Российский рынок eCommerce: аналитика ВЦИОМ

Игорь Бахарев

Семь из десяти респондентов (71%) совершали покупки в интернете за последний год. Согласно исследованию ВЦИОМ, каждый пятый (20%) делает это несколько раз в неделю и чаще, что говорит о формировании устойчивого потребительского поведения. Особенно активны в онлайн-шопинге молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет: 81% из них совершают онлайн-покупки регулярно.

Интересно отметить, что 55% россиян делают покупки в интернете несколько раз в месяц и чаще. Это свидетельствует о том, что онлайн-шопинг становится не просто способом приобрести товар, но и частью повседневной жизни.

Портрет онлайн-покупателя

Круг активных пользователей интернет-магазинов достаточно неоднороден. Женщины, молодежь и жители крупных городов чаще совершают покупки в сети. Так, 58% женщин регулярно делают онлайн-заказы, в то время как среди мужчин этот показатель составляет всего 21%. 

Также к активным онлайн-покупателям относятся россияне с высшим образованием (67%), люди с хорошим материальным положением (66%), работники коммерческих структур (73%) и жители Москвы и Санкт-Петербурга (74%).

Напротив, к категории "нечастых" онлайн-покупателей относятся: жители сельской местности (43%), люди старшего поколения (поколение застоя - 45%, поколение оттепели - 72%), а также те, кто имеет низкий доход (40%). Кроме того, менее склонны к онлайн-шопингу активные телезрители (84%), что может свидетельствовать о меньшей технологической подкованности этой группы населения.

Где покупают?

Маркетплейсы уверенно лидируют в онлайн-шопинге среди россиян. 92% опрошенных совершали покупки на таких платформах за последний год. Эта тенденция наблюдается во всех возрастных группах, независимо от пола, образования, уровня дохода и места жительства.

Цифровые доски объявлений (Авито, Юла и др.) и интернет-магазины отдельных компаний занимают второе и третье места по популярности. Соответственно, 20% и 19% респондентов совершали покупки на этих площадках. Социальные сети и мессенджеры пока не пользуются большой популярностью для онлайн-шопинга, лишь 5% опрошенных делают покупки таким образом.

Интересно отметить, что предпочтения покупателей могут различаться в зависимости от места жительства. Так, интернет-магазины отдельных компаний более популярны среди жителей крупных городов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга (29%). В то же время цифровые доски объявлений чаще используют жители городов-миллионников (26%) и мужчины (26% против 16% у женщин).

Что покупают в онлайне?

Несмотря на широкий ассортимент товаров, доступных для онлайн-покупок, российские потребители в среднем ограничиваются всего тремя категориями.

Одежда, обувь и аксессуары остаются безоговорочными лидерами предпочтений, их выбирают 55% онлайн-покупателей. Следом идут товары для дома и мебели (33%) и товары для красоты и здоровья (32%). Электроника, бытовая техника, книги, детские товары и товары для животных также пользуются стабильным спросом, но с меньшими показателями. При этом, продукты питания онлайн заказывают лишь 20% респондентов.

Анализ покупательского поведения позволил выделить три группы потребителей:

"Избирательные" (40%) покупают 1-2 категории товаров в интернете.

"Знающие меру" (41%) совершают покупки в 3-5 категориях.

"Всеядные" (19%) охватывают шесть и более категорий.

Между мужчинами и женщинами наблюдаются заметные различия в предпочтениях. Мужчины чаще выбирают товары длительного пользования: электронику, бытовую технику, автомобильные товары и товары для ремонта. Женщины же отдают предпочтение одежде, товарам для красоты, дома, детям и животным, а также книгам и товарам для хобби.

Как выбирают площадку?

Российские онлайн-покупатели при выборе товаров в первую очередь ориентируются на цену, отзывы других покупателей и удобство получения заказа. Так, 47% опрошенных назвали стоимость товара главным критерием, 46% – отзывы, а 32% – наличие удобных пунктов выдачи.

Женщины еще больше ценят мнение других покупателей: 51% для них отзывы важнее цены (цену назвали 46% респондентов). При этом россиянки чаще мужчин выбирают магазины с удобными пунктами выдачи (34% против 28%), а мужчины более внимательны к срокам доставки (20% против 14% у женщин) и брендам товаров (19% против 10%).

Выбор категории товара также влияет на приоритеты покупателей. Например, при покупке электроники, детских товаров, товаров для животных, хобби и книг отзывы других покупателей оказываются важнее цены (54%, 60%, 60%, 56% и 54% соответственно).

Материал по теме

Эмодзи, мемы и живой диалог: какого общения ждут ваши покупатели

Материал по теме

Авито запускает аналитику спроса для онлайн-продавцов

Материал по теме

"Иль де Ботэ" сокращает сроки доставки в регионы

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Онлайн-продажи в Петербурге выросли на 38%: продукты лидируют с долей 27%

Рынок онлайн-торговли в Санкт-Петербурге за январь–май 2025 года вырос на 38%, достигнув 278 млрд рублей. Доля eСommerce в общей рознице региона увеличилась с 18,1% до 23%, уверяют эксперты АКИТ. Лид...

"Автотор" создаст электромобиль для доставки

Калининградский завод "Автотор", известный сборкой иностранных автомобилей, впервые в своей истории готовится выпустить собственную модель — компактный электромобиль, ориентированный в первую очередь на ком...

ВШЭ: Рост платформенной экономики замедлится при жестком регулировании

Оборот цифровых платформ в России за три года вырос в 4,4 раза — с 2,5 трлн рублей в 2021 году до 10,9 трлн в 2024-м. Их доля в ВВП увеличилась с 1,9% до 5,5%, подсчитали эксперты НИУ ВШЭ в исследовании "Вк...

Amazon Prime Day 2025: итоги четырехдневной распродажи

С 8 по 11 июля 2025 года Amazon провела очередную распродажу Prime Day — на этот раз впервые растянутую сразу на четыре дня. Мероприятие завершилось впечатляющими результатами: по оценке Adobe In...

"Спортмастер" восстанавливает работу после потопа в дата-центре, но сбои сохраняются

"Спортмастер" постепенно восстанавливает работу онлайн-сервисов после аварии в дата-центре, вызванной ливнем в Москве. Однако, как сообщили в компании в воскресенье, некоторые технические сбои сохраняются. ...

Эмодзи, мемы и живой диалог: какого общения ждут ваши покупатели

65% россиян считают, что тон коммуникации влияет на восприятие компании. Более половины опрошенных (54%) хотят, чтобы бренды общались дружелюбно и человечно, 24% предпочитают формальный стиль, а 18% - кратк...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.