Российский рынок eCommerce: аналитика ВЦИОМ

Игорь Бахарев

Семь из десяти респондентов (71%) совершали покупки в интернете за последний год. Согласно исследованию ВЦИОМ, каждый пятый (20%) делает это несколько раз в неделю и чаще, что говорит о формировании устойчивого потребительского поведения. Особенно активны в онлайн-шопинге молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет: 81% из них совершают онлайн-покупки регулярно.

Интересно отметить, что 55% россиян делают покупки в интернете несколько раз в месяц и чаще. Это свидетельствует о том, что онлайн-шопинг становится не просто способом приобрести товар, но и частью повседневной жизни.

Портрет онлайн-покупателя

Круг активных пользователей интернет-магазинов достаточно неоднороден. Женщины, молодежь и жители крупных городов чаще совершают покупки в сети. Так, 58% женщин регулярно делают онлайн-заказы, в то время как среди мужчин этот показатель составляет всего 21%. 

Также к активным онлайн-покупателям относятся россияне с высшим образованием (67%), люди с хорошим материальным положением (66%), работники коммерческих структур (73%) и жители Москвы и Санкт-Петербурга (74%).

Напротив, к категории "нечастых" онлайн-покупателей относятся: жители сельской местности (43%), люди старшего поколения (поколение застоя - 45%, поколение оттепели - 72%), а также те, кто имеет низкий доход (40%). Кроме того, менее склонны к онлайн-шопингу активные телезрители (84%), что может свидетельствовать о меньшей технологической подкованности этой группы населения.

Где покупают?

Маркетплейсы уверенно лидируют в онлайн-шопинге среди россиян. 92% опрошенных совершали покупки на таких платформах за последний год. Эта тенденция наблюдается во всех возрастных группах, независимо от пола, образования, уровня дохода и места жительства.

Цифровые доски объявлений (Авито, Юла и др.) и интернет-магазины отдельных компаний занимают второе и третье места по популярности. Соответственно, 20% и 19% респондентов совершали покупки на этих площадках. Социальные сети и мессенджеры пока не пользуются большой популярностью для онлайн-шопинга, лишь 5% опрошенных делают покупки таким образом.

Интересно отметить, что предпочтения покупателей могут различаться в зависимости от места жительства. Так, интернет-магазины отдельных компаний более популярны среди жителей крупных городов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга (29%). В то же время цифровые доски объявлений чаще используют жители городов-миллионников (26%) и мужчины (26% против 16% у женщин).

Что покупают в онлайне?

Несмотря на широкий ассортимент товаров, доступных для онлайн-покупок, российские потребители в среднем ограничиваются всего тремя категориями.

Одежда, обувь и аксессуары остаются безоговорочными лидерами предпочтений, их выбирают 55% онлайн-покупателей. Следом идут товары для дома и мебели (33%) и товары для красоты и здоровья (32%). Электроника, бытовая техника, книги, детские товары и товары для животных также пользуются стабильным спросом, но с меньшими показателями. При этом, продукты питания онлайн заказывают лишь 20% респондентов.

Анализ покупательского поведения позволил выделить три группы потребителей:

"Избирательные" (40%) покупают 1-2 категории товаров в интернете.

"Знающие меру" (41%) совершают покупки в 3-5 категориях.

"Всеядные" (19%) охватывают шесть и более категорий.

Между мужчинами и женщинами наблюдаются заметные различия в предпочтениях. Мужчины чаще выбирают товары длительного пользования: электронику, бытовую технику, автомобильные товары и товары для ремонта. Женщины же отдают предпочтение одежде, товарам для красоты, дома, детям и животным, а также книгам и товарам для хобби.

Как выбирают площадку?

Российские онлайн-покупатели при выборе товаров в первую очередь ориентируются на цену, отзывы других покупателей и удобство получения заказа. Так, 47% опрошенных назвали стоимость товара главным критерием, 46% – отзывы, а 32% – наличие удобных пунктов выдачи.

Женщины еще больше ценят мнение других покупателей: 51% для них отзывы важнее цены (цену назвали 46% респондентов). При этом россиянки чаще мужчин выбирают магазины с удобными пунктами выдачи (34% против 28%), а мужчины более внимательны к срокам доставки (20% против 14% у женщин) и брендам товаров (19% против 10%).

Выбор категории товара также влияет на приоритеты покупателей. Например, при покупке электроники, детских товаров, товаров для животных, хобби и книг отзывы других покупателей оказываются важнее цены (54%, 60%, 60%, 56% и 54% соответственно).

Материал по теме

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Материал по теме

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

Материал по теме

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.