Рейтинг Infoline Retail TOP-100: как изменился рынок в 2020 году

Игорь Бахарев

На онлайн-конференции "Яндекс для FMCG" генеральный директор агентства Infoline Иван Федяков рассказал о тенденциях в современном ритейле, возникших на фоне пандемии COVID-19. Кризис 2020 года оказался глубже, чем те, которые Россия пережила раньше. Если в 2008 году падение розничного товарооборота в стране составило 10%, то в 2015 - уже 15%, а в апреле 2020 - 30%. Несмотря на то, что летом, со снятием ограничений рынок начал восстанавливаться, по данным на сентябрь он все еще в среднем на 3% ниже показателя прошлого года.

Если рассматривать по сегментам, то катастрофическая ситуация сложилась на рынке общественного питания (все заведения в период карантина были закрыты), одежды (около 80% магазинов не работало). При этом, к примеру, сегмент бытовой техники и электроники вырос за счет необходимости работать из дому: увеличились продажи компьютеров и это поддержало объем продаж. За весь период кризиса в целом, продажи БТиЭ выросли по сравнению с прошлым годом. 

В сегменте продуктов питания и алкоголя работа магазинов не была ограничена. К тому же не работали заведения общественного питания, и люди вынуждены были готовить самостоятельно. В результате продажи FMCG показали высокий рост.

120959569_358215345531330_3651326425986554905_n.jpg

Но абсолютно во всех сегментах, даже в тех, что показали отрицательную динамику, вырос объем продаж через интернет. И это неудивительно, поскольку для большинства сегментов это был единственный способ удовлетворить потребности покупателей.

"Аудитория интернет-покупателей в нашей стране резко увеличилось - почти на 40%. Сегодня это 63 миллиона россиян, которые регулярно что-то покупают через интернет. И, несмотря на то что в целом сейчас как бы ситуация стала успокаивается, стали работать физически магазины, и многие покупатели в них, естественно, вернулись, мы видим, что запрос на покупки дистанционные почти в два раза выше, чем в докризисный период. Он, конечно, ниже чем в наиболее острую фазу кризиса, но он продажи продолжают оставаться в существенно положительной зоне, и уже начало осени нам показывает, что после возвращения потребительской активности очень многие покупатели возвращаются в интернет магазины и выбирают именно этот канал покупок для себя как основной. Это, конечно же влияет на развитие торговых сетей", - рассказывает Федяков.

Структура рынка и основные игроки

В структуре рынка начала 2015 года около 30% от товарооборота приходилось на долю 100 крупнейших торговых сетей нашей страны. А в первом полугодии 2020 года - это уже около 50%. Столь феноменальные темпы роста, конечно, обусловлены последними драматическими событиями. Крупные торговые сети приняли на себя потоки покупателей. Особенно наглядно это демонстрирует ТОП-10 ритейлеров с самым большим приростом объемов продаж по сравнению с докризисным периодом.

Разумеется, на их рост повлияла не только пандемия. Эти компании и раньше активно открывали новые магазины, развивали омниканальную стратегию своей деятельности и, благодаря инвестициям в правильные инструменты взаимодействия с покупателями в условиях. Это одна из причин, почему в период кризиса им удалось нарастить объемы продаж. Отдельно в этом ТОПе следует отметить Wildberies. Компания вошла в десятку только в прошлом году, заняла последнее место. А теперь за первое полугодие продвинулась на седьмое.

121054734_623234785225077_7843080899725486760_n.jpg

В самый драматичный период, во втором квартале, практически все магазины "М.Видео" были закрыты, и компания почти полностью переключилась на онлайн-продажи. В результате они выросли более чем вдвое и составили 70% от общего оборота ритейлера. Именно онлайн-продажи позволили компенсировать негатив от простоя традиционных магазинов.

120960742_340753500367584_3845532434973827748_n.jpg

Интересны и показатели "Детского мира". Розничные магазины (около 800) этой сети не закрывались во время карантина. Исключение составили три точки, которые находились в торговых центрах. При этом онлайн-продажи ритейлера выросли более чем втрое, по итогам второго квартала на них пришлось около трети выручки.

Разумеется, основную волну потребительского спроса, когда закрылись традиционные магазины, приняли на себя лидеры онлайн-торговли: Ozon и Wildberies. Количество покупателей на этих площадках резко возросло, рост продаж за полугодие составил 188% и 123% соответственно.

Крупнейшим российским ритейлером по размеру выручки является X5 Retail Group, которая управляет сетями "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель". Вторая ведущая компания — "Магнит", третья — DKBR Mega Retail Group (управляет сетями "Дикси", "Красное & Белое" и "Бристоль"). По данным InfoLine, доля X5 на розничном рынке по итогам января-июня составила 8,6%, "Магнита" — 6,8%, DKBR Mega Retail Group — 4,1%, "Ленты" — 1,9%. У "М.Видео-Эльдорадо" и DNS — по 1,6%, у Wildberries и Leroy Merlin — по 1,3%, доля "Ашана" — 1%, Metro — 0,9%.

120997527_353908815849047_7933420935130865592_n.jpg

Чего ждать в будущем

Если говорить о перспективах развития рынка, то, по оценкам Infoline, до конца года закроется не менее 10% магазинов. В первую очередь это связано с тем, что российский рынок слабо консолидирован. Более технологичные лидеры отрасли могут инвестировать средства в развитие новых технологий, и при резких изменениях ситуации на рынке они оказываются более подготовлены и быстрее адаптируются. Следует ожидать дальнейшую консолидацию отрасли. России есть куда расти, если сравнивать отечественные показатели с показателями развитых стран Европы и Америки.  

Помимо консолидации усиливается межформатная конкуренция. Сейчас она начала ощущаться особенно остро, поскольку ритейлерам важно поддерживать положительную динамику продаж, и они активно развивают новые для себя категории товаров. Например, "Леруа Мерлен" развивает торговлю мебелью и товарами для дома, "М.Видео-Эльдорадо" - электроинструментов и товаров для ремонта. Многие торговые сети запускаю собственные службы доставки, даже экспресс-доставки, которая за час позволяет получить заказ. Разумеется, это влияет на деятельность других компаний.

Помимо межформатной конкуренции, которая существовала и раньше, возникло новое явление - межканальная конкуренция. Это интересный вызов. Традиционные ритейлеры начинают развивать интернет-магазины, Сбербанк доставляет продукты. Есть и другие интересные коллаборации сетей: к примеру, "Перекресток" и McDonald’s. И таких примеров становится все больше.

В дальнейшем конкуренция будет не только усиливаться, но изменится парадигма развития рынка. Если раньше она была связана именно с конкурентной борьбой, то теперь должна смениться на парадигму партнерства. Потому что те новые решения, которые потребуются от бизнеса для сохранения положительной динамики, становятся все более технологичными, и даже самые крупные компании, лидеры отрасли могут оказаться не в состоянии разработать и внедрить необходимое решение без кооперации.

Материал по теме

Сантехника и мебель для ванной: россияне переходят в онлайн

Материал по теме

Крупнейшие российские интернет-магазины 2023: рейтинг Data Insight

Материал по теме

Крупнейшие онлайн-аптеки 2023: рейтинг DSM Group

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Татьяна Бакальчук прогнозирует рост оборота Wildberries в 2024 году на 60%

По итогам 2023 года оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей, а в 2024 году компания ожидает рост этого показателя, сообщила генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук. "Прогноз на 2024 ...

Спрос на handmade в России: тренды 2024 года

Аналитики Авито провели исследование динамики продаж товаров ручной работы на платформе за первые месяцы 2024 года. Результаты показали, что россияне все чаще отдают предпочтение изделиям ручной работы, что...

Маркетплейсы требуют новых кадров

Спрос на специалистов по онлайн-торговле взлетел на 27%, отмечают в своём исследовании аналитики платформы для поиска работы hh.ru и эксперты Центра развития предпринимателей PRO Wildberries. За посл...

Яндекс Маркет меняет позиционирование

 Яндекс Маркет представил новое позиционирование бренда. Сервис уже обновил визуальный стиль, логотип и главную страницу сайта. Теперь фирменные цвета маркетплейса - это яркое сочетание красного и жёлтого. ...

Сантехника и мебель для ванной: россияне переходят в онлайн

Ипотечный бум 2023 года и стремление россиян сберечь свои накопления стимулировали спрос на сантехнику и товары для ванной комнаты, что привело к росту покупок в интернет-магазинах. Как говорится в данных и...

Яндекс Маркет построит в Казани новый фулфилмент центр в 2025 году

Яндекс Маркет и компания R1 development, при участии Правительства Республики Татарстан, заложили первый камень будущего фулфилмент центра маркетплейса в логистическом парке "Дружба" в Республике Татарстан....

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.