Российский рынок eCommerce: аналитика ВЦИОМ

Игорь Бахарев

Семь из десяти респондентов (71%) совершали покупки в интернете за последний год. Согласно исследованию ВЦИОМ, каждый пятый (20%) делает это несколько раз в неделю и чаще, что говорит о формировании устойчивого потребительского поведения. Особенно активны в онлайн-шопинге молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет: 81% из них совершают онлайн-покупки регулярно.

Интересно отметить, что 55% россиян делают покупки в интернете несколько раз в месяц и чаще. Это свидетельствует о том, что онлайн-шопинг становится не просто способом приобрести товар, но и частью повседневной жизни.

Портрет онлайн-покупателя

Круг активных пользователей интернет-магазинов достаточно неоднороден. Женщины, молодежь и жители крупных городов чаще совершают покупки в сети. Так, 58% женщин регулярно делают онлайн-заказы, в то время как среди мужчин этот показатель составляет всего 21%. 

Также к активным онлайн-покупателям относятся россияне с высшим образованием (67%), люди с хорошим материальным положением (66%), работники коммерческих структур (73%) и жители Москвы и Санкт-Петербурга (74%).

Напротив, к категории "нечастых" онлайн-покупателей относятся: жители сельской местности (43%), люди старшего поколения (поколение застоя - 45%, поколение оттепели - 72%), а также те, кто имеет низкий доход (40%). Кроме того, менее склонны к онлайн-шопингу активные телезрители (84%), что может свидетельствовать о меньшей технологической подкованности этой группы населения.

Где покупают?

Маркетплейсы уверенно лидируют в онлайн-шопинге среди россиян. 92% опрошенных совершали покупки на таких платформах за последний год. Эта тенденция наблюдается во всех возрастных группах, независимо от пола, образования, уровня дохода и места жительства.

Цифровые доски объявлений (Авито, Юла и др.) и интернет-магазины отдельных компаний занимают второе и третье места по популярности. Соответственно, 20% и 19% респондентов совершали покупки на этих площадках. Социальные сети и мессенджеры пока не пользуются большой популярностью для онлайн-шопинга, лишь 5% опрошенных делают покупки таким образом.

Интересно отметить, что предпочтения покупателей могут различаться в зависимости от места жительства. Так, интернет-магазины отдельных компаний более популярны среди жителей крупных городов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга (29%). В то же время цифровые доски объявлений чаще используют жители городов-миллионников (26%) и мужчины (26% против 16% у женщин).

Что покупают в онлайне?

Несмотря на широкий ассортимент товаров, доступных для онлайн-покупок, российские потребители в среднем ограничиваются всего тремя категориями.

Одежда, обувь и аксессуары остаются безоговорочными лидерами предпочтений, их выбирают 55% онлайн-покупателей. Следом идут товары для дома и мебели (33%) и товары для красоты и здоровья (32%). Электроника, бытовая техника, книги, детские товары и товары для животных также пользуются стабильным спросом, но с меньшими показателями. При этом, продукты питания онлайн заказывают лишь 20% респондентов.

Анализ покупательского поведения позволил выделить три группы потребителей:

"Избирательные" (40%) покупают 1-2 категории товаров в интернете.

"Знающие меру" (41%) совершают покупки в 3-5 категориях.

"Всеядные" (19%) охватывают шесть и более категорий.

Между мужчинами и женщинами наблюдаются заметные различия в предпочтениях. Мужчины чаще выбирают товары длительного пользования: электронику, бытовую технику, автомобильные товары и товары для ремонта. Женщины же отдают предпочтение одежде, товарам для красоты, дома, детям и животным, а также книгам и товарам для хобби.

Как выбирают площадку?

Российские онлайн-покупатели при выборе товаров в первую очередь ориентируются на цену, отзывы других покупателей и удобство получения заказа. Так, 47% опрошенных назвали стоимость товара главным критерием, 46% – отзывы, а 32% – наличие удобных пунктов выдачи.

Женщины еще больше ценят мнение других покупателей: 51% для них отзывы важнее цены (цену назвали 46% респондентов). При этом россиянки чаще мужчин выбирают магазины с удобными пунктами выдачи (34% против 28%), а мужчины более внимательны к срокам доставки (20% против 14% у женщин) и брендам товаров (19% против 10%).

Выбор категории товара также влияет на приоритеты покупателей. Например, при покупке электроники, детских товаров, товаров для животных, хобби и книг отзывы других покупателей оказываются важнее цены (54%, 60%, 60%, 56% и 54% соответственно).

Материал по теме

UX/UI-аудит ювелирного интернет-магазина: как найти барьеры в пользовательском опыте с помощью методов карточной сортировки и «вопросов-историй»?

Материал по теме

Маркетплейсы делают ставку на бизнес: b2b и b2g продажи растут рекордными темпами

Материал по теме

Россияне готовы отказаться от карт маркетплейсов без скидок

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

UX/UI-аудит ювелирного интернет-магазина: как найти барьеры в пользовательском опыте с помощью методов карточной сортировки и «вопросов-историй»?

current-theme

Россияне готовы отказаться от карт маркетплейсов без скидок

current-theme

Как упаковка меняет правила игры на рынке электронной коммерции

current-theme

68% готовы купить премиальные товары сразу на маркетплейсе

current-theme

Онлайн остается главным каналом зимнего шопинга в России

current-theme

В Узбекистане запустили сервис онлайн-жалоб от покупателей

current-theme

Т-Банк и Магнит начали проверять возраст покупателей онлайн

current-theme

Стоимость трафика в eСommerce растёт: как маркетплейсы борются за клиентов и оптимизируют рекламу

current-theme

Прогноз MAR CONSULT: К 2035 году eСommerce будет продавать качество цифровой связи с потребителем

current-theme

Онлайн-чеки в супермаркетах вдвое превысили офлайн

current-theme

СДЭК вывел первых клиентов на маркетплейс Fatio в ОАЭ

current-theme

Недостоверные описания, брак и подделки: что раздражает россиян в интернет-магазинах

Актуальное сейчас

UX/UI-аудит ювелирного интернет-магазина: как найти барьеры в пользовательском опыте с помощью методов карточной сортировки и «вопросов-историй»?

Многие пользователи начинают выбирать украшение, но не завершают заказ. Почему так происходит и как это исправить? Веб-аналитики ArrowMedia Ирина Орлова и Анастасия Ольховская рассказывают, как с помощью UX/U...

Маркетплейсы делают ставку на бизнес: b2b и b2g продажи растут рекордными темпами

Крупные маркетплейсы пошли на активное расширение и решили развивать продажи для бизнеса и госструктур. В 2025 году совокупный оборот продаж товаров бизнесу и госструктурам через маркетплейсы и интернет-мага...

Россияне готовы отказаться от карт маркетплейсов без скидок

Более 25% покупателей готовы отказаться от карт маркетплейсов, если исчезнут привилегии при оплате. Такой вывод содержится в исследовании платежного сервиса "Апельсин". Однако многие пользователи заявляют, ч...

Как упаковка меняет правила игры на рынке электронной коммерции

Развитие электронной коммерции стало драйвером масштабных изменений в логистике и складской инфраструктуре. В условиях высоких темпов роста онлайн-продаж (+45% в количестве заказов в 2024 году) фулфилмент-це...

68% готовы купить премиальные товары сразу на маркетплейсе

Бренды премиум-сегмента с осторожностью относятся к работе на маркетплейсах: факт продажи на Ozon или Wildberries размывает статус бренда. Исследование высокодоходной аудитории Easy Commerce показало: 95% опр...

Topshop готовит первый в мире AI-показ мод с мгновенной покупкой

Британский бренд одежды Topshop готовит первый в мире показ мод с применением AI, где одежду можно будет покупать сразу во время просмотра. Шоу Runway to the Future пройдет 26 февраля 2026 года в Манчестере ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.