Значение CRM-маркетинга в performance-стратегии: особенности, подходы
Игорь Бахарев
Работа с текущей аудиторией заведомо более конверсионна, помогает сократить затраты на маркетинг и повысить эффективность бизнеса. О том, каково значение CRM-маркетинга в performance-стратегии, как его внедрить в компанию и какие данные необходимо собрать на начальном этапе расскажет Дмитрий Апухтин, Head of Performance Ingate.
Cookie
Google объявил, что в 2023 году cookie-файлы перестанут существовать, и, как следствие, информация об интересах, поле и возрасте 63% аудитории, данных для аналитики и рекламы станет недоступна.
Что делать в данной ситуации? Использовать сервис Google Analytics 4, который позволит иначе подходить к логике сбора данных и смотреть на пользователей, не используя cookie. После 2023 года самым важным активом компании станут те данные, которые уже известны об аудитории. Те, кто в будущем смогут обогатить себя информацией о аудитории, будут иметь множество преимуществ – отсутствие необходимости в покупке аудитории у третьих лиц и проведении внешних исследований. Самое важное в текущих реалиях – собрать информацию о базе пользователей.
Каналы
Рынок и инструментарий поменялись – стало сложнее и дороже привлекать новую аудиторию. В связи с этим появляется необходимость активной работы с текущими клиентами для генерации повторных продаж.
Для того, чтобы вновь заинтересовать своих клиентов, нужно понять, как часто можно к ней возвращаться, возможно ли предложить повторные покупки.
Если речь идет о единоразовой продаже, то стоит задуматься, сможете ли вы быть полезны аудитории в краткосрочной перспективе? Даже если вам ничего предложить клиенту, общение с ним позволит быстро “всплыть” в памяти при появлении потребности.
CRM-маркетинг: что это и зачем?
Существует понимание, что CRM-маркетинг – это некая модель, которая работает в формате рассылок. Однако к нему относится любой вид маркетинговой коммуникации, основанной на данных пользователей. Его ценность заключается в персонализированной коммуникации, что в результате благотворно влияет на конверсию.
Бизнес-процесс
-
Улучшение сервиса через ОС. Мы рассматриваем все боли наших пользователей, разбиваем их на лояльных и нелояльных, тем самым можем прорабатывать конкретные проблемы, которые у нас существуют.
-
Обработка входящих обращений персонализирована.
-
Внутренние цели – перевод людей в приложения, мотивация на отказ от чеков, новости и т. д.
-
Оптимизация колл-центра – не звонить тем, кто просил, и т. д.;
-
Оптимизация отдела продаж.
Маркетинговая коммуникация (повторные покупки)
-
Не совершил повторной покупки.
-
Посетил конкретный раздел, искал товар, оставлял отзыв.
-
Делает покупки одного бренда.
-
Положил в «Корзину», но не купил.
-
Не увеличивает средний чек и прочее.
Внедрение
Для того, чтобы внедрить CPM-маркетинг в компанию, необходимо собрать следующую информацию:
-
какие данные я уже собираю о своей аудитории (знать не только Ф.И.О. и номер телефона, но и что человек заказывает, из какого города, как часто);
-
какие гипотезы я могу построить на основании этих данных;
-
как я могу обогатить эти данные (это нужно сделать нативно, чтобы пользователь сам захотел предоставить информацию);
-
где в CJM пользователю комфортно оставлять данные о себе.
Customer Journey Map
Если вы попробуете разложить пользователя и тип аудитории на этапы CJM, то станет понятно, на каком из них он коммуницирует с компанией/бизнесом. Если человек только пришел на сайт, то некорректно спрашивать – кто он, зачем он пришел и пр.
Если клиент уже взаимодействовал с сайтом, то его можно вовлечь в игровую динамику, где он расскажет что-то о себе. Важно, что на этом этапе вы получаете дополнительную информацию, которую потом можно использовать.
Стратегии работы с сегментами
Важно понять, что вы хотите делать с аудиторией и в какие направления смотреть. Здесь можно выделить 3 основных сегмента:
1. NPS и “отвалы” аудитории
-
Какая доля лояльности аудитории?
-
Какой процент нелояльной аудитории?
-
Что я могу в моменте с ним делать?
2. Повторные покупки
-
Регулярно совершают – что с ними делаем?
-
Не совершили повторной покупки ни разу – остались нелояльны?
-
Какие товары/услуги покупает/покупал?
-
Интересовался продуктом, но не совершил сделки.
3. Еще не клиент
-
У меня есть контакт клиента, но он не купил, – как мотивировать?
-
Регулярно изучает один товар, но не покупает, – скидка?
CRM-система + платформа работы с данными
Когда вы поняли, чего хотите делать с аудиторией, стоит задаться вопросом технического характера: где все будет храниться? Существует несколько типов систем. В первую очередь интересует CRM-система как хранилище базы данных. Их – миллион и каждая имеет свои плюсы.
Важно понимать, что основные сложности возникают на этапе обучения персонала, каждое из окон взаимодействия с клиентом должно быть интегрировано в CRM и тегироваться различным этапом, каждый «отвал» должен быть растегирован на причины, как и каждая продажа. Таким образом CRM-система – это место для хранения информации.
CDP - Customer Data Platform
Это CRM на максималках, потому что CDP платформа помогает обогащать данные из внешних источников на основании поведенческих механик, автоматизировать процесс CRM-маркетинга и ускоряет процесс генерации гипотез о сегментах. Наиболее эффективно использовать в крупных компаниях. Основные системы: MindBox, CarrotQuest, Ingate CDP.
CRM-маркетинг: что в итоге?
1. Создание и внедрение системы работы с аудиторией.
2. Работа с «отвалами».
3. Системы удержания аудитории.
4. Мотивация на повторное обращение.
5. Повышение доли пользователей с приложением (если есть).
6. Работа с постоянными клиентами.
7. Исправление разрывов CJM.
Отметим, что персональная коммуникация реализуется через CDP-платформу, т. е. CDP-платформа позволяет генерить сегменты аудитории. Затем каждый сегмент аудитории загружается в рекламную систему, которая постоянно наполняется, и реклама работает на персонализированном запросе. Сейчас практически везде можно подтянуть базы пользователей, поэтому есть возможность подключить контекстную и таргетированную рекламу.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте