Вадим Капустин (X5 Retail Group): о будущем ретейла и сервисов

Игорь Бахарев
Россия находится в глобальной экономике, поэтому то, что сегодня делает Amazon или AliBaba, будет напрямую влиять на российский ретейл, считает директор по стратегическому планированию, большим данным и инновациям X5 Retail Group Вадим Капустин. В своём интервью изданию "Деловой Квартал" он рассказал о своём видении будущего российской электронной торговли.

Одно из глобальных изменений со стороны Amazon коснулось логистики. "Несколько лет назад Amazon представила технологию, которая коренным образом меняет всю логистику в ритейле. Если сегодня вы представите обычный распределительный центр, то увидите огромное количество площадей, по которым ездят транспортировщики, перевозят палеты или боксы. В модернизированных РЦ робот сам забирает и доставляет товар. В РЦ 70% затрат - это люди, которые на машинках ездят из точки "А" в точку "Б". если заменить их на роботов, помимо сокращения финансовых затрат на зарплаты, это позволит существенно сократить площади РЦ, а значит, и арендную плату", - говорит Капустин.

В 2016 году компания Otto запустила первые грузовики без водителя - перевезла товар на расстояние 190 миль. Сейчас идет бурная автоматизация логистики.

Во всём мире набирает силу тренд омниканальности. Россия не исключение.
"Сейчас вы идете в магазин, чтобы купить продукты питания, но через пять лет вы сможете покупку каких-то продуктов питания поставить на автомат: их будут доставлять на дом с регулярностью, допустим, раз в неделю. Или на ту станцию метро, где вам удобно забрать пакет. Омниканальность - это будущее. И сейчас все ретейлеры экспериментируют в этой сфере. Вот лишь один из примеров: внутри гигантских магазинов сети Walmart появились башни: покупатели оставляют заказ на сайте, затем указывают в киоске код и робот выкатывает тележку с товарами - и уже нет необходимости обходить все 20 тысяч квадратных метров торговых площадей. Все эти инновации появились буквально за последние два-три года", - напоминает Капустин.
Одна из ключевых проблем омниканальности заключается в том, что при доставке на дом подавляющее большинство заказов приходится на вечер, после окончания рабочего дня, это серьезно увеличивает расходы. Капустин считает, что Walmart и Amazon что-нибудь придумают для решения этой проблемы, особенно для молодых покупателей. В частности, он напоминает, что компании приобрели стартапы по созданию электронных замков, которые единоразово позволяют доставщику проникнуть в дом для того, чтобы поставить продукты в холодильник.
"Понятно, что когда провели маркетинговое исследование, люди, которым по 50-60 лет, сказали: мы никогда на такое не пойдем. А среди 25-30 летних около 40% сказали: да, без проблем", - рассказывает бизнесмен.
Ещё одно изменение, которое ждёт рынок, связано с девайсами, которые поддерживают платформу Alexa. По мнению Капустина, в ближайшие десять-пятнадцать лет подобные устройства от различных компаний должны произвести революцию в ретейле.
"Свою систему разрабатывают Microsoft и китайские компании, и в ближайшее годы между ними развернутся горячие баталии. Все идет к тому, что мы будем общаться с искусственным интеллектом: задавать нормальным человеческим языком любые вопросы, и робот будет выполнять задания", - рассказывает Капустин. Эта технология может разъединить торговые сети и покупателей.
Наконец, стоит говорить и об изменениях в офлайне. В частности, недавно американский гигант открыл Amazon Go - магазин без касс и очередей. Новую концепцию розничной торговли уже подхватил Walmart и игроки из Китая. "Конечно, все это еще эксперименты, невозможно заранее предугадать, что выстрелит, что придется по вкусу покупателям. В Китае запущен еще один интересный проект MobyMart - это магазин, который приезжает по вызову. Вы можете оставить заказ с помощью мобильного телефона и во двор вашего дома приедет целый магазин на колесах. Это пока тоже пиар-ход: логистические издержки невозможно заложить в наценку, проект явно убыточный. Но одного не отнять: китайцы быстрые - увидели новую концепцию и сразу пять-шесть стартапов раскатали", - рассказывает эксперт.

Подробно о развитии омниканальности в России читайте в цикле наших статей. О каннибализме, о том, что случиться, если ваши менеджеры начинают бороться за клиента и "тянуть одеяло на себя", о том, как развивается омниканальная модель в России.
Материал по теме

Выручка цифровых бизнесов X5 выросла вдвое

Материал по теме

X5 Group рассказала о собственной блогерской платформе

Материал по теме

X5 удвоил выручку цифровых бизнесов

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

ИИ поможет TikTok продвигать товары в своём маркетплейсе

TikTok тестирует новую функцию, которая позволит пользователям покупать товары из любого видео в приложении. Это часть плана компании превратить TikTok Shop в многомиллиардный eCommerce-бизнес в США. ...

Сенаторы вспомнили о "сборе с маркетплейсов"

В Совете Федерации разработали пакет поправок, направленный на "оздоровление" Почты России. Пакет, подготовленный комитетом по экономической политике под руководством Андрея Кутепова, предлагает ряд мер, ...

"Магнит" начал регистрировать новых продавцов на "Магнит Маркет"

"Магнит" сообщает о начале регистрации новых продавцов на маркетплейсе "Магнит Маркет" (KazanExpress). Прием селлеров был приостановлен в середине 2022 года из-за недостатка складских площадей. Теперь, благ...

Дептранс Москвы зарегулирует работу курьеров

В Москве прошла встреча, на которой Департамент транспорта, Центр организации дорожного движения (ЦОДД) и крупнейшие игроки рынка доставки обсудили стандарты работы курьеров и их дальнейшее развитие. ...

ВкусВилл внедрил приём платежей с технологией Tap-on-Phone

В бесплатной доставке ВкусВилл покупателям доступен новый способ оплаты покупки при получении. Приём платежей осуществляется с технологией Tap-on-Phone, которая позволяет курьерам принимать бесконтактную оплату...

В Lamoda рассказали об офлайн-планах маркетплейса

Маркетплейс Lamoda отчитался о развитии своего офлайн-направления. Компания открыла 50 магазинов спортивных товаров под брендом Lamoda Sport. Новые точки уже доступны жителям Москвы, Санкт-Петербурга, Красн...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.