RNC Pharma: Доля онлайна в российской фарме достигла исторического максимума
Игорь Бахарев
Общий объём онлайн-продаж (или бронирования на сайтах) продукции аптечного ассортимента в России по итогам 1 кв. 2022 г. составил 78,4 млрд. рублей. Рост продаж год-к-году составил 69,6%. При этом по итогам 2021 г. прирост достигал величины 52,7%. Об этом говорится в отчёте аналитической компании RNC Pharma.
В 1 квартале доля eСom-канала в общем объёме российской фармрозницы, включая продажи парафармацевтики также продолжила расти и достигла 16,2%. Суммарная выручка 20 крупнейших торговцев достигла 67,4 млрд. рублей. Сейчас крупнейшие компании объединяют 86% от общего объёма операций сегмента электронной торговли. Эксперты отмечают тенденцию концентрации на рынке, доля топовых компаний выросла на 0,5%.
"Масштаб бизнеса, все всяких сомнений, важен для возможностей развития, особенно в ситуации дефицита ликвидности на рынке. С большой долей уверенности можно заявлять, что до конца текущего года данная ситуация будет только усугубляться", - пишут исследователи в отчёте.
В марте 2022 г. фармацевтической рознице пришлось пережить довольно сложный период, связанный с ажиотажным спросом и тотальным дефицитом ликвидности на рынке, это не могло не отразиться на деятельности eСom-сегмента, напоминают в RNC Pharma.
"Справедливости ради надо отметить, что онлайн технически уже близок к потолку своего развития в рамках существующих ограничений на продажу рецептурного ассортимента. Причём вопрос не только в прямом выпадении значительной части выручки, но и невозможности полноценного запуска системы доставки - экономика процесса оправдана только от определённой суммы заказа, а в условиях искусственного ограничения ассортимента в онлайн рост среднего чека естественно ограничен", - заключают эксперты.
Крупнейшие игроки рынка
Позиции участников рейтинга в рамках первой тройки не изменились, по-прежнему абсолютным лидером выступает "Аптека.ру", по состоянию на 1 апреля 2022 г. организация объединяла порядка 24,1 тыс. аптечных учреждений и с точки зрения рыночной доли более чем в три раза опережает ближайших преследователей сегмента eСom. Правда с точки зрения динамики продаж лидер растёт заметно медленнее средних отраслевых показателей, а также кратно отстаёт от конкурентов. Но, учитывая внушительный отрыв, позиции компании в топе в ближайшие несколько лет едва ли что-то угрожает. "Здравсити", как наиболее близкий с точки зрения бизнес-модели конкурент по итогам анализируемого периода расположился на 4-м месте, с точки зрения количественного состава организация несколько отстаёт от лидера, компания объединяет 20,2 тыс. точек, при этом игрок один из лидеров за период с точки зрения динамики, относительно 1 кв. 2021 г. выручка выросла в 2,6 раза.
Абсолютным лидером по показателю прироста продаж стала "Ригла", за год компания увеличила объём операций в eСommerce в 2,7 раза. Сопоставимыми темпами наращивают оборот самарская "Вита" (рост в 2,6 раза) и, вернувшаяся к историческому названию, "Еаптека" (в 2,3 раза).
Пример отрицательной динамики среди топовых компаний был только один, на 6% сократился объём операций "Имплозии", не очень хорошо чувствовал себя так же он-лайн проект "АСНА", здесь динамика зафиксирована на уровне 5%, но учитывая, что это почти в 14 раз ниже среднеотраслевой динамики, записывать этот период себе в актив довольно сложно.
ТОР-20 аптечных сетей и объединений по доле продаж через собственные он-лайн сервисы по итогам 1 кв. 2022 г.
Подписаться на новости
Прочитаете,
когда вам будет удобно
Свежий дайджест из мира
eCommerce у вас в почте