Российский рынок eCommerce: аналитика ВЦИОМ

Игорь Бахарев

Семь из десяти респондентов (71%) совершали покупки в интернете за последний год. Согласно исследованию ВЦИОМ, каждый пятый (20%) делает это несколько раз в неделю и чаще, что говорит о формировании устойчивого потребительского поведения. Особенно активны в онлайн-шопинге молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет: 81% из них совершают онлайн-покупки регулярно.

Интересно отметить, что 55% россиян делают покупки в интернете несколько раз в месяц и чаще. Это свидетельствует о том, что онлайн-шопинг становится не просто способом приобрести товар, но и частью повседневной жизни.

Портрет онлайн-покупателя

Круг активных пользователей интернет-магазинов достаточно неоднороден. Женщины, молодежь и жители крупных городов чаще совершают покупки в сети. Так, 58% женщин регулярно делают онлайн-заказы, в то время как среди мужчин этот показатель составляет всего 21%. 

Также к активным онлайн-покупателям относятся россияне с высшим образованием (67%), люди с хорошим материальным положением (66%), работники коммерческих структур (73%) и жители Москвы и Санкт-Петербурга (74%).

Напротив, к категории "нечастых" онлайн-покупателей относятся: жители сельской местности (43%), люди старшего поколения (поколение застоя - 45%, поколение оттепели - 72%), а также те, кто имеет низкий доход (40%). Кроме того, менее склонны к онлайн-шопингу активные телезрители (84%), что может свидетельствовать о меньшей технологической подкованности этой группы населения.

Где покупают?

Маркетплейсы уверенно лидируют в онлайн-шопинге среди россиян. 92% опрошенных совершали покупки на таких платформах за последний год. Эта тенденция наблюдается во всех возрастных группах, независимо от пола, образования, уровня дохода и места жительства.

Цифровые доски объявлений (Авито, Юла и др.) и интернет-магазины отдельных компаний занимают второе и третье места по популярности. Соответственно, 20% и 19% респондентов совершали покупки на этих площадках. Социальные сети и мессенджеры пока не пользуются большой популярностью для онлайн-шопинга, лишь 5% опрошенных делают покупки таким образом.

Интересно отметить, что предпочтения покупателей могут различаться в зависимости от места жительства. Так, интернет-магазины отдельных компаний более популярны среди жителей крупных городов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга (29%). В то же время цифровые доски объявлений чаще используют жители городов-миллионников (26%) и мужчины (26% против 16% у женщин).

Что покупают в онлайне?

Несмотря на широкий ассортимент товаров, доступных для онлайн-покупок, российские потребители в среднем ограничиваются всего тремя категориями.

Одежда, обувь и аксессуары остаются безоговорочными лидерами предпочтений, их выбирают 55% онлайн-покупателей. Следом идут товары для дома и мебели (33%) и товары для красоты и здоровья (32%). Электроника, бытовая техника, книги, детские товары и товары для животных также пользуются стабильным спросом, но с меньшими показателями. При этом, продукты питания онлайн заказывают лишь 20% респондентов.

Анализ покупательского поведения позволил выделить три группы потребителей:

"Избирательные" (40%) покупают 1-2 категории товаров в интернете.

"Знающие меру" (41%) совершают покупки в 3-5 категориях.

"Всеядные" (19%) охватывают шесть и более категорий.

Между мужчинами и женщинами наблюдаются заметные различия в предпочтениях. Мужчины чаще выбирают товары длительного пользования: электронику, бытовую технику, автомобильные товары и товары для ремонта. Женщины же отдают предпочтение одежде, товарам для красоты, дома, детям и животным, а также книгам и товарам для хобби.

Как выбирают площадку?

Российские онлайн-покупатели при выборе товаров в первую очередь ориентируются на цену, отзывы других покупателей и удобство получения заказа. Так, 47% опрошенных назвали стоимость товара главным критерием, 46% – отзывы, а 32% – наличие удобных пунктов выдачи.

Женщины еще больше ценят мнение других покупателей: 51% для них отзывы важнее цены (цену назвали 46% респондентов). При этом россиянки чаще мужчин выбирают магазины с удобными пунктами выдачи (34% против 28%), а мужчины более внимательны к срокам доставки (20% против 14% у женщин) и брендам товаров (19% против 10%).

Выбор категории товара также влияет на приоритеты покупателей. Например, при покупке электроники, детских товаров, товаров для животных, хобби и книг отзывы других покупателей оказываются важнее цены (54%, 60%, 60%, 56% и 54% соответственно).

Материал по теме

"eCom к 2027: как отыскать ценность вокруг товара, сервиса и контент"

Материал по теме

INFOLine: к концу года доля онлайна в ритейле вырастет до 20,6%

Материал по теме

Мегамаркет запустил новый медиа-проект для покупателей

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"eCom к 2027: как отыскать ценность вокруг товара, сервиса и контент"

5 декабря в 18:30 в офисе разработчика eCom- и data-решений АЭРО состоится митап на тему: "eCom к 2027: как отыскать ценность вокруг товара, сервиса и контент".   Программа будет состоять из 3 блоков:   ...

INFOLine: к концу года доля онлайна в ритейле вырастет до 20,6%

Российский потребитель уже полностью освоил омниканальную модель поведения, заявил Михаил Бурмистров, генеральный директор "INFOLine-Аналитика", в ходе конференции о готовой еде и СТМ "В чем соль?". По его ...

Российские покупатели могут потратить на 20% больше во время Черной пятницы

Бренды активно прогревают аудиторию к Черной пятнице — каждый год за каждого покупателя идет ожесточенная борьба. По прогнозам партнерской сети Admitad, в этом году российские покупатели будут тратить на он...

Мегамаркет запустил новый медиа-проект для покупателей

Мегамаркет представил новый проект - "Журнал", направленный на помощь покупателям при выборе товаров. Основная цель нового медиаресурса - предоставить пользователям полезную информацию о товарах и услугах, ...

"Стокманн" дорос до маркетплейса

Российский fashion-ритейлер "Стокманн" объявил о планах превратить свой интернет-магазин в полноценный маркетплейс. На платформе появятся не только собственные товары, но и продукция других брендов и произв...

Wildberries наращивает присутствие в Узбекистане

Wildberries продолжает активно развиваться на узбекском рынке. По словам главы представительства в Узбекистане Акмаля Примкулова, компания отмечает стабильный рост интереса покупателей к местной продукции. ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.