Рейтинг Infoline Retail TOP-100: как изменился рынок в 2020 году

Игорь Бахарев

На онлайн-конференции "Яндекс для FMCG" генеральный директор агентства Infoline Иван Федяков рассказал о тенденциях в современном ритейле, возникших на фоне пандемии COVID-19. Кризис 2020 года оказался глубже, чем те, которые Россия пережила раньше. Если в 2008 году падение розничного товарооборота в стране составило 10%, то в 2015 - уже 15%, а в апреле 2020 - 30%. Несмотря на то, что летом, со снятием ограничений рынок начал восстанавливаться, по данным на сентябрь он все еще в среднем на 3% ниже показателя прошлого года.

Если рассматривать по сегментам, то катастрофическая ситуация сложилась на рынке общественного питания (все заведения в период карантина были закрыты), одежды (около 80% магазинов не работало). При этом, к примеру, сегмент бытовой техники и электроники вырос за счет необходимости работать из дому: увеличились продажи компьютеров и это поддержало объем продаж. За весь период кризиса в целом, продажи БТиЭ выросли по сравнению с прошлым годом. 

В сегменте продуктов питания и алкоголя работа магазинов не была ограничена. К тому же не работали заведения общественного питания, и люди вынуждены были готовить самостоятельно. В результате продажи FMCG показали высокий рост.

120959569_358215345531330_3651326425986554905_n.jpg

Но абсолютно во всех сегментах, даже в тех, что показали отрицательную динамику, вырос объем продаж через интернет. И это неудивительно, поскольку для большинства сегментов это был единственный способ удовлетворить потребности покупателей.

"Аудитория интернет-покупателей в нашей стране резко увеличилось - почти на 40%. Сегодня это 63 миллиона россиян, которые регулярно что-то покупают через интернет. И, несмотря на то что в целом сейчас как бы ситуация стала успокаивается, стали работать физически магазины, и многие покупатели в них, естественно, вернулись, мы видим, что запрос на покупки дистанционные почти в два раза выше, чем в докризисный период. Он, конечно, ниже чем в наиболее острую фазу кризиса, но он продажи продолжают оставаться в существенно положительной зоне, и уже начало осени нам показывает, что после возвращения потребительской активности очень многие покупатели возвращаются в интернет магазины и выбирают именно этот канал покупок для себя как основной. Это, конечно же влияет на развитие торговых сетей", - рассказывает Федяков.

Структура рынка и основные игроки

В структуре рынка начала 2015 года около 30% от товарооборота приходилось на долю 100 крупнейших торговых сетей нашей страны. А в первом полугодии 2020 года - это уже около 50%. Столь феноменальные темпы роста, конечно, обусловлены последними драматическими событиями. Крупные торговые сети приняли на себя потоки покупателей. Особенно наглядно это демонстрирует ТОП-10 ритейлеров с самым большим приростом объемов продаж по сравнению с докризисным периодом.

Разумеется, на их рост повлияла не только пандемия. Эти компании и раньше активно открывали новые магазины, развивали омниканальную стратегию своей деятельности и, благодаря инвестициям в правильные инструменты взаимодействия с покупателями в условиях. Это одна из причин, почему в период кризиса им удалось нарастить объемы продаж. Отдельно в этом ТОПе следует отметить Wildberies. Компания вошла в десятку только в прошлом году, заняла последнее место. А теперь за первое полугодие продвинулась на седьмое.

121054734_623234785225077_7843080899725486760_n.jpg

В самый драматичный период, во втором квартале, практически все магазины "М.Видео" были закрыты, и компания почти полностью переключилась на онлайн-продажи. В результате они выросли более чем вдвое и составили 70% от общего оборота ритейлера. Именно онлайн-продажи позволили компенсировать негатив от простоя традиционных магазинов.

120960742_340753500367584_3845532434973827748_n.jpg

Интересны и показатели "Детского мира". Розничные магазины (около 800) этой сети не закрывались во время карантина. Исключение составили три точки, которые находились в торговых центрах. При этом онлайн-продажи ритейлера выросли более чем втрое, по итогам второго квартала на них пришлось около трети выручки.

Разумеется, основную волну потребительского спроса, когда закрылись традиционные магазины, приняли на себя лидеры онлайн-торговли: Ozon и Wildberies. Количество покупателей на этих площадках резко возросло, рост продаж за полугодие составил 188% и 123% соответственно.

Крупнейшим российским ритейлером по размеру выручки является X5 Retail Group, которая управляет сетями "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель". Вторая ведущая компания — "Магнит", третья — DKBR Mega Retail Group (управляет сетями "Дикси", "Красное & Белое" и "Бристоль"). По данным InfoLine, доля X5 на розничном рынке по итогам января-июня составила 8,6%, "Магнита" — 6,8%, DKBR Mega Retail Group — 4,1%, "Ленты" — 1,9%. У "М.Видео-Эльдорадо" и DNS — по 1,6%, у Wildberries и Leroy Merlin — по 1,3%, доля "Ашана" — 1%, Metro — 0,9%.

120997527_353908815849047_7933420935130865592_n.jpg

Чего ждать в будущем

Если говорить о перспективах развития рынка, то, по оценкам Infoline, до конца года закроется не менее 10% магазинов. В первую очередь это связано с тем, что российский рынок слабо консолидирован. Более технологичные лидеры отрасли могут инвестировать средства в развитие новых технологий, и при резких изменениях ситуации на рынке они оказываются более подготовлены и быстрее адаптируются. Следует ожидать дальнейшую консолидацию отрасли. России есть куда расти, если сравнивать отечественные показатели с показателями развитых стран Европы и Америки.  

Помимо консолидации усиливается межформатная конкуренция. Сейчас она начала ощущаться особенно остро, поскольку ритейлерам важно поддерживать положительную динамику продаж, и они активно развивают новые для себя категории товаров. Например, "Леруа Мерлен" развивает торговлю мебелью и товарами для дома, "М.Видео-Эльдорадо" - электроинструментов и товаров для ремонта. Многие торговые сети запускаю собственные службы доставки, даже экспресс-доставки, которая за час позволяет получить заказ. Разумеется, это влияет на деятельность других компаний.

Помимо межформатной конкуренции, которая существовала и раньше, возникло новое явление - межканальная конкуренция. Это интересный вызов. Традиционные ритейлеры начинают развивать интернет-магазины, Сбербанк доставляет продукты. Есть и другие интересные коллаборации сетей: к примеру, "Перекресток" и McDonald’s. И таких примеров становится все больше.

В дальнейшем конкуренция будет не только усиливаться, но изменится парадигма развития рынка. Если раньше она была связана именно с конкурентной борьбой, то теперь должна смениться на парадигму партнерства. Потому что те новые решения, которые потребуются от бизнеса для сохранения положительной динамики, становятся все более технологичными, и даже самые крупные компании, лидеры отрасли могут оказаться не в состоянии разработать и внедрить необходимое решение без кооперации.

Материал по теме

Блогеры в кризисе: как партнерский маркетинг стал спасением для инфлюэнсеров

Материал по теме

Онлайн стал важным драйвером рынка бьюти: аналитика "Чек Индекс"

Материал по теме

Retail Media в России: как рекламный рынок будущего вырос в 300 раз за 5 лет

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

X5 Group увеличила выручку на 20,7% в первом квартале

X5 Group опубликовала предварительные финансовые результаты за первый квартал 2025 года. Чистая выручка группы выросла на 20,7% в годовом сопоставлении, достигнув 805,8 млрд рублей. В X5 называют развити...

Информационная безопасность мотивационных программ: как защитить организатора и участников

В последние годы количество кибератак на российский бизнес растёт: по оценкам RED Security, в 2024 году их количество увеличилось в 2,5 раза — до 130 тыс. Из них примерно 20% были высокорисковыми. Поэтому би...

Книжные магазины просят ФАС ограничить демпинг маркетплейсов

Ассоциация книгораспространителей, в которую входят "Альпина", "Буквоед", "Московский дом книги" и другие крупные сети, обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на демпинг со стороны ...

"Белпочта" запустит национальный маркетплейс в 2025 году

РУП "Белпочта" планирует в первом полугодии 2025 года запустить собственный маркетплейс с товарами белорусских и зарубежных производителей. Об этом сообщили представители предприятия. Новая площадка ...

Wildberries открывает ворота для китайских селлеров

Wildberries провел в Китае конференцию для местных предпринимателей, стремящихся выйти на российский рынок. Мероприятие под лозунгом "Открывая новую эру миллиардов: Новый Шелковый путь Танчоу" собрало сот...

"Магнит" составит конкуренцию "Яндекс.Еде"?

Розничная сеть "Магнит" расширяет сервис "Магнит Доставка", добавив возможность заказа готовых блюд из ресторанов. Первым партнером проекта стала сеть Burger King. Сервис "Магнит Рестораны" начал раб...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.