Меню

Рейтинг Infoline Retail TOP-100: как изменился рынок в 2020 году

Игорь Бахарев

На онлайн-конференции "Яндекс для FMCG" генеральный директор агентства Infoline Иван Федяков рассказал о тенденциях в современном ритейле, возникших на фоне пандемии COVID-19. Кризис 2020 года оказался глубже, чем те, которые Россия пережила раньше. Если в 2008 году падение розничного товарооборота в стране составило 10%, то в 2015 - уже 15%, а в апреле 2020 - 30%. Несмотря на то, что летом, со снятием ограничений рынок начал восстанавливаться, по данным на сентябрь он все еще в среднем на 3% ниже показателя прошлого года.

Если рассматривать по сегментам, то катастрофическая ситуация сложилась на рынке общественного питания (все заведения в период карантина были закрыты), одежды (около 80% магазинов не работало). При этом, к примеру, сегмент бытовой техники и электроники вырос за счет необходимости работать из дому: увеличились продажи компьютеров и это поддержало объем продаж. За весь период кризиса в целом, продажи БТиЭ выросли по сравнению с прошлым годом. 

В сегменте продуктов питания и алкоголя работа магазинов не была ограничена. К тому же не работали заведения общественного питания, и люди вынуждены были готовить самостоятельно. В результате продажи FMCG показали высокий рост.

120959569_358215345531330_3651326425986554905_n.jpg

Но абсолютно во всех сегментах, даже в тех, что показали отрицательную динамику, вырос объем продаж через интернет. И это неудивительно, поскольку для большинства сегментов это был единственный способ удовлетворить потребности покупателей.

"Аудитория интернет-покупателей в нашей стране резко увеличилось - почти на 40%. Сегодня это 63 миллиона россиян, которые регулярно что-то покупают через интернет. И, несмотря на то что в целом сейчас как бы ситуация стала успокаивается, стали работать физически магазины, и многие покупатели в них, естественно, вернулись, мы видим, что запрос на покупки дистанционные почти в два раза выше, чем в докризисный период. Он, конечно, ниже чем в наиболее острую фазу кризиса, но он продажи продолжают оставаться в существенно положительной зоне, и уже начало осени нам показывает, что после возвращения потребительской активности очень многие покупатели возвращаются в интернет магазины и выбирают именно этот канал покупок для себя как основной. Это, конечно же влияет на развитие торговых сетей", - рассказывает Федяков.

Структура рынка и основные игроки

В структуре рынка начала 2015 года около 30% от товарооборота приходилось на долю 100 крупнейших торговых сетей нашей страны. А в первом полугодии 2020 года - это уже около 50%. Столь феноменальные темпы роста, конечно, обусловлены последними драматическими событиями. Крупные торговые сети приняли на себя потоки покупателей. Особенно наглядно это демонстрирует ТОП-10 ритейлеров с самым большим приростом объемов продаж по сравнению с докризисным периодом.

Разумеется, на их рост повлияла не только пандемия. Эти компании и раньше активно открывали новые магазины, развивали омниканальную стратегию своей деятельности и, благодаря инвестициям в правильные инструменты взаимодействия с покупателями в условиях. Это одна из причин, почему в период кризиса им удалось нарастить объемы продаж. Отдельно в этом ТОПе следует отметить Wildberies. Компания вошла в десятку только в прошлом году, заняла последнее место. А теперь за первое полугодие продвинулась на седьмое.

121054734_623234785225077_7843080899725486760_n.jpg

В самый драматичный период, во втором квартале, практически все магазины "М.Видео" были закрыты, и компания почти полностью переключилась на онлайн-продажи. В результате они выросли более чем вдвое и составили 70% от общего оборота ритейлера. Именно онлайн-продажи позволили компенсировать негатив от простоя традиционных магазинов.

120960742_340753500367584_3845532434973827748_n.jpg

Интересны и показатели "Детского мира". Розничные магазины (около 800) этой сети не закрывались во время карантина. Исключение составили три точки, которые находились в торговых центрах. При этом онлайн-продажи ритейлера выросли более чем втрое, по итогам второго квартала на них пришлось около трети выручки.

Разумеется, основную волну потребительского спроса, когда закрылись традиционные магазины, приняли на себя лидеры онлайн-торговли: Ozon и Wildberies. Количество покупателей на этих площадках резко возросло, рост продаж за полугодие составил 188% и 123% соответственно.

Крупнейшим российским ритейлером по размеру выручки является X5 Retail Group, которая управляет сетями "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель". Вторая ведущая компания — "Магнит", третья — DKBR Mega Retail Group (управляет сетями "Дикси", "Красное & Белое" и "Бристоль"). По данным InfoLine, доля X5 на розничном рынке по итогам января-июня составила 8,6%, "Магнита" — 6,8%, DKBR Mega Retail Group — 4,1%, "Ленты" — 1,9%. У "М.Видео-Эльдорадо" и DNS — по 1,6%, у Wildberries и Leroy Merlin — по 1,3%, доля "Ашана" — 1%, Metro — 0,9%.

120997527_353908815849047_7933420935130865592_n.jpg

Чего ждать в будущем

Если говорить о перспективах развития рынка, то, по оценкам Infoline, до конца года закроется не менее 10% магазинов. В первую очередь это связано с тем, что российский рынок слабо консолидирован. Более технологичные лидеры отрасли могут инвестировать средства в развитие новых технологий, и при резких изменениях ситуации на рынке они оказываются более подготовлены и быстрее адаптируются. Следует ожидать дальнейшую консолидацию отрасли. России есть куда расти, если сравнивать отечественные показатели с показателями развитых стран Европы и Америки.  

Помимо консолидации усиливается межформатная конкуренция. Сейчас она начала ощущаться особенно остро, поскольку ритейлерам важно поддерживать положительную динамику продаж, и они активно развивают новые для себя категории товаров. Например, "Леруа Мерлен" развивает торговлю мебелью и товарами для дома, "М.Видео-Эльдорадо" - электроинструментов и товаров для ремонта. Многие торговые сети запускаю собственные службы доставки, даже экспресс-доставки, которая за час позволяет получить заказ. Разумеется, это влияет на деятельность других компаний.

Помимо межформатной конкуренции, которая существовала и раньше, возникло новое явление - межканальная конкуренция. Это интересный вызов. Традиционные ритейлеры начинают развивать интернет-магазины, Сбербанк доставляет продукты. Есть и другие интересные коллаборации сетей: к примеру, "Перекресток" и McDonald’s. И таких примеров становится все больше.

В дальнейшем конкуренция будет не только усиливаться, но изменится парадигма развития рынка. Если раньше она была связана именно с конкурентной борьбой, то теперь должна смениться на парадигму партнерства. Потому что те новые решения, которые потребуются от бизнеса для сохранения положительной динамики, становятся все более технологичными, и даже самые крупные компании, лидеры отрасли могут оказаться не в состоянии разработать и внедрить необходимое решение без кооперации.

Материал по теме

Российский рынок электронной торговли в 2020 году: аналитика Data Insight

Материал по теме

АКИТ: российский рынок eCommerce продолжает устойчивый рост

Материал по теме

Рынок eCommerce замахнулся на $1 трлн

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Магнит" внедряет "умное зеркало" для продажи косметики

"Магнит" начал внедрение технологии E-Visage, позволяющей тестировать декоративную косметику в режиме дополненной реальности. Первое "умное зеркало", с помощью которого можно "примерить" макияж, появилось в...

Обсудим, куда движется eСommerce вместе с DataInsight, Яндекс.Маркет, Goods.ru и “Ашманов и партнеры”

Аналитики Data Insight прогнозируют двукратный рост российского рынка e-commerce в ближайшие три года. Этот рынок отличается от того, каким мы знали его в предыдущие 3-5 лет. Аудитория стала более многоликой...

Русская рыбная компания углубляется в D2C

"Русская рыбная компания" откроет собственную розничную сеть под названием "Находка". В течение девяти месяцев, пока формат будут тестировать, в Москве запустят 12 магазинов новой сети. Также заработает рас...

"Яндекс.Роверы" доехали до Хамовников

Автономные роботы-курьеры "Яндекс.Роверы" начали работать в московском районе Хамовники. Они доставляют продукты из магазинов и заказы из местных ресторанов в жилые дома и бизнес-центры района. Первы...

"Лучшие из лучших" по версии Data Insight: результаты премии E-Commerce Index 2020

Аналитическая компания Data Insight на закрытой онлайн-вечеринке огласила результаты рейтинга E-Commerce Index TOP-100. На ней традиционно награждают лучших из лучших в отрасли.  Номинация "Лидер роста: ст...

Онлайн-продажи в сети "Дочки-Сыночки" выросли более чем в 2 раза

Продажи в онлайн-сегменте сети "Дочки-Сыночки" показали двукратный рост за 2020 год. Если на старте пандемии основной витриной для заказов был сайт, сегодня на пике популярности - мобильное приложение, где ...