Россия на экспорт: как российские регионы сотрудничают с Alibaba

Игорь Бахарев
В последнее время региональные власти активно сотрудничают с иностранными интернет-площадками, продвигая товары российских компаний на зарубежные рынки. Новости на эту тему приходят постоянно. Например, как следует из сообщения на официальном портале Ленинградской области, продукция местных предприятий появится на Alibaba. Договор о сотрудничестве между сторонами был подписан генеральным директором АНО "Центр развития промышленности Ленинградской области" Андреем Пивинским и генеральным директором ООО "ПА Логистикс" (официальный партнёр китайской компании) Борисом Нейманом на Российском инвестиционном форуме. Китайская сторона обязалась размещать и продвигать продукцию на своей онлайн-площадке.

Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП) объявил о том, что поможет региональным предприятиям организовать бизнес на Alibaba.com, Amazon.com, eBay.com и других сайтах. Работать с бизнесом в этом направлении будет Центр поддержки экспорта.

Предпринимателей будут консультировать по организации экспорта товаров через онлайн-площадки и обучать работе с ними. Расходы по регистрации аккаунта, подготовке и размещению информации о товаре на иностранных языках, сервисному обслуживанию и продвижению фонд возьмет на себя.

Центр развития экспорта Приморского края недавно запустил электронную витрину товаров местных производителей на Аlibaba.com. Этим каналом продаж уже воспользовались 10 приморских компаний. В числе товаров, пользующихся спросом в Китае называют шоколад ручной работы из Владивостока, мармелад и печенье, морепродукты с острова Русский, одноразовая деревянная посуда, биологически активные добавки, косметика и другая продукция.

Директор Центра развития экспорта Приморского края Евгений Никифоров считает, что витрина, прежде всего, будет полезна начинающим производителям, которые только планируют выход на иностранные рынки и не имеют опыта внешнеэкономической деятельности. Главное преимущество заключается в том, что им не требуется привлекать дополнительные средства для продвижения своих товаров, так как все расходы на содержание аккаунта несет ЦРЭ.
"Разослать предложения всем потенциальным партнерам в разных странах или посетить их с выставками невозможно и достаточно дорого. А интернет-площадка позволяет продвигать свою продукцию в ежедневном режиме без лишних затрат. При этом далеко не каждый предприниматель, особенно когда речь идет о малом и среднем бизнесе, может позволить себе содержать собственный аккаунт на Аlibaba. Поэтому мы создали единую электронную витрину и позиционируем ее как место, где демонстрируется потенциал приморских компаний, где можно показать товар и его особенности", - говорит Никифоров.
Центр поддержки экспорта Волгоградской области начал помогать малому бизнесу региона выходить со своим товаром на Alibaba.com. В комитете экономической политики и развития области рассказывают, что одними из первых воспользовались такой услугой "Камышинский опытный завод", фабрика "Стеклопласт" и местная деревообрабатывающая компания. В волгоградском ЦПЭ организуют обучающие семинары и мастер-классы для компаний, проводят зарубежные бизнес-миссии, а также оказывает консультационную поддержку на бесплатной основе.
"Сегодня очевидно, что продавать лучше всего там, где есть высокая концентрация потенциальных покупателей", - объясняет министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Казакова.  Только на сайте Alibaba.com зарегистрировано более 260 млн человек из 240 стран. Именно этим, по мнению чиновника, и сильны зарубежные площадки. И именно по этой причине региональные власти пытаются помочь компаниям региона выйти на новые рынки.
То, что российская продукция локальных предприятий попадет на такую площадку, как Alibaba- несет в себе пользу как и отдельно взятому предприятию, так и экономике региона в целом, отмечает первый вице президент Опоры России Павел Сигал.
"Здесь необходимо понимать, что выход российской продукции на международные рынки может дать толчек в дальнейшем развитии такого рода возможностей, позволит иностранным покупателям ознакомиться с российской продукцией. Если продукция российских производителей себя хорошо зарекомендует, то это может повысить спрос на российские товары, а значит привлечь большее количество производителей на площадку. А это дает дополнительные прибыли региональным предприятиям", - добавляет эксперт.
Исследование eBay и Data Insight за 2018 показало, что лидирующие позиции по экспорту на данный момент занимают Москва и Санкт-Петербург, а это значит, что наибольший потенциал для развития экспорта находится именно в регионах, напоминает генеральный директор eBay в России, Израиле и на развивающихся рынках Европы Илья Кретов.

В августе 2018 года eBay совместно с Российским экспортным центром и Центром экспорта Ярославской области начали работу над проектом по развитию экспорта из регионов "Город экспорта", который был успешно запустился в прошлом декабре. Ярославль и Ярославская область стали отправной точкой и первым регионом из Восточной Европы в глобальной программе eBay Retail Revival по поддержке малого и среднего бизнеса. Ранее инициатива была успешно запущена в США, Великобритании, Германии, Италии и Канаде.

На протяжении нескольких месяцев эксперты eBay, РЭЦ и PayPal обучали 15 ярославских предпринимателей основам онлайн-продаж и логистики, инструментам по продвижению товаров на маркетплейсе и правилам оформления необходимых документов. Результатом проекта стала онлайн-витрина с более, чем 300 товарами от местных производителей, которая доступна для 179 миллионов покупателей eBay по всему миру.
"Витрина отражает все разнообразие производств в Ярославле и Ярославской области: от традиционной финифти и трикотажа до установок для тренировки теннисистов и складных водных велосипедов. Эксперты eBay продолжают консультировать продавцов по всем профильным вопросам, и в этом месяце запускаем в более чем 100 странах маркетинговую кампанию по продвижению товаров от ярославских производителей иностранным покупателям", - рассказывает Кретов.
Этот проект получил очень большой отклик в других регионах России. Как говорят в eBay, в компанию поступил шквал заявок из самых разных концов страны от Тюмени до Краснодара.
"Мы планируем запуск второго раунда проекта "Город Экспорта" в самое ближайшее время, регионами-участниками на этот раз станут Удмуртия и Новгородской область. Мы ждем новых участников и новых товаров, так как, считаем, что товары от региональных компаний имеют высокий потенциал на международном рынке, а у некоторых изделий нет мировых аналогов", - говорит Кретов.
Впрочем, не только региональные экспортные центры помогают бизнесу. Продавцы, для которых международная B2B электронная торговля в новинку и кажется трудоемкой, могут воспользоваться, например, услугами официальных сервисных партнеров Alibaba.com в России: PAL или MD-Insight. Есть и другие посредники.

Зачем среднему и мелкому бизнесу помощники при работе с зарубежными площадками? В первую очередь, для консультаций. Далеко не все могут сразу разобраться, что делать на незнакомой площадке, заточенной по далёкий от русского язык.

Посредники помогут открыть виртуальный магазин на площадке «под ключ», обучат сотрудников компании всем особенностям ведения деятельности на площадке, а также помогут повысить эффективность торговли на платформе.

"Несмотря на то, что площадка не взимает никаких комиссий за сгенерированные продажи, единственный фактор, останавливающий малых и средних предпринимателей от торговли на площадке – это финансовый входной порог (около $1400 в год за базовый аккаунт). Именно для ликвидации этого фактора региональные центры поддержки бизнеса оказывают предприятиям финансовую поддержку в открытии аккаунта. С помощью программы бизнес тестирует продажи, понимает что на площадке есть спрос, информация об этом распространяется по рынку и способствует выходу на экспорт многих других предприятий", - рассказывает Армен Манукян из РЭЦ.

Типичным примером удачного выхода на западный рынок можно назвать кейс сибирского дистрибутора меда и варенья, который стал поставщиком европейского ресторана с 2-мя звездами Мишлена.
"Но не стоит забывать, что экспортная интернет-торговля – это не только оптовый, но еще и розничный сегмент, где фактор, препятствующий выходу на экспорт – это вовсе не плата за аккаунт на торговой площадке. Основная задача, которая на данный момент стоит перед отраслью – это получение возможности подтверждения 0% НДС при розничном экспорте физическим лицам", - напоминает Манукян.
Пока что рынок интернет-торговли России, да и ЕАЭС вообще, не превышает 1% от общемирового. Несырьевой экспорт через онлайн-канал ещё крайне мал, признают все эксперты. По данным Data Insight,  за два последних года произошел почти двукратный рост объема этого рынка: с $430 до $746 млн. Количество отправлений по итогам года вырасло на 31% в годовом выражении. Илья Кретов предполагает, что потенциально рынок может вырасти в 25 раз и достигнуть $10 млрд.

Впрочем, эксперт напоминает, что компании, решающиеся начать экспортировать товар, должны учитывать, что розничный экспорт - это конкуренция с несколькими миллиардами товаров на нескольких десятках крупных маркетплейсов с несколькими десятками миллионов продавцов. Чтобы занять свою нишу - надо долго и успешно работать.
Материал по теме

WEE выведет российские бренды и товары в ОАЭ

Материал по теме

Доставка кофе с препятствиями: как онлайн-магазин кофе внедрял доставку в соседние страны

Материал по теме

Куда будут продавать российские экспортеры в 2023 году

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Цены на российском рынке онлайн-рекламы демонстрируют стремительный рост

Стоимость рекламных размещений на маркетплейсах в России за последние десять месяцев существенно увеличилась. По оценкам сооснователя и коммерческого директора Eshopmedia Ларисы Юстус, цены выросли в средне...

Первые итоги распродаж на крупнейших маркетплейсах: сводка

На начало ноября традиционно приходится старт крупнейших распродаж года. Всё начинается с "разогревочных" акций, которые на каждой крупной площадки проходят по-разному. 11 числа проходит распродажа в честь "...

Почта России запускает новую платформу для оптимизации доставки

Почта России представила новую платформу "Постмастер", призванную существенно улучшить работу курьерской службы. Разработанная дочерней компанией ПочтаТех, система упростит работу курьеров и диспетчеров, по...

Самокат встретил Чёрную пятницу "чёрным" ассортиментом

Онлайн-ритейлер Самокат в этом году решил подойти к традиционному сезону распродаж нестандартно. Вместо привычных скидок и акций, компания представила лимитированную линейку продуктов в чёрном цвете. ...

Wildberries повышает конкурентоспособность продавцов: новая функция для кастомизации витрин

Маркетплейс Wildberries расширяет возможности для продавцов, предоставляя новый инструмент для кастомизации витрин магазинов. Теперь продавцы смогут создать уникальный образ своего магазина на платформе, де...

Как правильно разрабатывать мотивационные трейд-маркетинговые B2B программы

Мотивационные программы для дистрибьюторов - это стабильно работающий инструмент повышения продаж, к которому постоянно обращается бизнес. Иногда приобретая на рынке готовые решения у экспертов, иногда самос...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.