Рынок электронных подарочных карт 2019-2020
Игорь Бахарев
Российский рынок подарочных карт оценивают в 5,6 млрд долларов и доля электронных подарочных карт уже составляет порядка 30 %. Сегодня электронные подарочные карты представлены в продаже у 22 из ТОП-100 российских онлайн-ритейлеров. Такие данные содержатся в результатах исследования Digift, в котором компания ежегодно анализирует тренды развития рынка и оценивает удобство электронных подарочных карт крупнейших интернет-магазинов.
Результаты исследования
Активно растет уровень распространенности электронных подарочных карт, в том числе и в офлайн бизнесе
Среди ТОП-100 онлайн ритейлеров электронные подарочные карты представлены в продаже у магазинов: «OZON», «Lamoda», «Эльдорадо», «Детский мир», «IKEA», «Спортмастер», «Холодильник.ру», «220-Вольт», «re:Store», «ЦУМ», «Hoff», «Л'Этуаль», «585 Золотой», «Rendez-Vous», «Перекресток», «Рив Гош», «Sunlight», «Дочки-Сыночки», «Азбука Вкуса», «Zara», «Акушерство.ру» и «Комус».
В целом, в российском ритейле в настоящий момент электронные подарочные карты чаще всего представлены в интернет-магазинах по продаже одежды, обуви и аксессуаров (16%); косметики (16%); детских товаров (10%), а также среди сервисов по продаже авиа/жд билетов (10%).
В карантин электронные подарочные карты стали появляться и в традиционном офлайн-бизнесе: ресторанах, отелях, салонах красоты, развлекательных комплексах. Лояльная аудитория приобретала сертификаты в том числе и для того, чтобы поддержать любимое заведение – купить карту онлайн сейчас, а воспользоваться тогда, когда его двери будут вновь открыты для клиентов.
Самый удобный сервис с точки зрения функциональности, простоты покупки и использования карты сегодня у «Рив Гош». Также в тройку лидеров вошли «OZON» и «Азбука вкуса».
Электронную подарочную карту «Рив Гош» легко найти на сайте – ссылка на покупку размещена на главной странице сайта до скролла, в том числе в мобильной версии сайта и в приложении. Сервис имеет расширенные возможности для покупателя и получателя, например, возможность загрузки фото, праздничное получение подарка в виде анимированного конверта, мгновенная активация, применение на кассе с экрана смартфона.
Из трендов развития сервиса электронных подарочных карт можно отметить следующие:
-
Многоканальность карты: ей можно воспользоваться как в розничном магазине, так и онлайн. В условиях пандемии и изменения потребительских привычек, прием карты в интернет-магазине становится особенно актуальным.
-
Подарочное оформление карты: загрузка фото, ввод именного поздравления, праздничное получение и анимированная «распаковка» подарка.
По данным Digift, в среднем около 20 % клиентов загружают свой дизайн карты при отправке подарочной карты. При этом, такой функционал есть только у 7 из 22 крупнейших интернет-магазинов.
- Бесконтактное применение карты с экрана телефона и возможность сохранить ее в кошельке Apple и Google, без необходимости предъявлять карту в распечатанном виде.
- Мгновенная активация: электронной подарочной картой можно воспользоваться сразу после получения, а не ждать вплоть до 5 рабочих дней, пока сертификат будет активирован.
- Предпросмотр перед отправкой позволяет клиенту увидеть, как будет выглядеть подарок для получателя.
- Упрощенная покупка без необходимости регистрации на сайте. Клиент последовательно вводит данные заказа и сразу переходит к оплате.
- Возможность выбрать получателя – отправить карту себе или в подарок. Доставка карты на свой email позволяет вручить карту лично. Кроме того, подарочные карты могут быть использованы как инструмент стимулирования продаж. По данным Blackhawk Network's, в США треть покупателей приобретает карты для собственного использования – это позволяет им получить дополнительные скидки и баллы в программах лояльности.
Пандемия привела к росту продаж
В связи с пандемией ритейлеры отмечают существенное повышение продаж электронных подарочных карт. Так, в апреле рост продаж карт с виджетов партнеров Digift составил 250% относительно прошлогодних показателей. А в мае он достиг 450% к маю 2019. И как отмечают ритейлеры, рост продолжается. Это подтверждает и аналитика Criteo, согласно которой, из-за смены потребительских привычек в 2020 году россияне продолжат покупать и отправлять подарки онлайн.
Перевозчикова Татьяна, заместитель директора по маркетингу «Рив Гош»:
В первом полугодии 2020 года продажи электронных подарочных карт «Рив Гош» выросли в 2,5 раза к прошлому году. При этом в карантинные апрель и май продажи подскочили в 5,5 раз – клиенты активно выбирали вариант онлайн-подарка, так как поздравить человека лично не было возможности. Мы прогнозируем, что рост продолжится, причем как в сегменте b2c продаж, так и b2b.
Диджитализация подарочных карт – тренд, который уверенно развивается уже не первый год. А в этом году он стал еще активнее, меняются потребительские привычки, все больше людей пользуются различными онлайн-сервисами и заказывают товары онлайн. Поэтому мы придаем большое значение удобству нашего подарочного сервиса – карта «Рив Гош» мобильная, мультиканальная, бессрочная и активна сразу после получения. В ближайшей перспективе мы, совместно с нашим партнером Digift, планируем добавление еще ряда удобных и полезных функций.
Кухтенков Владислав, руководитель департамента по работе с юридическими лицами Л'Этуаль:
В этом году мы наблюдаем двузначные темпы роста продаж электронных подарочных сертификатов. Это обусловлено как карантинными мерами, так и общим трендом и интересу к цифровым продуктам. В нашем интернет-магазине клиент может купить и применить онлайн любой подарочный сертификат, электронный или пластиковый, оформив заказ с курьерской доставкой на дом или в офис. Это потрясающе удобно!
В корпоративном сегменте электронные сертификаты сегодня занимают от 50 до 70% продаж всех сертификатов. Для B2B сделок мы также реализовали удобное оформление заказов в личном кабинете с подписью документов с помощью Электронного документооборота. Благодаря ЭДО цикл сделки достигает 1-2 дней, а любой корпоративный заказчик может 24/7 оформить заказ. Мы считаем, что диджитализация в подарочных сертификатах только будет развиваться. При этом пластиковые сертификаты всё так же остаются актуальны, особенно на гендерные праздники и Новый год.
Елена Соболь, менеджер проекта подарочных карт, Hoff:
Если судить по продажам наших карт через различные агрегаторы, то электронные подарочные карты в период карантина существенно заменили продажи пластика. К тому же в этот период мы проводили мотивационные активности для продажи электронных карт, чтобы получить «резервные» денежные средства. В связи с чем компания смогла получить выручку на 20% больше относительно прошлого года. Доля продаж электронных карт, реализованных через партнерские каналы, в общем массиве также увеличилась до 60-70%.
Денис Егоров, директор по маркетингу Holodilnik.ru:
На мой взгляд, рынок электронных подарочных карт – часть активно развивающегося у нас в стране рынка e-commerce. Данный сервис востребован как в b2c и в b2b-сегменте. Как и в любом другом канале, мы стараемся постоянно улучшать качество сервиса, нашу экспертизу и условия покупки, которые мы предлагаем нашему покупателю, и почти двукратный рост продаж электронных сертификатов в этом году – одно из подтверждений того, что мы все делаем правильно.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте