Всё на экспорт: как российские продавцы торгуют на зарубежных рынках

Игорь Бахарев

В последние несколько лет рынок розничного онлайн-экспорта товаров из России показывает рост не ниже 20%. В частности, в 2019 году его рост составил 24% относительно показателей 2018 года. Как следует из прогноза eBay и Data Insight, к концу года объем этого сегмента экономики достигнет $817 млн. 

Clip2net_191106150526.png

При этом рост количества экспортных отправлений из России увеличится на 53% и составит 15,7 млн посылок. Эксперты утверждают, что отрасль розничного онлайн-экспорта является "одной из самых перспективных сфер экономики" России.

Clip2net_191106150515.png

Маркетплейсы как драйвер экспорта

Несмотря на то, что 69% общего объема отправлений приходится на интернет-магазины, самым эффективным каналом трансграничной торговли в деньгах для среднего и малого бизнеса из России являются маркетплейсы, считают эксперты. По прогнозу на 2019 год, объем продаж через международные платформы будет составлять 67% от всего рынка розничного онлайн-экспорта и достигнет $548 млн

"Третий год подряд мы видим двузначный рост рынка розничного онлайн-экспорта из России, который остается одной из самых динамично развивающихся сфер экономики. У этого рынка невероятный потенциал, только количество отправок за последний год выросло более, чем в 1,5 раза", рассказывает генеральный директор eBay в России, Израиле и на развивающихся рынках Европы Илья Кретов.

Clip2net_191106150714.png

По данным аккаунтов на eBay, число розничных онлайн-экспортеров, торгующих через маркетплейс, растет - за период с 2018 по 2019 год их количество увеличилось на 14% и приблизилось к 30 000. 

Clip2net_191106150822.png

Самыми активными из них являются предприниматели из Москвы (22,3%), Санкт-Петербурга (12,6%) и Московской области (7,2%). При этом, в 2019 году Санкт-Петербург стал регионом с самым высоким экспортным индексом (209) и обошел по показателям Москву (179), лидера прошлого года.

Куда идут товары

Согласно статистике, наиболее перспективным направлением экспорта для малых и средних предпринимателей является дальнее зарубежье. Почти половина оборота предпринимателей, торгующих через eBay, приходится на США (47%). Также в пятерку входят Великобритания (6%), Германия (5,5%), Канада (4%) и Австралия (3%). Что касается выручки общего числа экспортеров, ее основная доля среди стран СНГ приходится на представителей таможенного союза - Беларусь (21,8%) и Казахстан (12,9%), а среди стран дальнего зарубежья лидером остается США (20,4%). 

Это связано с тем, что крупные интернет-магазины ориентируются преимущественно на страны ТС, создавая тем самым экспортную инфраструктуру, которая в последствии позволит предпринимателям осваивать дальнее зарубежье.

Clip2net_191106150903.png

В 2019 году основная часть выручки от общего числа экспортных заказов приходится на категорию "Мода" и составляет 39%. В топ-3 также входят "Коллекционные товары" (15%) и "Электроника" (12%). Максимальный рост же показывают категории "Автозапчасти", их доля выросла с 4% в 2018 до 8% в 2019, и "Мода" - с 33% в 2018 до 39% в 2019г. Если говорить о распределении выручки по товарным категориям eBay, лидерами рейтинга также являются "Мода" (28%), "Коллекционные товары" (22%) и "Электроника" (16%). Самыми динамично развивающимся оказались "Красота и здоровье" (+24%), "Дом и сад" (+10%) и "Запчасти" (+9%).

Увеличение числа предпринимателей, торгующих за рубеж, и общее развитие розничного онлайн-экспорта привели к формированию нового рынка услуг для среднего и малого бизнеса. За последние три года спрос на предложения компаний, осуществляющих сервисное, консалтинговое и логистическое сопровождение при работе с маркетплейсами, вырос почти в три раза. К этому привела нехватка информации у предпринимателей, как уже продающих за рубеж, так и только намеревающихся начать экспортные онлайн-продажи.

Драйверы экспорта

Илья Кретов считает, что основными драйверами роста рынка в следующем году могут стать: упрощенная процедура подтверждения НДС 0% для розничных экспортеров, которая вступит в силу с 1 апреля 2020 года, а также увеличение количества экспортеров из регионов, дальнейшее развитие логистических продуктов.

"Сейчас более 40% экспортных отправлений продавцов eBay совершаются из Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, но кроме этого растет и доля регионов: в первую очередь у Краснодарского края, Свердловской и Ростовской областей. Однако для достижения потенциала рынка, сопоставимого со странами Западной Европы, необходимо дальнейшее развитие логистических сервисов, решение вопроса реимпорта, а главное - включение экспорта в стратегию развития бизнеса российскими средними и малыми предпринимателями", - рассказывает он.

Более подробно о розничном экспорте из России читайте в отчёте исследователей.
Материал по теме

Сверхрынок eСommerce или к чему стоит подготовиться селлерам:

Материал по теме

Доля промо на рынке eCommerce: аналитика NielsenIQ

Материал по теме

Онлайн-рынок fashion & beauty: аналитика Cross-Border Commerce Europe

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

LOLOCLO: генерация UGC для социальных сетей бренда детской одежды

В 2023 году уровень доверия к искренним отзывам и обзорам покупателей продолжает расти. В этой связи все больше брендов делают выбор в пользу UGC – контента виральных форматов, качество которого часто уступа...

Ozon поможет продавцам создать видеообложки с помощью машинного обучения

Ozon запускает новый сервис для продавцов по автогенерации видеообложек с помощью алгоритмов машинного обучения. Продавцы могут загрузить фотографии и получить небольшое видео, чтобы добавить в карточку тов...

Брендированная витрина "Сделано в Москве" откроется на Яндекс Маркете

Программа "Сделано в Москве" продолжает открывать собственные брендированные разделы на крупнейших маркетплейсах: новый появился на сервисе Яндекс Маркет. "Работа с маркетплейсами является для нас ...

Яндекс Лавка доставит овощи "как на рынке"

В Яндекс Лавке теперь можно купить свежие овощи и фрукты, такие же как на местных рынках. Сервис сам отбирает плоды у поставщиков и дополнительно проверяет их качество при отправке в дарксторы. Вместе с так...

Avito анонсировала логистический проект с Маркетом

Онлайн-платформа Avito объявила о стратегическом партнерстве с Яндекс Маркетом, целью которого является использование более 8 тысяч пунктов выдачи заказов (ПВЗ) Маркета для обработки заказов пользователей...

Сверхрынок eСommerce или к чему стоит подготовиться селлерам:

Электронная коммерция – самый быстрорастущий сегмент бизнеса. Он растет во всем мире, Россия также показывает внушительные темпы роста — от 30-40% ежегодно. Главной движущей силой здесь давно стали марке...