Разумные магазины: как развивается это направление во всем мире и когда "магазины без кассиров" массово появятся в России

Игорь Бахарев

В среднем россиян ежегодно тратит 5.5 дней жизни на очереди. Почти треть населения России настолько не любят стоять у касс, что готовы уйти в любой другой магазин, чтобы только этого избежать. Вместе с этим, в сегодняшних реалиях безопасная касса должна стать главным приоритетом для всех ритейлеров. И начало этому уже положено. Магазины без кассира становятся мировым трендом в ритейле. Станет ли это явление массовым и в нашей стране? Рассказывает CEO платформы для торговли без персонала Briskly Глеб Харитонов.

Стимул для бесконтактных покупок

Аналитики прогнозируют, что поведение покупателей, ориентированное на цифровые технологии из-за пандемии коронавируса, сохранится не только в 2021, но и в последующие годы. При этом мировые продажи в e-commerce хоть и приближаются к отметке в 5 трлн долларов , но по прогнозам аналитиков их рост в 2021 году не будет таким значительным, как это было в 2020 (примерно 14%). Основную доля покупок люди по-прежнему будут совершать в офлайн-магазинах. Однако некоторую трансформацию в этом процессе мы наблюдаем уже сейчас.

В частности, пандемия коронавируса резко стимулировала интерес к бесконтактной оплате. По данным eMarketer, в июне 2020 года 30% потребителей указали, что заинтересованы в мобильных платежах. В то время как еще в марте этот показатель составлял 17%. Также покупатели продолжают интересоваться возможностями дополненной реальности (AR) для получения информации о продукте или виртуального тестирования.

Clip2net_210127204408.png

То, что бесконтактная оплата будет востребована покупателями, не вызывает сомнений. Еще в 2016 году компания SOTI (поставщик решений для управления мобильностью предприятия) опубликовало исследование о потребительских предпочтениях. Согласно ему, 76% розничных клиентов считают, что магазины, которые активно используют мобильные технологии, ускоряют процесс покупок. А 73% опрошенных ответили, что предпочитают самообслуживание. Сейчас дополнительным стимулом избежать традиционного стояния в очереди к кассе стал коронавирус. Магазины, которые предложат своим клиентам максимально быстрые и бесконтактные покупки, сумеют получить большое преимущество в конкурентной борьбе.

Умные магазины: мировой опыт

Пионером бесконтактной торговли можно считать сеть супермаркетов Hema Fresh от Alibaba, пилотный запуск которого состоялся в Шанхае еще в 2016 году. Помимо ультрасвежих продуктов магазины Hema сразу выделились своей технологичностью. Например, отсканировав штрих-код продукта на смартфоне, покупатели могут узнать о нем подробную информацию - включая данные о месте выращивания коровы, если речь идет о стейке, и условия транспортировки. Также через приложение можно заказать доставку продуктов на дом.

Но самое главное - в Hema сделано все, чтобы избежать очередей. Оплата на кассе происходит через систему распознавания лиц (то есть покупателю достаточно посмотреть в камеру), есть терминалы самообслуживания, плюс возможность оплачивать покупки через приложение, отсканировав штрих-код. Сеть Hema растет довольно быстро: например, только за полгода 2019 года количество магазинов во всем Китае выросло со 171 до 197. В планах торгового гиганта расширить сеть в Китае минимум до 2000 магазинов уже к 2022 году.

Одним из первых западных ритейлеров, кто частично позаимствовал опыт Hema, стал Amazon. В 2018 году гигант открыт первый "умный" магазин Amazon Go, продажи в котором осуществлялись с помощью мобильного приложения. Это стало одним из самых ярких событий на рынке ритейла.


Примерно в это же время в борьбу включился и другой крупный игрок - Walmart . С 2017 по 2018 год компания провела тестирование своей программы Scan & Go в 125 магазинах. Суть в том, что покупатели могли использовать свой смартфон или планшет для оплаты товаров без кассира - нужно было только сканировать штрих-код на товаре. Однако в апреле 2018 программа была завершена - в ней было много ошибок, у клиентов возникали сложности с ее использованием.

Несмотря на первую неудачу, Walmart пошел и дальше и в октябре 2018 начал пилотирование нового приложения Sam's Club Now, созданной на основе Scan & Go . Тестовой площадкой стал магазин оптовой и мелкооптовой торговли клубного типа Sam's Club в Далласе. Новая технология соединила в себе возможности компьютерного зрения, AR, машинного обучения, искусственного интеллекта и робототехники. Так, с помощью приложения Sam's Club Now клиенты магазина могли сканировать товар без штрих-кода, а значит оплачивать покупки еще быстрее. Среди других фишек приложения - голосовой помощник при навигации в магазине, презентация товаров в формате дополненной реальности, "умные" списки покупок.

Закономерной реакцией на пандемию коронавируса стало открытие Walmart в середине июня 2020 года первого магазина, в котором вообще нет кассиров. Вместо традиционных касс в нем 34 терминала самообслуживания. Новый магазин не является полностью автоматизированным, как Amazon Go. Сотрудники выполняют функцию помощников на каждом этапе покупки. Покупатель может воспользоваться этой помощью, а может отсканировать товары и упаковать их самостоятельно. Главные плюсы такого формата в том, что это быстро и безопасно: клиенты магазина не тратят время на поиски свободной кассы, им не нужно стоять в очереди на оплату с другими людьми. Кроме того, у касс не бывает "технических перерывов" - все 34 стойки работают в постоянном режиме.

Коронакризис вынудил и крупных мировых игроков скорректировать свои стратегии. Как результат: появляется все больше новых решений, призванных сократить контакты в процессе офлайн-покупок.

Например, еще в конце 2019 года Starbucks открыла в Нью-Йорке первый магазин с самовывозом. Клиенты заказывают товары через специальное приложение, узнают примерное время ожидания, а затем забирают еду или напитки в ближайшем магазине Starbucks Pickup. Пандемия коронавируса ускорила внедрение новой концепции по всей стране. Кофейный гигант стремится к тому, чтобы в течение 2021 года в каждом крупном американском городе вместе с традиционными кафе Starbucks были и пункты выдачи Starbucks Pickup. Поскольку последние будут располагаться всего в нескольких минутах ходьбы от традиционного кафе Starbucks, клиенты могут выбрать подходящий для них вариант.

Крупнейшая американская сеть супермаркетов Kroger тестирует в Цинциннати высокотехнологичную тележку для продуктов. Покупатели сканируют каждый товар перед тем, как положить его в корзину. На экране высвечиваются предложения и рекомендации товаров (например, если человек купил спагетти, ему будет предложен подходящий соус). Завершив покупки, клиенты оплачивают их через специальный терминал прямо в тележке. После они могут покинуть магазин, минуя общую кассу. На своей вывеске Kroger описывает главные плюсы тележки: возможность быстро оформить заказ и ограниченный контакт с сотрудниками магазина. Сейчас, во время пандемии, это привлекает многих покупателей.

Аналогичное решение появилось недавно и у Amazon. Компания выпустила свою версию интеллектуальной тележки для покупок в продуктовых магазинах Amazon Fresh, которую назвала Dash Cart. В тележку вмонтированы датчики слежения, применяются алгоритмы компьютерного зрения для автоматической идентификации продуктов. Покупатели с такими тележками так же выходят из магазина по специальной полосе и оплачивают счет по кредитке, к которой привязана учетная запись Amazon.

Перспективы в России

Бесконтактная торговля - общемировой тренд. Есть основания ожидать, что в ближайшие пять лет он приживется и в России.

В тестовом режиме первые магазины запустили в нашей стране сети "Ашан" и X5 Retail Group в 2009 и 2013 годах соответственно. Однако до полноценного внедрения у этих игроков дело пока не дошло.

В 2018 году компания Briskly открыла первый "умный" супермаркет в Технопарке Сколково. Покупатели могли входить в магазин и оплачивать покупки через приложение B-Pay ("сканируй и покупай"). Для защиты от воровства установили 37 камер. Алгоритм, основанный на нейросети, оцифровывал путь и действия каждого покупателя. Проект не удалось масштабировать из-за дороговизны технологии. Однако сегодня приложение B-Pay используют такие крупные сети, как "Азбука Вкуса" и "Улыбка Радуги".

Clip2net_210127204555.png

Сегодня кассы самообслуживания или устройства self-scan - уже не ноу-хау. Большинство российских ритейлеров пользуются (пусть и в тестовом режиме) кассами самообслуживания или физическими сканерами для сканирования товаров в зале. Технологии работают в Глобусе, Перекрестке, Пятерочке, Магните, О'Кей, Ленте, Дикси, Спаре, ВкусВилле и Ашане.

Но это только начало, дальше будут развиваться и другие разработки для безопасной оплаты товаров - например, через специальные мобильные приложения. Работает это так: покупатели сканируют штрих-коды продуктов через смартфон и оплачивают покупки там же в приложении с помощью карты или Apple Pay. У нас подобные приложения еще с 2019 года начали тестировать "Пятерочка" и Metro.

В США такие разработки (собственные или аутсорсинговые) есть у каждой третьей крупной торговой сети. И если российский ритейл раньше очень настороженно относился к таким технологическим новинкам, то в условиях пандемии большинство крупных игроков были вынуждены пересмотреть свои взгляды. Например, в августе 2020 года российский "Ашан" заявил о своем намерении начать реализовывать идеи магазинов без кассира и открытия точек, где покупатели смогут только забирать заранее сделанные заказы.

Развитие бесконтактных сервисов в России будет стимулировать и спрос потребителей. Согласно исследованию Visa, трое из четырех человек предпочитают такой способ оплаты товаров. И почти 80% россиян ожидают, что эта опция будет доступна в любом магазине.

Недавно мы проводили свое исследование среди 400 пользователей приложения B-Pay в Санкт-Петербурге. Оказалось, что 98% из опрошенных хотят, чтобы сервис Scan&go был доступен во всех близлежащих магазинах. Так что сейчас для российских ритейлеров, развитие бесконтактной оплаты становится стратегически важным направлением. Как правило, на принятие новой технологии требуется примерно 5 лет. Думаю, что этого временного интервала вполне хватит для массового распространения магазинов без кассиров в нашей стране.

Материал по теме

Онлайн стал важным драйвером рынка бьюти: аналитика "Чек Индекс"

Материал по теме

Почему российские склады отстают и как это исправить: взгляд Владислава Бакальчука

Материал по теме

Retail Media в России: как рекламный рынок будущего вырос в 300 раз за 5 лет

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

До ECOM Expo'25 осталось 5 дней!

Приглашаем вас на ECOM Expo'25 — крупнейшую выставку технологий для интернет-торговли! Что ждёт: ✅ 300+ ecom-решений для вашего бизнеса ✅ 6 потоков деловой программы: маркетинг, бизнес-процессы,...

Яндекс Еда рассказала о рынке доставки еды из ресторанов

Яндекс Еда поделилась своими тезисами и цитатами, которые в компании готовили для идущего сейчас ресторанного форума "Тема Еды 2025". ·         Оборот рынка доставки готовой еды растет в 1,6 раза быс...

Независимые интернет-магазины предлагают покупателям три варианта доставки

Разнообразие способов доставки становится ключевым фактором при выборе интернет-магазина. Согласно данным исследования, проведенного аналитиками компании Яндекс, 51% покупателей считают, что современный про...

Яндекс Еда запустит медиа для ресторанов

Яндекс Еда запустит платформу, которая позволит ресторанам-партнёрам размещать собственные материалы в своих карточках. Это станет крупнейшей в российском фудтехе медиаплощадкой о еде, где заведения смогут ...

Forbes назвал лучшие платформы электронной коммерции 2025 года: от стартапов до глобальных брендов

Forbes опубликовал свой свежий рейтинг лучших платформ для электронной коммерции. Отчёт стал результатом анализа более 50 критериев, включая стоимость использования, функциональные возможности, масштабируемо...

Аналитики Yota составили портрет онлайн-покупателя косметики

Аналитики Yota провели исследование на основе обезличенных данных собственных абонентов. Целью экспертов было составить детальный портрет россиян, приобретающих косметику и парфюмерию через интернет. Эти да...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» (ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ») (ИНН 7701370771), которому принадлежит веб-сайт e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  6. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» письменного заявления, по адресу 115114, Москва, 1-й Павелецкий проезд, 1/42к2, помещение 1а/2п, офис 4.
  7. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО «МАКС ТЕХНОЛОДЖИ» вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  8. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.