Зачем "Яндекс" закрывает «Заказ на Маркете», и что будет дальше

Игорь Бахарев

В апреле "Яндекс" объявил о завершении программы «Заказ на Маркете», позволяющей пользователям приобретать товары прямо из интерфейса площадки. К концу мая такая возможность будет отключена, а кнопка «В корзину» около предложений магазинов исчезнет. Руководитель группы по работе с клиентами, performance-агентства «Блондинка. Ру» Алиса Чернышова рассказала, что это означает для магазинов-рекламодателей и рынка в целом.

Чтобы понимать, что это обновление означает для рекламодателей, и правильно к нему подготовиться – вспомним, как «Заказ на Маркете» пришёл к его сегодняшнему виду.

Что было раньше

Модель взаимодействия, по которой магазины платят Маркету комиссию с проданных на нём товаров, была создана Яндексом в 2013 году. По своей сути эта схема стала моделью CPA с оплатой конверсий, в дополнение к действовавшей до этого модели CPC с оплатой переходов на сайт. Цели введения новшества:

  • дополнительный контроль качества услуг со стороны магазинов

  • защита от недобросовестных контрагентов

  • прозрачная оценка эффективности размещения – оплата реального результата

Летом 2016 г. комиссия по «Заказу на Маркете» возросла до 2%. За последующие полтора года программа пережила ряд изменений, вначале стимулирующих её использование, а затем уравнивающих возможности новой CPA и старой CPC моделей.

После того как рекламодатели, использующие «Заказ на Маркете», получили преимущество в показах, а ставки CPA – приоритет в аукционе, с осени 2016 г. инструмент стал обязательным для продвижения на площадке. Правда, обязательность распространялась только на Москву из-за сложностей с региональной доставкой.

С июня 2017 г. действует смешанный аукцион, на равных работающий с CPC и CPA-ставками.

Таким образом, сегодня на Яндекс.Маркет мы имеем:

  • две возможности продвижения: CPC с оплатой переходов в магазин и CPA с продажами на площадке

  • две кнопки на страницах товаров: «В магазин» и «В корзину»

  • минимальную комиссию по «Заказу на Маркете» в 2%

Что теперь

Сегодня Яндекс отмечает , что покупки в интерфейсе Маркета были одним из тестировавшихся способов оформить заказ – и потребность в нём не подтверждается практикой.

Для нас новость о закрытии «Заказа на Маркете» тоже не стала неожиданностью. По нашему мнению, программа не решала тех задач, для которых была создана. Пользователям недостаточно информации только со страниц Маркета: они по-прежнему желают знать, у кого совершают конечную покупку, на каких условиях, и какие бонусы они могут при этом получить.

В последние месяцы мы с нашими клиентами продолжали отмечать снижение количества заказов по модели CPA – и еще несколько недель назад приняли решение сфокусироваться на продвижении товаров с оплатой за клик, уменьшив вложения ресурсов в «Заказ на Маркете».

Среди причин закрытия программы Яндекс называет:

  • развитие Яндекс.Маркета как портала для сравнения товаров и магазинов, а не отдельной торговой площадки

  • необходимость улучшать инфраструктуру покупок и предлагать бизнесу решения, поддерживающие высокий уровень обслуживания с его стороны

  • рост качества услуг в магазинах, устраняющий необходимость в дополнительных инструментах контроля

  • желание упростить интерфейс Маркета, избавив пользователей от необходимости выбирать между двумя кнопками

Таким образом, к концу месяца на страницах товаров в Маркете вновь останется только одна кнопка – «В магазин». Предложения, использующие и «Заказ на Маркете» и «Переход на сайт», продолжат показываться исключительно с оплатой за клики. Предложения, размещённые только по модели CPA, будут скрыты до изменения настроек. Работа API не изменится, но параметр fee перестанет учитываться в аукционе.

Остаётся ожидать от Маркета информации об изменении аукциона, а также о том, какие факторы будут влиять на ранжирование и что станет с показателем качества. Кроме того, к моменту закрытия «Заказа на Маркете» рекламодателям, использовавшим модель CPA, придётся пересчитать ставки с учетом стоимости за клик. Поэтому в первый месяц трафик может немного подорожать, но затем – когда аукцион успокоится – все вернется на круги своя.

Что будет дальше

Закрытие «Заказа на Маркете» отнюдь не означает какого-либо отката назад. Прежде всего, Яндекс отмечает, что уже сейчас логика расчёта минимальной ставки за клик близка к логике, по которой магазины рассчитывают свою комиссию: она учитывает долю рекламных расходов и конверсионность предложений. Кроме того, Яндекс продолжит развивать инструменты для работы с заказами – но с более системным подходом. Так, уже ведётся разработка логистического комплекса для магазинов – и это только начало.

Мы уверены, что накопленный опыт коллег не пропадет зря – на рынке уже появилась информация о новом сервисе под рабочим названием Яндекс.Покупки. Яндекс принял стратегическое решение: перестать вкладывать ресурсы в реанимацию «Заказа на Маркете» и перенести силы в работу над новым проектом. Сейчас идет бета-тестирование с крупными рекламодателями – если результаты окажутся успешными, в конце мая новый маркетплейс откроет свои виртуальные двери для магазинов и их потенциальных клиентов.

Иными словами, отмена «Заказа а Маркете» пойдёт на пользу и покупателям, и магазинам, и рынку в целом. Яндекс продолжит разрабатывать функционал с учётом интересов всех сторон сделок – следите за новостями и не забудьте обновить ставки для модели CPC до конца мая.

Материал по теме

Яндекс Маркет тестирует скидки для новых пунктов выдачи

Материал по теме

Российские бренды товаров для дома ускоряют рост на маркетплейсах

Материал по теме

ИИ в eСommerce: половина предпринимателей доверяет автоматизации

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Доля одежды и обуви в зарубежных заказах упала до 45%

Доля одежды и обуви в зарубежных заказах на CDEK.Shopping за первое полугодие 2025 года сократилась на 8 п. п. — до 45%. Об этом свидетельствуют данные исследования площадки. Несмотря на спад, категория ост...

Каждому покупателю - по ИИ-агенту: как цифровые помощники перестраивают рынок торговли

Интеллектуальные цифровые помощники уже сегодня берут на себя весь цикл покупок, от поиска до оплаты, а к 2030 году полностью изменят правила игры в ритейле. В России это будущее наступит даже быстрее: более...

Wildberries скрыто начисляет плату за доставку

Wildberries массово внедряет плату за доставку товаров до пунктов выдачи. Как сообщили продавцы на площадке, начисление носит нефиксированный характер и не выделяется в чеке отдельной строкой. По их словам,...

Сеть "О’КЕЙ" подвела итоги трансформации eСommerce

Розничная сеть "О’КЕЙ" совместно с мультисервисной технологической компанией Рексофт провела масштабную трансформацию eСommerce-направления ритейлера. В компании рассказали, что поменялось за истекшие полтор...

Российские DIY-товары на Wildberries заняли 40% рынка

Доля российских товаров для строительства и ремонта (DIY) на Wildberries достигла 40% в 2024 году. Год назад этот показатель составлял лишь треть от общего объема продаж в сегменте. Наибольшая доля о...

Собственные интернет-магазины обгоняют маркетплейсы по темпам роста выручки

Российский малый и средний бизнес активно развивает собственные онлайн-каналы продаж, сокращая зависимость от маркетплейсов. По данным аналитического центра "Мой Склад", в первом полугодии 2025 года выручка...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.