Топ-5 ниш для торговли на маркетплейсах: аналитика
Игорь Бахарев
Количество селлеров, торгующих на маркетплейсах, за первый квартал 2022 года выросло на 27% к предыдущему кварталу - таковы данные сервиса по автоматизации торговли на маркетплейсах Avoshop. Аналитики компании составили рейтинг наиболее популярных товарных категорий среди продавцов по итогам января-марта. В топ-5 вошли детские товары, бытовая техника, товары повседневного спроса, fashion-сегмент и товары для животных.
1 место: детские товары - 25% рынка маркетплейсов
Чаще всего селлеры выбирают нишу товаров для детей. Причины - в стабильно высоком спросе, который объясняется всплеском рождаемости в предыдущие годы. Так, по оценкам Росстата, в 2020 году страна достигла исторического максимума по доле детей в общей численности населения - 22,4%.
"Детские товары популярны, потому что детей родители радуют всегда, даже в кризис, а себе готовы в чем-то отказать. Средний чек здесь, как правило, колеблется в пределах 500-600 рублей, что характерно для спонтанных покупок", - рассказывает Михаил Прошин, совладелец и руководитель отдела продаж компании Avoshop, занимающейся автоматизацией торговли на маркетплейсах.
2 место: товары повседневного спроса - 19% рынка маркетплейсов
Данная категория заметно усилила свои позиции на маркетплейсах в период пандемии и не теряет популярности: сегодня селлеры предлагают покупателям средства личной гигиены, бытовую химию, бакалею. В первую очередь это те товары, которыми потребители пользуются каждый день - здесь нет необходимости увидеть продукт живьем, чтобы принять решение о покупке.
"Еще одна привлекательная особенность товаров повседневного спроса для селлеров - это низкий процент возвратов. Кроме того, именно в этой категории очень хороший эффект дают различные акции: как правило, люди не упускают возможности купить привычную и знакомую продукцию не по необходимости, а просто из-за хорошей скидки", - отмечает Михаил Прошин.
3 место: бытовая техника и электроника - 18% рынка маркетплейсов
На третьем месте оказалась категория бытовой техники, причем чаще всего речь идет о небольших гаджетах: пылесосы, чайники, блендеры, светильники, фены, щипцы для волос, наушники, карты памяти - то есть то, что удобно забирать из пунктов выдачи заказов.
По данным AVOSHOP, оборот в этой категории за последний месяц вырос на 31%: на фоне кризиса многие решили вложиться в покупку техники, а цена на маркетплейсах, как правило, более привлекательна, нежели в рознице.
4 место: fashion-сегмент - 13% рынка маркетплейсов
Одежда и обувь для взрослых традиционно входят в пятерку лидеров среди популярных у селлеров категорий для продажи на маркетплейсах. Несмотря на довольно высокий процент возвратов, спрос на товары fashion-сегмента среди онлайн-покупателей растет: в марте оборот увеличился на 167%, а средний чек - на 52%, превысив 9 тысяч рублей.
По наблюдениям AVOSHOP, в первом квартале 2022 года в эту нишу стали активно заходить небольшие компании с собственным производством, для которых аренда площадей в торговых центрах слишком дорога.
"Выход на маркетплейсы вкупе с автоматизацией позволяет такому бизнесу кратно расширить аудиторию и нарастить популярность бренда. Например, в марте мы запустили двух таких клиентов на Wildberries: за три дня у обоих было по 200 заказов, а выручка - по 90 тысяч рублей. Мы помогли им загрузить около 3-4 тысяч карточек, что привело к хорошему росту продаж", - рассказывает Михаил Прошин.
5 место: товары для животных - 8% рынка маркетплейсов
Еще одна категория, которая отличается высокой стабильностью: по данным аналитического центра НАФИ, домашние животные есть у 49% россиян. Чаще всего селлеры предлагают корма и витамины для животных, однако за последний год на рынке выросла доля одежды, аксессуаров и игрушек для кошек и собак.
Интересно, что события последнего месяца, а именно уход некоторых производителей кормов для животных, спровоцировал всплеск интереса россиян к зоотоварам. В AVOSHOP отмечают, что желание приобрести товары для питомцев про запас привело к росту среднего чека на 29%, а средняя сумма онлайн-покупки превысила 11 тысяч рублей.
"Определить нишу для выхода на маркетплейс сегодня довольно просто: селлер-новичок может воспользоваться бесплатными инструментами, которые предоставляют сами площадки. Стоит учитывать и текущие задачи. Если компания хочет иметь стабильную прибыль от торговли на маркетплейсах, логично рассмотреть топ-5 категорий товаров. Если же продавец хочет быстро заработать - акцент нужно сделать на что-то трендовое и популярное или на сезонные товары. В любом случае с первого дня продаж необходимо вести свою аналитику. Преимущество в этом вопросе дает система автоматизации - она в любой момент покажет актуальное финансовое состояние компании в различных разрезах. Соответственно, продавец вовремя сможет понять, какой товар "взлетел", а какой - провалился", - добавляет Михаил Прошин.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте