Розничные книжные сети теряют покупателей на фоне растущего доминирования маркетплейсов

Игорь Бахарев
Офлайн-продажи книг в январе-августе 2025 года продемонстрировали отрицательную динамику. Согласно отчетам, падение варьируется от 6% до 18% в годовом сопоставлении. При этом средний чек в стационарных магазинах показывает разнонаправленную динамику, а доля онлайн-канала продолжает увеличиваться.
Ключевым трендом участники рынка называют перераспределение продаж в пользу маркетплейсов. Директор по маркетингу издательской группы "Альпина" Ирина Антонова констатирует, что доля таких продаж в ее компании достигла 65%.
"Перераспределение большинства покупок в пользу маркетплейсов, которые не занимаются продвижением чтения", - отмечает гендиректор магазина "Подписные издания" Михаил Иванов.
По его словам, из-за этой конкуренции в прошлом году закрылось более 200 книжных магазинов.
Номинальный рост оборота книжной розницы на 1,1% за первое полугодие, о котором сообщает президент Ассоциации книгораспространителей Светлана Зорина, обусловлен исключительно инфляцией и удорожанием себестоимости. "Данный рост в первую очередь можно связать с инфляцией и удорожанием книг", - говорит она. Экземплярные продажи при этом рухнули на 10,5%.
Рост цен на бумагу, печать, логистику и "постоянно меняющиеся требования законодательства" приводят к ежегодному подорожанию книг на 10-25%. Онлайн-сегмент, напротив, показывает рост. Выручка группы компаний "Литрес" от продажи цифровых книг выросла на 12%, а потребление онлайн-книг на пользователя в "Строках" увеличилось на 13%.
Подписаться на новости

Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте