Танго на одного: как будут развиваться eCommerce-проекты Сбера

Игорь Бахарев

VK и Сбер думают разделить активы совместного предприятия для последующей продажи. Как полагают источники Forbes, VK при этом получит Delivery Club, который может обменять на "Новости" и "Дзен". А Сберу достанется "Самокат". 

Некоторым подтверждением планов Сбера полностью закрыть общие фудтех-проекты с VK служит и информация о том, что VK и Сбер могут продать или закрыть другой сервис из своего совместного предприятия - "Кухню на районе".

Возможны и существенные изменения в работе ещё одного совместного проекта партнёров - оператора экспресс-доставки еды "Самокат". С середины марта сервис закрыл бизнес в 15 городах, а в последнее время сосредоточился на работе с большими складами, вместо дарксторов. Это позволяет сервису резко увеличить ассортимент и  продавать большие объёмы товаров.

Впрочем, если "Самокат" действительно останется у Сбера, его можно будет интегрировать в другие eCommerce-проекты компании, считают эксперты.

Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин напоминает, что основой текущих eСommerce-сервисов Сбера является "Сбермаркет" и "Сбермегамаркет". "Самокат", - уверен он, можно довольно органично вписать в эту группу, как это делает Яндекс с "Лавкой", "Маркетом" и "Едой". 


Неудачные партнёры

В 2017 году Герман Греф объяснял неудачные переговоры с Alibaba Group о создании совместного предприятия в России следующими словами: "Иногда двум слонам тяжело вместе станцевать танго, даже если они этого очень хотят". Тогда говорилось, что банк хотел иметь гораздо больший доступ к технологиям электронной торговли, чем соглашался делиться китайский гигант.

Позже когда выяснилось, что отношения Сбербанка с новым "партнёром по танго", технологической компанией "Яндекс" также далеки от идеальных, источники рассказывали, что партнеры никак не могут договориться о том, как должна строиться разработка совместного продукта. Сбербанк пытался получить больше контроля в операционной деятельности, Яндекс был этим недоволен.

Наконец, прахом пошли попытки банка создать бизнес с Ozon. Сбербанк настаивал на ребрендинге Ozon и большем своём влиянии на операционные процессы. В частности, из-за этого под угрозой могли оказаться финтех-сервисы ретейлера, на которые Ozon делал большую ставку.

"Сбермаркет" заменит Delivery Club?

Новость о том, что "Яндекс" ведет переговоры об обмене сервиса доставки Delivery Club на "Дзен" и "Новости" вызвала предположения об уходе Сбера с рынка фудтеха. 

Однако вчера стало известно, что "Сбермаркет" запустит доставку еды из ресторанов.

Гендиректор "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров связывает эти два факта. По его мнению, такой подход позволит Сберу сохранить присутствие в сегменте. А доля в Delivery Club, даст доступ к базе ресторанов этого сервиса.

Партнер One Story Ольга Сумишевская думает, что Сбер решил создать свой сервис доставки, так как получению в собственность 100% Delivery Club могли препятствовать существующие договоренности с VK в рамках СП.

Курс на безубыточность.

15 февраля в Сбербанке сообщили, что планируют реформировать свою экосистему. Предполагалось, что электронная коммерция будет выделена в отдельный холдинг. В частности, туда должны войти "Сбермаркет", "Сбермегамаркет", "Сберлогистика", "Сбер Еаптека" и "СММ Ритейл", а также доля Сбербанка в "О2О Холдинге". Назывался даже потенциальный глава проекта - с 1 июня должность должен был возглавить Лев Хасис.

Увы, 25 февраля стало известно, что Хасис покинет банк. И пока нет информации о том, по какой модели Сбербанк будет развивать экосистему в современных условиях. Однако недавно в "Сбермаркете" анонсировали планы достичь операционной безубыточности к концу 2023 года. Компания сразу же сделала несколько важных шагов в этом направлении, в частности, отменила бесплатную доставку, полностью поменяв условия своих подписочных программ. А чуть позже и ввела плату за сборку заказа.

Всё это говорит о том, предполагает Михаил Бурмистров, что новый проект по доставке из ресторанов будет запущен с минимальными затратами по модели маркетплейса с возможностью самовывоза из подключенных заведений общепита.

"Схема работы Delivery Club и "Яндекс.Еды", которые сами организуют доставку, для "Сбермаркета" вряд ли будет применима,- считает эксперт.- Такая модель убыточна даже при объеме свыше 200 тыс. заказов в день".

В прошлом году "СберМаркет" впервые вышел в лидеры рынка e-Grocery. Оборот сервиса за 2021 год вырос в 3 раза и составил 58,6 млрд рублей (с НДС и без промо - это доставленные и оплаченные заказы за вычетом всех скидок). Количество заказов в 2021 году выросло в 4 раза - до 24 млн. Однако о прибыли слов не было.

Основатель консалтингового агентства "Директфуд" Мстислав Воскресенский достаточно скептичен по поводу дальнейшего развития eCommerce-проектов Сбера. Он напоминает, что "Сбермаркет" несколько раз отчитывался о перспективах получения прибыли, причём каждый раз именно через "два-три года". 

"В явном виде наблюдается отсутствие внятной стратегии развития: то во время пандемии в планах появляется необходимость скорейшей экспансии на территорию всей страны, после резкого роста спроса на экспресс-доставку появляется необходимость везде организовать аналогичные сервисы, затем уже появляются планы стать лидером не только на рынке E-Grocery, но и в «дрогери», «фарма», non-food. Стать лидирующим маркетплейсом («Сбермегамаркет»). Теперь вот рынок food tech (на котором непременно надо надо победить Яндекс.Еда, а теперь ещё и Delivery Club)", - напоминает эксперт. 

И хотя на рынке E-Grocery у "Сбермаркета" стать лидером получилось, но цена победы известна  - минус 20 млрд рублей за первое полугодие 2021 года. 

Глава НАДТ Алексей Иванов напоминает, что сейчас все сегменты рынка переживают не самые лучшие времена. 

"Ожидания рынка очевидны - все ориентированы на сжатие (в английском есть даже специальный термин - "cocconning", который можно перевести как "скукоживание"). Поэтому, говоря жестко и откровенно, перед проектами, в том числе и по доставке еды, поставлена задача "выжить". А как выживают такого рода проекты, созданные под растущие рынки, но попавшие в шторм - понятно, первый шаг - это "резать косты". И убирать из инвестицинного портфеля то, что не сможет, со всей очевидностью, давать прибыль", - поясняет он.

Сегодня проектов в части доставки еды слишком много, уверен эксперт. По его мнению, маленький рынок с сомнительным потенциалом роста не прокормит всех доставщиков, зато кто-то один (или два), возможно, смогут на нем как-то выживать.

Как продолжится танец?

Так или иначе, пока вопросов по поводу дальнейшего развития компании больше, чем ответов. 5 июля вице-президент по аналитике и эффективности компании Дмитрий Зборовский рассказал, что "Сбермаркет" перестаёт инвестировать в экспресс-доставку - для неё не будут нанимать новый персонал, расширять географию присутствия тоже перестанут. По его словам, в последнее время "Себрмаркет" стал "строже смотреть на эффективность точек" и дает им меньше времени для выхода в операционную прибыльность.

Также он заявил, что "Сбермаркет" отказался от развития доставки таких непродовольственных категорий, как электроника и одежда. Ресурсы направят на развитие доставки из продовольственных магазинов, сказал Зборовский. Интересный факт маржинальность доставки одежды и электроники в 2-3 раза меньше, чем доставка продуктов питания, на которую приходится 80% оборота "Сбермаркета".

И хотя в пресс-службе сразу же опровергли слова своего вице-президента и заявили, что продолжат инвестировать и развивать направление быстрой доставки, не очень понятно, почему об изменениях заявил Збровский.

Воскресенский напоминает, что попытки найти синергию в сочетании различных разносортных сервисов при наличии бесконечного количества государственных денег реализовывались Сбербанком уже давно. 

"Что будет если взять с десяток убыточных сервисов, соединить их друг с другом, получится ли прибыль или убытки увеличатся? По меткому выражению одного из бывших топ-менеджеров Утконос (компании, которая за более чем 20 лет работы прибыльной так и не стала): «Видимо считают, что минус на минус даст в итоге плюс»", - рассказывает он.

При этом, указывает эксперт, в самой экосистеме Сбербанка столько конкурирующих за ресурсы и дублирующих функционал друг друга сервисов, что все это пришлось выделить в отдельный холдинг, управление которым может быть под силу только супер опытным профессионалам и консультантам, услуги которых уже не доступны из-за известных событий. 

"Древние говаривали «Движение - жизнь!». Но то, что было хорошо в годы относительно стабильной экономики, уже не подходит в условиях стремительно надвигающейся «мобилизационной». Понимают ли это в «Сбербанке»? Судя по сообщениями, появляющимся в прессе - да. Как это понимание трансформируется в конкретные решения - мы увидим в ближайшее время или снова не увидим", - резюмирует Воскресенский.



Материал по теме

Средний чек в 2023 году: онлайн-торговля обгоняет офлайн

Материал по теме

Онлайн-торговля обгонала розницу: аналитика Сбер

Материал по теме

"Сбер" раскритиковал идею "инфраструктурного сбора" с eCommerce-площадок

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

М.Видео-Эльдорадо рассказала о работе своего маркетплейса

Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает развитие собственного маркетплейса электроники. По итогам первого квартала 2024 года ассортимент площадки увеличился в 1,5 раза в годовом сопоставлении и достиг 160 тыс. наим...

Ozon fresh объявил о новом этапе развития

Сервис доставки Ozon fresh объявил о выход в новый формат быстрой доставки. Заказы с платформы можно будет получить всего за 30 минут. Новый формат доставки в течение 30 минут уже запущен в тестовом ...

Мегамаркет открыл мотосезон

На Мегамаркете начали продаваться мотоциклы и питбайки от различных производителей с доставкой по всей России. За месяц работы нового раздела уже оформлено около 500 заказов. В ассортименте представлены мо...

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Маркетплейсы требуют новых кадров

Спрос на специалистов по онлайн-торговле взлетел на 27%, отмечают в своём исследовании аналитики платформы для поиска работы hh.ru и эксперты Центра развития предпринимателей PRO Wildberries. За посл...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.