Рейтинг Infoline Retail TOP-100: как изменился рынок в 2020 году

Игорь Бахарев

На онлайн-конференции "Яндекс для FMCG" генеральный директор агентства Infoline Иван Федяков рассказал о тенденциях в современном ритейле, возникших на фоне пандемии COVID-19. Кризис 2020 года оказался глубже, чем те, которые Россия пережила раньше. Если в 2008 году падение розничного товарооборота в стране составило 10%, то в 2015 - уже 15%, а в апреле 2020 - 30%. Несмотря на то, что летом, со снятием ограничений рынок начал восстанавливаться, по данным на сентябрь он все еще в среднем на 3% ниже показателя прошлого года.

Если рассматривать по сегментам, то катастрофическая ситуация сложилась на рынке общественного питания (все заведения в период карантина были закрыты), одежды (около 80% магазинов не работало). При этом, к примеру, сегмент бытовой техники и электроники вырос за счет необходимости работать из дому: увеличились продажи компьютеров и это поддержало объем продаж. За весь период кризиса в целом, продажи БТиЭ выросли по сравнению с прошлым годом. 

В сегменте продуктов питания и алкоголя работа магазинов не была ограничена. К тому же не работали заведения общественного питания, и люди вынуждены были готовить самостоятельно. В результате продажи FMCG показали высокий рост.

120959569_358215345531330_3651326425986554905_n.jpg

Но абсолютно во всех сегментах, даже в тех, что показали отрицательную динамику, вырос объем продаж через интернет. И это неудивительно, поскольку для большинства сегментов это был единственный способ удовлетворить потребности покупателей.

"Аудитория интернет-покупателей в нашей стране резко увеличилось - почти на 40%. Сегодня это 63 миллиона россиян, которые регулярно что-то покупают через интернет. И, несмотря на то что в целом сейчас как бы ситуация стала успокаивается, стали работать физически магазины, и многие покупатели в них, естественно, вернулись, мы видим, что запрос на покупки дистанционные почти в два раза выше, чем в докризисный период. Он, конечно, ниже чем в наиболее острую фазу кризиса, но он продажи продолжают оставаться в существенно положительной зоне, и уже начало осени нам показывает, что после возвращения потребительской активности очень многие покупатели возвращаются в интернет магазины и выбирают именно этот канал покупок для себя как основной. Это, конечно же влияет на развитие торговых сетей", - рассказывает Федяков.

Структура рынка и основные игроки

В структуре рынка начала 2015 года около 30% от товарооборота приходилось на долю 100 крупнейших торговых сетей нашей страны. А в первом полугодии 2020 года - это уже около 50%. Столь феноменальные темпы роста, конечно, обусловлены последними драматическими событиями. Крупные торговые сети приняли на себя потоки покупателей. Особенно наглядно это демонстрирует ТОП-10 ритейлеров с самым большим приростом объемов продаж по сравнению с докризисным периодом.

Разумеется, на их рост повлияла не только пандемия. Эти компании и раньше активно открывали новые магазины, развивали омниканальную стратегию своей деятельности и, благодаря инвестициям в правильные инструменты взаимодействия с покупателями в условиях. Это одна из причин, почему в период кризиса им удалось нарастить объемы продаж. Отдельно в этом ТОПе следует отметить Wildberies. Компания вошла в десятку только в прошлом году, заняла последнее место. А теперь за первое полугодие продвинулась на седьмое.

121054734_623234785225077_7843080899725486760_n.jpg

В самый драматичный период, во втором квартале, практически все магазины "М.Видео" были закрыты, и компания почти полностью переключилась на онлайн-продажи. В результате они выросли более чем вдвое и составили 70% от общего оборота ритейлера. Именно онлайн-продажи позволили компенсировать негатив от простоя традиционных магазинов.

120960742_340753500367584_3845532434973827748_n.jpg

Интересны и показатели "Детского мира". Розничные магазины (около 800) этой сети не закрывались во время карантина. Исключение составили три точки, которые находились в торговых центрах. При этом онлайн-продажи ритейлера выросли более чем втрое, по итогам второго квартала на них пришлось около трети выручки.

Разумеется, основную волну потребительского спроса, когда закрылись традиционные магазины, приняли на себя лидеры онлайн-торговли: Ozon и Wildberies. Количество покупателей на этих площадках резко возросло, рост продаж за полугодие составил 188% и 123% соответственно.

Крупнейшим российским ритейлером по размеру выручки является X5 Retail Group, которая управляет сетями "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель". Вторая ведущая компания — "Магнит", третья — DKBR Mega Retail Group (управляет сетями "Дикси", "Красное & Белое" и "Бристоль"). По данным InfoLine, доля X5 на розничном рынке по итогам января-июня составила 8,6%, "Магнита" — 6,8%, DKBR Mega Retail Group — 4,1%, "Ленты" — 1,9%. У "М.Видео-Эльдорадо" и DNS — по 1,6%, у Wildberries и Leroy Merlin — по 1,3%, доля "Ашана" — 1%, Metro — 0,9%.

120997527_353908815849047_7933420935130865592_n.jpg

Чего ждать в будущем

Если говорить о перспективах развития рынка, то, по оценкам Infoline, до конца года закроется не менее 10% магазинов. В первую очередь это связано с тем, что российский рынок слабо консолидирован. Более технологичные лидеры отрасли могут инвестировать средства в развитие новых технологий, и при резких изменениях ситуации на рынке они оказываются более подготовлены и быстрее адаптируются. Следует ожидать дальнейшую консолидацию отрасли. России есть куда расти, если сравнивать отечественные показатели с показателями развитых стран Европы и Америки.  

Помимо консолидации усиливается межформатная конкуренция. Сейчас она начала ощущаться особенно остро, поскольку ритейлерам важно поддерживать положительную динамику продаж, и они активно развивают новые для себя категории товаров. Например, "Леруа Мерлен" развивает торговлю мебелью и товарами для дома, "М.Видео-Эльдорадо" - электроинструментов и товаров для ремонта. Многие торговые сети запускаю собственные службы доставки, даже экспресс-доставки, которая за час позволяет получить заказ. Разумеется, это влияет на деятельность других компаний.

Помимо межформатной конкуренции, которая существовала и раньше, возникло новое явление - межканальная конкуренция. Это интересный вызов. Традиционные ритейлеры начинают развивать интернет-магазины, Сбербанк доставляет продукты. Есть и другие интересные коллаборации сетей: к примеру, "Перекресток" и McDonald’s. И таких примеров становится все больше.

В дальнейшем конкуренция будет не только усиливаться, но изменится парадигма развития рынка. Если раньше она была связана именно с конкурентной борьбой, то теперь должна смениться на парадигму партнерства. Потому что те новые решения, которые потребуются от бизнеса для сохранения положительной динамики, становятся все более технологичными, и даже самые крупные компании, лидеры отрасли могут оказаться не в состоянии разработать и внедрить необходимое решение без кооперации.

Материал по теме

FMCG-компании в 2024 году делают ставку на онлайн-продажи: аналитика Nielsen

Материал по теме

Только треть онлайн-предпринимателей участвует в распродажах

Материал по теме

Как продвигать FMCG в eСom: ежегодный ранкер рекламного инвентаря

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

За дорогими покупками идут мимо маркетплейсов

Согласно данным опроса, проведенного порталом lenta.ru, 72% россиян предпочитают совершать крупные и значимые покупки на сайтах интернет-магазинов или брендов, а не на маркетплейсах.  Основными мотив...

В Data Insight оценили онлайн-рынок БАДов

Основной канал продажи БАДов в онлайн-торговле - это маркетплейсы, рассказал партнёр Data Insight Фёдор Вирин. По его оценке, в 2024 году крупные площадки продадут их чуть менее чем на 40 млрд рублей все вместе...

Товары OBI теперь доступны на Ozon

Покупатели маркетплейса теперь могут найти на онлайн-витрине до 26 тысяч товаров из OBI - крупной сети DIY-гипермаркетов. Все для обустройства квартиры, ремонта, декор, техника, новогодние ели и другие това...

Мегамаркет начал работать с продавцами путёвок

Мегамаркет, один из крупнейших российских маркетплейсов, объявил о запуске нового направления, посвященного путешествиям. Теперь пользователи платформы могут не только приобрести товары для дома и быта, но ...

Россияне вспоминают о забытых товарах в первые 10 минут после оформления заказа

Сервис доставки из магазинов и ресторанов Купер и исследовательская компания "Онин" выяснили, что 39% россиян забывают положить те или иные товары в корзину при покупках онлайн. Чаще всего это делает молоде...

Где найти инвестиции в развитие собственных команд разработки: опыт "Здравсити"

Современный темп развития онлайн-торговли невозможно выдержать без развития собственных кросс-функциональных команд разработки. В условиях интенсивного роста бизнеса затраты на аутсорс нецелесообразны. Компе...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.