - это позиции в категорийном менеджменте, в обслуживании покупателей, визуальном оформлении онлайн-витрин", - добавляет она.

Рынок штормит

Увы, раз в год наступает момент, когда надо показывать результаты работы. "Как только конец года приходит, меня опять спрашивают: "Надежда, а почему половина eCommerce-директоров опять в открытом или закрытом поиске?". Потому что руководство компании подводит итоги продаж по году, и видно, что маркетинговые рассказы идут вразрез с тем, что реально получил бизнес от канала. Ведь хочет бизнес много, а готовность инвестировать сейчас небольшая. Или наоборот, когда инвестиции два года давались колоссальные, ожидания были большие, а канал в силу разных причин не дал этого выхлопа даже на элементарные 2-3%. Вот в эти моменты в компании и начинаются перестановки", - рассказывает Стяжкина.

В последнее время, добавляет сооснователь EWDN, организатор бизнес-завтраков UPGRADE Влад Широбоков, такие перестановки идет чаще, чем раз в год. "Большинство топ-менеджеров на eCommerce-рынке сейчас находятся на волоске от смены работодателя", - говорит он.

По словам Широбокова, сторонний наблюдатель может следить за скоростью, с которой люди меняют работу, если отслеживает смену корпоративных e-mail ключевых фигур рынка.
"Для ритейла в целом характерна текучка кадров. Но если в офлайне часто меняют работу скорее сотрудники низового звена, в eComerce частая смена работодателей характерна и для руководителей среднего звена, и даже топов. Порядка 30% из золотой TOP1000 экспертов российского e-com меняют ежегодно свои корпоративные мейлы", - добавляет он.

Фабрика "летунов"

Есть и обратная сторона медали. Те люди, которые достигли на работе успеха, каких-то продаж, вне зависимости от того, какие инвестиции или команда была, получают возможность хорошо "перепродать" себя на рынке. Пока еще ты на волне, пока ты в фаворе на рынке вакансий, пока тебя хотят, можно поднять ставку и "перескочить" на другой проект.

По словам Стяжкиной, человек может сделать сразу несколько таких карьерных "прыжков", пока не упрется в потолок.
"После одной-двух таких перепродаж достаточно сложно с таким кандидатом работать, потому что цена его на рынке начинает падать. Европейский бизнес такого кандидата, как правило, не смотрит, потому что для них это однозначно  job hoper, а там любят работать с теми, кто готов показывать стабильную позитивную динамику из года в год", - добавляет эксперт.
Интересно, что если оценивать ответы топ-менеджеров рынка, то они называют в качестве самой важной причины смены работы - более широкий круг ответственности, зарплаты лишь на втором месте.

Antal1.png

На рынке есть два пула, которые очень сильно различаются между собой. "Первый пул - те, кто довольно хорошо освоил PR, как часть успеха. PR в FB, в социальных сетях, во всевозможных эвентах, завтраках, обедах, ужинах, вечеринках, конференциях... Часто это перестает в то, что человек перестает пиарить свой проект, а начинает пиарить себя как такового. И он очень в это заигрывается, так сильно, что в какой-то момент рекрутеру сложно отделить, где в его биографии самопиар, а где - результаты, фактический успех. Это не означает, что у таких кандидатов нет реальных скилов, но у них есть очевидный перекос PR, что мешает работе и проекту", - говорит Стяжкина.

Второй пул - те, кто вообще никогда и нигде не появляются. По факту многие из них действительно показывают хорошие результаты, как с точки зрения продаж, так и с точки зрения самого бизнеса. Однако о качестве этих работников часто даже никто особо и не знает. Пусть успех проекта на слуху, все обсуждают увеличение его доли на рынке, рост оборотов, но кто именно движет этот проект внутри компании - зачастую неизвестно. Рядовому рекрутеру, которому нужен такой специалист, очень тяжело понять, кто это, как до него достучаться, как на него выйти. И работодателю часто тоже не очевидно, что успех бизнеса - плод трудов именно этого человека.

Парадокс, хотя и достаточно очевидный, в том, что к моменту подведения итогов года те, кто ушел в PR, в большей степени оказываются на рынке, если не в открытом, то в закрытом поиске. При этом до самых ценных людей практически невозможно дотянуться.

Цифры и факты

Компания Hays на днях подвела итоги ежегодного исследования рынка труда и зарплат в России Hays Salary Guide 2017. Как следует из этого отчета, сейчас работодателям не хватает линейных специалистов по eCommerce, а руководителей на рынке достаточно. Ищут, в основном, менеджеров по электронной коммерции, по работе с ключевыми клиентами в канале электронной коммерции и по закупкам.

В 2017 году работодатели готовы были переплачивать кандидатам с опытом запуска интернет-магазина, при этом eCommerce - это одна из самых "равномерных" по уровню зарплат линейных специалистов сфер, отмечают авторы исследования.

Как сообщают в Hays, cредний размер компенсации у всех трех специалистов составляет в среднем 170-200 тыс. рублей. при опыте работы до четырех лет. Зарплата начинающего руководителя отдела по электронной коммерции составляет в среднем 300 тыс. рублей и около 400 тыс. рублей при опыте работы от 4-х лет. Впрочем, данные по рынку сильно разнятся. 

"Наиболее сильные игроки в e-commerce сегодня находятся в сфере электроники, однако данное направление также активно развивается на FMCG-рынке. На рынке появляется все больше топ-менеджеров с опытом запуска e-commerce-площадок, но очень мало экспертов грейда "специалист". Появляются и новые профессии - визуальный мерчендайзер, online promo operations, на линейных специалистов в этой области в ближайшее время прогнозируется спрос", - говорит Анна Чехова.

Согласно опросу компании Antal, больше половины из 149 компаний на рынке повышали зарплату своим сотрудникам в 2017 году. 

Antal3.png

Чаще всего повышение заработной платы составляет около 4-6% (напомним, что прогнозируемая в 2017 году инфляция в стране составляет как раз 4%). 

Antal4.png

Взгляд в 2018 год

В 2018 году рынок ждет изменений. Стартовало сразу нескольких проектов. "Наш классический большой индустриальный B2B-сектор пошел в онлайн. Уже стартовал проект "Северстали", ждем добывающие компании. Все они будут перетягивать кадры этой молодой индустрии. Соответственно, мы будем слышать об их стартапах, об их проектах и о том, что кто-то из, скажем так, классиков eCommerce туда зашел, возглавил и начал какое-то развитие", - прогнозирует Стяжкина.

По её словам, появится много новых вакансий "на стыке" аналитики и маркетинга в eCommerce. "Скоро классического маркетинга не останется, будет только очень глубокий ресерч, анализ и диджитал маркетинг. И все больше будут востребованы с одной стороны, к примеру, люди, отвечающие за кроссканальные вовлечения клиентов, специалисты по омни, универсальные, на все руки мастера. Такие менеджеры могут как глубоко читать аналитику, так и знать офлайновую логистику, операционное управление и много всего другого. С другой стороны будет спрос на очень нишевых, супер узкозаточенных аналитических специалистов", - полагает эксперт.

Поэтому тем, кто хочет через пару лет котироваться на рынке, должен выбирать, в какую сторону ему "расти". 
Материал по теме

Тонкости работы в eСommerce: на пути к созданию идеальной команды

Материал по теме

Как логисты справляются с нехваткой персонала: опыт из первых рук

Материал по теме

Рынок труда в eCommerce в 2023 году: аналитика SuperJob

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Авто в один клик: Мегамаркет запустил продажу автомобилей

Мегамаркет начал продавать автомобили. На маркетплейсе представлены модели разной ценовой категории. На данный момент опция доступна в Москве и Санкт-Петербурге. Для пользователей Мегамаркета ...

Маркет опломбирует дорогую электронику

Маркетплейс начал использовать специальные пломбы для защиты ценных товаров, таких как смартфоны, наушники и ноутбуки. Это помогает защитить оригинальные товары продавцов сервиса от подмены как при возврате...

ВкусВилл начал бесплатно доставлять свежие цветы в СПб

ВкусВилл расширяет возможности собственной доставки цветов. К сервису подключили уже 48 дарксторов компании в Москве и Московской области, в марте состоится запуск в Санкт-Петербурге. Ассортимент предоставл...

В РФ хотят создать государственный маркетплейс

В России может появиться государственный маркетплейс, где будут продаваться только товары российского производства. С таким предложением выступил сенатор Иван Абрамов, утверждая, что это будет выгодно как п...

Альберт Усманов назначен директором по маркетингу SUNLIGHT

SUNLIGHT объявляет о назначении Альберта Усманова на должность директора по маркетингу. Ранее он работал в S8 Capital, где около шести лет отвечал за создание и развитие онлайн-бизнеса, включая "Столото", S...

Рост продаж на 25% с помощью предиктивной аналитики: кейс онлайн-магазина "ВОИН"

Как получать больше продаж, не выделяя дополнительный бюджет на рекламу? Один из вариантов — разработать систему предиктивной аналитики, позволяющую предсказать, какой пользователь совершит покупку, и показа...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.