Рост бизнеса на маркетплейсах через автоматизацию процессов FBS \ DBS

Игорь Бахарев

Продавая на маркетплейсах, многие предприниматели сталкиваются с трудностями при увеличении объемов продаж. Директор по продукту RDV маркет Евгений Подборский анализирует эти проблемы и рассказывает, как автоматизировать бизнес-процессы с помощью специализированного программного обеспечения. Такой подход позволит оптимизировать работу и избежать негативных последствий быстрого роста. 

Начиная торговать на маркетплейсах, любой бизнес рано или поздно сталкивается с проблемами масштабирования. Вместе с ростом количества заказов, расширением ассортимента и выходом на новые маркетплейсы, все сталкиваются с одними и теми же проблемами:

•       Большое количество заказов и, как следствие, ошибки при сборке;

•       Отмена заказов из-за несвоевременного обновления остатков;

•       Сложный учет заказов и результатов продаж;

Как следствие - невозможность продолжать работать по модели «со своего склада» при масштабировании так как не получается обработать выросшие объемы заказов.

Все это влечет за собой штрафы и в ряде случае блокировку личных кабинетов. Избежать подобных рисков поможет автоматизация. Но, если кому-то достаточно внедрить готовое решение и автоматизировать стандартный функционал продавцов на маркетплейсах, то для других важна более глобальная проработка и оптимизация бизнес-процессов компании, где без проекта по автоматизации не обойтись. 

 

Предпосылки автоматизации работы на маркетплейсах

Каждый селлер проходит один и тот же путь эволюции. Выбор ниши – принятие решений о складе и логистике – регистрация личных кабинетов и создание карточек товаров – первая пробная поставка, аналитика продаж и подпитка складов – продвижение (реклама, SEO и тд) – выход на FBS и DBS (выбор товаров, анализ требований к доставке, упаковке, маркировке, сопроводительным документам, поиск логистических партнеров) – экономика продаж (расчет прибыли, оптимизация расходов) – расширение ассортимента – управление бизнес-процессами при росте. При этом появляются вопросы, как контролировать эффективность и масштабировать процессы, как организовать коммуникацию внутренних подразделений? Вот на этом этапе уже необходимо задуматься об автоматизации процессов.

Сегодня все компании в той или иной степени становятся IT-компаниями. Традиционный ритейл вытесняется платформенной моделью – моделью маркетплейсов. Соответственно, роль IT-технологий и бюджеты, которые выделяются на развитие IT, многократно выросли за последние годы. Но важно не только внедрить IT-инструменты, нужно менять через них бизнес-модель и мышление внутри компании. Технологии помогают в достижении результатов, но не являются сами по себе его основой. 

 

Что можно и нужно автоматизировать в работе по модели FBS\DBS

Рутинные процессы обычно занимают очень много времени, здесь много мест для ошибок, а они останавливают развитие бизнеса. Это особенно важно при продажах со своего склада, потому что именно здесь больше всего процессов, задействовано много сотрудников и масса возможностей для ошибки.

Какие процессы можно настроить в рамках работы по модели FBS:

Автоматическое обновление остатков и цен.

Как только меняется количество товара на складе, приходит заказ на маркетплейсе, что-то покупается в интернет-магазине - система автоматом будет передавать новые остатки на все маркетплейсы, где представлен товар. При изменении цены товара, новая стоимость так же обновится на всех площадках автоматически. 

Сборку товаров под заказы.

Подключение терминалов сбора данных, настройка адресного хранения на складе может значительно увеличить эффективность ваших кладовщиков, а также снизить количество пересорта. Автоматизация, и в большей степени оптимизация складских процессов, позволит вам более эффективно работать и в других каналах продаж. 

Потоковую упаковку заказов.

Подключив сканер и принтер этикеток к 1С, можно упаковывать заказы просто сканируя штрихкод выбранного товара, а система автоматически подберет нужный заказ, а также получит и распечатает этикетку с площадки. Этот режим в разы ускоряет процесс упаковки товаров на складе. Если заказов много, то можно построить сразу несколько линий параллельно. 

Рост бизнеса на маркетплейсах через автоматизацию процессов FBS DBS - Word_241211182829.jpeg

 

Управление торговлей на всех маркетплейсах в едином окне

Автоматизация позволяет использовать учетную систему в качестве единого центра управления процессами работы на маркетплейсах и ваши сотрудники могут все делать в одном месте, без перемещений по разным личным кабинетам и системам. 

Финансовый учет и аналитику продаж.

Каждый маркетплейс использует разные схемы работы и имеет свою специфику. Чтобы привести их к общему знаменателю и провести аналитику продаж, необходим о потратить много сил и ресурсов. Автоматизация поможет загружать отчеты маркетплейсов в учетную систему и контролировать эффективность продаж. 

Работу с маркировкой "Честный знак".

Законодательство в этой части ужесточается, а количество товаров, подлежащих обязательно маркировке "Честный знак" - увеличивается. Система контролирует наличие маркировки у товаров, позволяет по запросам от маркетплейсов передавать на площадку маркировку по каждому товару в заказе. Также, с помощью системы можно упростить и процесс вывода марок из оборота, либо через заполнение типовых документов, либо через специальный отчет о всех маркированных товарах, проданных за период.

Для решения этих и других задач бизнеса на маркетплейсах мы разработали собственное решение для интеграции 1С с маркетплейсами. Оно позволяет управлять всеми процессами торговли на маркетплейсах в едином окне привычной системы 1С. Его можно настроить под требования и задачи каждого конкретного продавца, а также внедрить в уже существующую IT-инфраструктуру и бизнес-процессы компании.  

Рост бизнеса на маркетплейсах через автоматизацию процессов FBS DBS - Word_241211182946.jpeg

 

Эффект от автоматизации

Одним из факторов, который влияет на маржинальность бизнеса, является производительность труда сотрудников. Чем больше эффективных операций в единицу времени они делают, тем выше производительность. В свою очередь, производительность определяется несколькими факторами:

1.     Техническое оснащение. Сюда входит программное обеспечение, оборудование, инновации;

2.     Квалификация. Обучение сотрудников, понимание своей работы, понимание процессов компании и взаимодействия между подразделениями;

3.     Условия труда. Коллектив, атмосфера, режим отдыха, система управления. 

Автоматизация позволяет привести процессы к единой логике и осуществлять операционное управление из одного окна. Благодаря этому, можно быстро выйти на новые площадки за счет того, что не придется тратить большое количество времени обучению работы с площадкой. К примеру, если у вас уже настроена интеграция 1С и Wildberries, то при выходе на Ozon, Яндекс Маркет или Мегамаркет не придется подстраиваться под требования каждого маркетплейса - вы продолжаете работать в своей 1С и ваши процессы не меняются. Техническое оснащение позволит ускорить все процессы внутри компании и убрать рутинные операции.

Также, унификация процессов и их автоматизация дает еще один очень важных плюс - устраняет зависимость компании от конкретных сотрудников, а выход новых сотрудников и вступление в должность сильно ускоряет. Для многих становится большой проблемой, что процессы в том или ином подразделении знает один человек, а его уход сравним с катастрофой. Не редкими становятся случаи и шантажа со стороны недобросовестных сотрудников. Когда все хозяйственные операции зафиксированы в системе, когда алгоритм ведет процесс в нужную сторону, то становится прозрачным и учет трудозатрат, а именно - кто и сколько собрал и упаковал заказов, допустим, но это самый простой пример. 

Процесс цифровизации, осознанная работа с данными, накопление и анализ могут дать значительные результаты для развития и роста бизнеса. Но все это не возможно без продумывания стратегии, переупаковки процессов в цифровой плоскости, создания архитектуры решений, внедрения новых продуктов и инноваций. Это не быстрый процесс и большая работа, которой нужно заниматься на постоянно основе, чтобы получить положительный результат и реальное конкурентное преимущество. И чем быстрее начнется этот процесс, тем быстрее начнется трансформация компании в новую модель.

Материал по теме

Lamoda подвела итоги 2024 года и обозначила планы на 2025

Материал по теме

Электронные кошельки на маркетплейсах: каждый второй россиянин пользуется, но не все довольны

Материал по теме

Подарки не по вкусу: россияне возвращают и перепродают подаренные товары

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Яндекс" разрабатывает аналог Shopify для малого бизнеса

Компания "Яндекс" готовит к запуску конструктор интернет-магазинов, ориентированный на малый бизнес. Новый сервис, анонсированный командой "Поиска и рекламы", станет альтернативой канадской платформе Shopif...

Lamoda подвела итоги 2024 года и обозначила планы на 2025

Lamoda представила отчётность за прошлый год. Самые интересные цифры не раскрываются, но какая-то информация появилась.  Что раскрыли: Годовая клиентская база увеличилась на 514 тыс. пользовател...

Электронные кошельки на маркетплейсах: каждый второй россиянин пользуется, но не все довольны

Более половины россиян (52%) пользуются электронными кошельками или виртуальными картами на маркетплейсах и других интернет-платформах. Такие данные были получены в результате опроса, проведенного Роскачест...

Shein "отъел" долю у конкурентов: аналитика GlobalData

Китайский онлайн-ритейлер Shein стал самым быстрорастущим игроком на мировом рынке одежды в 2024 году, увеличив свою долю на 0,24 процентных пункта до 1,53%, сообщает аналитическая компания GlobalData. По мнени...

Продавцы "Мегамаркета" сообщили о снижении продаж

После того, как в начале 2025 года маркетппейс "Мегамаркет" перешел на новую модель работы, продавцы начали жаловаться на резкое падение продаж. Как рассказали селлеры изданию Shopper’s, сейчас продавцы обя...

Маркет запустил в Санкт-Петербурге сервис Ultima с премиальными товарами

Яндекс Маркет расширил географию премиального сервиса Ultima, запустив его в Санкт-Петербурге. Это второй город после Москвы, где стал доступен сервис, предлагающий более 1 миллиона товаров от ведущих миров...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.