Новый законопроект об НДС защитит российских продавцов на маркетплейсах?

Игорь Бахарев

В Госдуме рассматривают законопроект о введении налога на НДС на товары из Евразийского экономического союза, которые продаются на электронных торговых площадках. Аккаунт-менеджер сервиса аналитики маркетплейсов EGGHEADS Михаил Горелов объясняет, как изменения скажутся на работе бизнесменов, продающих товар на маркетплейсах. 

Сейчас иностранные компании при работе на маркетплейсах не платят НДС, потому что покупателями в этом случае выступают физлица. При этом если зарубежная фирма продаёт товар российской компании, то налог на добавленную стоимость уплачивается – но покупателем. То есть зарубежные компании при любых раскладах не платят НДС, когда их товары продаются в России. 

Это решили изменить и обязать компании из ЕАЭС платить НДС при торговле на российских маркетплейсах. И чтобы бизнес не уходил от налогов, налоговым агентом будет сама торговая площадка, то есть каждая продажа будет посчитана. 

Защитят ли нововведения российских селлеров от недобросовестной конкуренции? 

Законопроект решает несколько задач, связанных с российской экономикой:

  • облегчит бремя уплаты НДС для российских юр.лиц-покупателей (поможет избежать двойной уплаты НДС), разделив его с поставщиками из стран ЕАЭС (при торговле внутри ЕАЭС);

  • повысит доходы бюджета;

  • станет шагом к борьбе с «механизмами налоговой оптимизации»;

О полноценной защите наших селлеров от иностранных конкурентов говорить пока не приходится, так как данные поправки планируется вводить только в отношении поставщиков из стран ЕАЭС, про другие иностранные государства (в ЕАЭС не входящие) речи пока не идёт, распространение этих мер на них рассматривается ещё в перспективе.

То есть тех же китайских поставщиков, которые уже торгуют на OZON, Wildberries и других маркетплейсов, изменения в закон не коснутся. А, допустим, белорусские или армянские селлеры получат дополнительные траты в случае принятия этого законопроекта. 

Но второй этап поправок, распространяющий обязанности по уплате НДС на резидентов третьих стран (не входящих в ЕАЭС) Правительство планирует сформировать и внедрить до конца 2024 года. Эти изменения могут затронуть и китайских селлеров в России. 

Как изменится НДС для маркетплейсов. Примеры

Если вы российское юрлицо, производите товар в России (отшиваете на российской фабрике, изготовляете на российском производстве и т.д.) и продаёте товары на маркетплейсе – ничего не изменится. Также ничего не изменится, если вы от имени российской компании перепродаёте товары из Китая или других стран. 

Если вы российское юрлицо, но производите товар в стране ЕАЭС, например, на фабрике в Киргизии, то ваш налог зависит от того, кто именно продаёт товар на маркетплейсе. 

На Wildberries много поставщиков, которые отшивают в Киргизии. Так как на родине это гораздо дороже. Однако, в этой системе иностранные фабрики являются просто производителем. Поставщиком обычно выступает резидент РФ.

Соответственно, в таком случае тоже ничего не изменится для российских селлеров. 

Наши клиенты также подтверждают, что среди селлеров все в основном выступают как российские юрлица, даже если сотрудничают с предприятиями других стран. 

Однако если вы предприниматель из Казахстана, Беларуси, Киргизии или Армении и продаёте товар в том числе на территории России, то придётся за каждую покупку платить НДС. 

Сложно сказать, какой именно процент селлеров затронет планируемое нововведение. Известно, что в I квартале 2023 года общее число белорусских предпринимателей, которые продают свои товары через Wildberries, составляло 14,5 тысяч компаний.

Материал по теме

Поддержать сотрудников и сэкономить на налогах: 9 способов использования электронных подарочных сертификатов

Материал по теме

Ozon облегчит B2B-покупки на площадке

Материал по теме

В Нью-Йорке собираются ввести налог на интернет-покупки

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Лента" нарастила онлайн-продажи на 50% в первом квартале

Сеть "Лента" сообщает о значительном росте онлайн-продаж в первом квартале 2024 года. Совокупные продажи онлайн-сервисов "Лента Онлайн", "Утконос" и Click & Collect, а также онлайн-продажи через партнеров в...

Нейросети помогут продавцам Авито написать объявления

Платформа Авито упростила жизнь своим продавцам, внедрив алгоритмы искусственного интеллекта в процесс создания объявлений. Теперь частным продавцам будет проще сформулировать качественное описание, а покупател...

Кроссбордерные посылки застряли на почте

Как сообщают в Федеральной таможенной службе, с 30 апреля наблюдаются задержки в оформлении части международных посылок, доставляемых "Почтой России". Речь идёт о крупных заказах, которые облагаются налогам...

"Самокат" геймифицирует пасху и космос

Онлайн-ритейлер "Самокат" показал сразу два новых онлайн-проекта. В них сервис выстраивает маркетинговые кампании, посвященные освоению космоса и предстоящей пасхе. Так, ритейлер представил новую игр...

Структура интернет-потребления в eCommerce в 2024 году: аналитика

В феврале 2024 года россияне тратили на маркетплейсы 11 минут в день, что на 1,5 минуты больше, чем год назад. Это 4% от общего времени, проводимого в интернете. Такие данные приводит со ссылкой на данные M...

Инженеры vs. курьеры: почему студенты идут в доставку

Рынок труда претерпевает изменения. С одной стороны, наблюдается рост спроса на курьеров. С другой стороны, выпускники престижных вузов, например, МГТУ им. Баумана, не могут найти работу по специальности из...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.