Вадим Капустин (X5 Retail Group): о будущем ретейла и сервисов

Игорь Бахарев
Россия находится в глобальной экономике, поэтому то, что сегодня делает Amazon или AliBaba, будет напрямую влиять на российский ретейл, считает директор по стратегическому планированию, большим данным и инновациям X5 Retail Group Вадим Капустин. В своём интервью изданию "Деловой Квартал" он рассказал о своём видении будущего российской электронной торговли.

Одно из глобальных изменений со стороны Amazon коснулось логистики. "Несколько лет назад Amazon представила технологию, которая коренным образом меняет всю логистику в ритейле. Если сегодня вы представите обычный распределительный центр, то увидите огромное количество площадей, по которым ездят транспортировщики, перевозят палеты или боксы. В модернизированных РЦ робот сам забирает и доставляет товар. В РЦ 70% затрат - это люди, которые на машинках ездят из точки "А" в точку "Б". если заменить их на роботов, помимо сокращения финансовых затрат на зарплаты, это позволит существенно сократить площади РЦ, а значит, и арендную плату", - говорит Капустин.

В 2016 году компания Otto запустила первые грузовики без водителя - перевезла товар на расстояние 190 миль. Сейчас идет бурная автоматизация логистики.

Во всём мире набирает силу тренд омниканальности. Россия не исключение.
"Сейчас вы идете в магазин, чтобы купить продукты питания, но через пять лет вы сможете покупку каких-то продуктов питания поставить на автомат: их будут доставлять на дом с регулярностью, допустим, раз в неделю. Или на ту станцию метро, где вам удобно забрать пакет. Омниканальность - это будущее. И сейчас все ретейлеры экспериментируют в этой сфере. Вот лишь один из примеров: внутри гигантских магазинов сети Walmart появились башни: покупатели оставляют заказ на сайте, затем указывают в киоске код и робот выкатывает тележку с товарами - и уже нет необходимости обходить все 20 тысяч квадратных метров торговых площадей. Все эти инновации появились буквально за последние два-три года", - напоминает Капустин.
Одна из ключевых проблем омниканальности заключается в том, что при доставке на дом подавляющее большинство заказов приходится на вечер, после окончания рабочего дня, это серьезно увеличивает расходы. Капустин считает, что Walmart и Amazon что-нибудь придумают для решения этой проблемы, особенно для молодых покупателей. В частности, он напоминает, что компании приобрели стартапы по созданию электронных замков, которые единоразово позволяют доставщику проникнуть в дом для того, чтобы поставить продукты в холодильник.
"Понятно, что когда провели маркетинговое исследование, люди, которым по 50-60 лет, сказали: мы никогда на такое не пойдем. А среди 25-30 летних около 40% сказали: да, без проблем", - рассказывает бизнесмен.
Ещё одно изменение, которое ждёт рынок, связано с девайсами, которые поддерживают платформу Alexa. По мнению Капустина, в ближайшие десять-пятнадцать лет подобные устройства от различных компаний должны произвести революцию в ретейле.
"Свою систему разрабатывают Microsoft и китайские компании, и в ближайшее годы между ними развернутся горячие баталии. Все идет к тому, что мы будем общаться с искусственным интеллектом: задавать нормальным человеческим языком любые вопросы, и робот будет выполнять задания", - рассказывает Капустин. Эта технология может разъединить торговые сети и покупателей.
Наконец, стоит говорить и об изменениях в офлайне. В частности, недавно американский гигант открыл Amazon Go - магазин без касс и очередей. Новую концепцию розничной торговли уже подхватил Walmart и игроки из Китая. "Конечно, все это еще эксперименты, невозможно заранее предугадать, что выстрелит, что придется по вкусу покупателям. В Китае запущен еще один интересный проект MobyMart - это магазин, который приезжает по вызову. Вы можете оставить заказ с помощью мобильного телефона и во двор вашего дома приедет целый магазин на колесах. Это пока тоже пиар-ход: логистические издержки невозможно заложить в наценку, проект явно убыточный. Но одного не отнять: китайцы быстрые - увидели новую концепцию и сразу пять-шесть стартапов раскатали", - рассказывает эксперт.

Подробно о развитии омниканальности в России читайте в цикле наших статей. О каннибализме, о том, что случиться, если ваши менеджеры начинают бороться за клиента и "тянуть одеяло на себя", о том, как развивается омниканальная модель в России.
Материал по теме

X5 Group расскажет клиентам про блюда из The Sims

Материал по теме

119,5 млн заказов: X5 Group показала рекордный рост онлайн-продаж

Материал по теме

Х5 Group внедрила мобильное приложение для контроля качества продуктов

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Товары с Ozon появятся во ВКонтакте

Ozon и социальная сеть ВКонтакте представили новую функцию интеграции для продавцов. Теперь предприниматели, хранящие товары на собственных складах, смогут автоматически переносить их в ВКонтакте, чтобы при...

Wildberries расширяет доступ к сервису Click&Collect

Wildberries открыл доступ к сервису Click&Collect для всех российских продавцов, включая представителей малых населённых пунктов. Сервис позволяет покупателям заказывать товары на платформе и забирать их не...

Жаркий сезон – горячие продажи: как заработать на Wildberries летом

Лето — это не только отпуск и шашлык на даче, но и отличная возможность для селлеров на Wildberries увеличить свои продажи. Существует миф, что это мертвый сезон, но это не так. По данным платформы, ежедневно н...

Эксперты рассказали о точках роста выручки на маркетплейсах

Участники митапа "Добавь в корзину", организованного рекламным холдингом E-Promo Group, обсудили направления работы по увеличению выручки и маржинальности селлеров на маркетплейсах. Аудитория маркетпле...

Amazon пересматривает стратегию "бесконечной полки": борьба с хламом и разочарованием покупателей

Концепция "магазина всего", долгое время бывшая главным преимуществом Amazon, дала трещину. Бесконечный ассортимент, который когда-то привлекал миллионы покупателей, превратился в скопление неактуальных, ду...

Ozon лидирует по популярности и доверию среди маркетплейсов

Сервис SuperJob провел опрос среди экономически активных россиян, включая сотрудников служб доставки, водителей грузовиков и складской персонал, чтобы выяснить, какой маркетплейс пользуется наибольшей попул...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.