Radius Group: eCommerce будет расти до 2025 года и наращивать складскую инфраструктуру

Игорь Бахарев

Почему покупатели все чаще выбирают онлайн? За счет чего eСommerce продолжит расти внушительными темпами? Какое влияние оказывают главные игроки интернет-торговли на смежные отрасли и зачем развивать BTS в складах рассказывает исполнительный директор Radius Group Захар Вальков.

Модели покупательского поведения продолжают меняться. Потребность в гипермаркетах, которые были очень популярны 5 лет назад, падает, в 2020 году по данным исследовательского центра "Делойт" доля россиян, предпочитающих совершать покупки в минимаркетах выросла до 46%, а на долю гипермаркетов приходится только 23% и по итогам текущего года цифра будет еще меньше. Неуклонно растет популярность маркетплейсов, 45% планируют совершать больше покупок в онлайне и это - не краткосрочный тренд, вызванный влиянием пандемии, e-commerce с нами всерьез и надолго.

Трафик и прибыль в гипермаркетах снижаются год к году потому как ценность времени возросла, люди не хотят тратить его на поездку за покупками в выходной день всей семьей, это перестало быть развлечением. Однако у покупателей сохранилась потребность приобретать много разных товаров в одном месте, то есть все еще есть запрос на широкий ассортимент (как в гипермаркетах). К этому добавилась необходимость закрывать ассортимент быстрой доставкой или шаговой доступностью, т.е. это либо покупки в маркетплейсах, либо - магазины у дома, популярность которых, кстати, тоже растет.

Однако, главное действие происходит на маркетплейсах, именно они обеспечивают основной рост сегменту eСommerce, драйвят его. По разным данным в 2020 году рынок онлайн-торговли в России вырос на 55-57%, примерно на 50% он станет больше в 2021. Более того, несмотря на скептические прогнозы ряда экспертов, до 2025 года рынок e-commerce в России будет продолжать расти, правда немного изменив темпы (по данным Data Insight в 2022 году рост составит порядка 38%, в 2023- 30%, в 2025 - 25%). Это очень хороший темп, он позволит к 2025 году стать больше в 4 раза и рынок e-commerce достигнет 11,1 трлн руб (сейчас он на уровне 3,9 трлн руб). Важно еще раз подчеркнуть, что именно маркетплейсы являются основой роста для рынка e-com, на крупнейших игроков (таких как Wildberries, Ozon, Яндекс, Aliexpress/Tmall, Goods) и egrocery приходится порядка 72% всех заказов в 1 полугодии 2021 года.

Активное развитие eСommerce продолжит влиять на смежные рынки, меняя их. Прежде всего речь идет о логистике и складах, которые являются инфраструктурной основой, обеспечивающей этот рост.

Ритейл, логистика и склады - это очень зависимые друг от друга сегменты, тесно связанные и взаимно влияющие на развитие. Последние 15 лет, за время развития цивилизованного рынка складов в России, мы видели, что трансформация складской недвижимости всегда следовала за изменением потребностей ритейлеров. В начале 2000-х годов современные форматы складов начали развиваться как альтернатива и замещение старой инфраструктуры еще советского периода, чтобы поддержать готовые или формирующиеся на тот момент индустрии ритейла. Вторая эволюционная волна пришлась на 2013 год, она расширила потребности рынка. Здесь основными клиентами выступали крупные федеральные торговые сети, которым для обеспечения амбициозных темпов роста потребовались более современные распределительные и мультитемпературные склады под широкий ассортимент продукции.

Третью волну условно можно отнести к 2016 году, здесь главным заказчиком стали онлайн-ритейлеры, а основной продукт, который востребован таким клиентом - фулфилменты. Вообще, склады стали активно дифференцироваться. Компании начали оснащать объекты более технологичным оборудованием, что предусматривало определенную степень автоматизации, и в свою очередь повлияло на энерговооруженность.

Сейчас процесс продолжается, мы видим более кастомизированный спрос, ритейлеры все чаще стали строить здания под себя по схеме build-to-suit, предъявляя к зданиям не только технические, но и экологические требования. В ряде случаев девелоперы вынуждены уходить от традиционных big box-ов с точки зрения нагрузок и высотности, и оснащать их такими вещами, как температурный контроль, различные температурные режимы, а также внедрять сложные инструменты автоматизации. При этом не обязательно объекты должны быть крупными, увеличится спрос на покупку и аренду относительно небольших блоков - от 10 до 15 тыс. кв. м, так называемые смарт-склады, "зеленые" блоки с внедренной автоматизацией, по расположению - вблизи транспортных развязок и идеально вписывающиеся в концепцию эластичной логистики. 
Материал по теме

Итоги 2022 года для маркетплейсов по версии Тинькофф: россияне потратили на них в полтора раза больше денег

Материал по теме

Как закалялся спрос: анализ главных покупательских предпочтений в 2022 году от экспресс-доставки "Перекрёстка"

Материал по теме

Анализ рынка курьерских услуг в России 2023

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Кейс Decathlon и Aero: взаимная интеграция команд и внедрение в экосистему ecommerce-сервисов

В Aero рассказали об опыте сложной разработки eCommerce-платформы для спортивного ритейлера №1 в Европе в формате интеграции инхаус- и аутсорс-команды. Разработчики перепроектировали UX онлайн-покупок и объедин...

Три тренда мобильных приложений в eCommerce в 2023 году

Искусственный интеллект, чат-боты, видеоформаты и современные инструменты персонализации. Генеральный директор Creonit Антон Макаров рассказал, какие тренды в мобильных приложениях будут развиваться в 2023 г...

Хотели data-driven, а получилось как всегда: типичные проблемы организации данных, антикейсы и руководство к действию

Влияние данных на бизнес растет. Компании стремятся стать data-driven и принимать решения на основе данных. Это получается не всегда, зато: - ожидания не совпадают с реальностью, - отчеты противоречат д...

Как "Пятёрочка" развивала доставку в 2022 году

"Пятёрочка Доставка" поделилась итогами работы за 2022 год. География присутствия сервиса выросла на 60%. В 11 регионах сервис заработал впервые. Теперь сервис доступен в 63 регионах РФ (прирост по числу ре...

МегаФон усилится в mCommerce

МегаФон завершил сделку по покупке компании "ИнПлат" - ключевого игрока на рынке мобильной коммерции. Сделка позволит оператору усилить финтех-направление и предложить абонентам новые удобные сервисы. ...

Яндекс Маркет поможет продавцам торговать с юрлицами

Продавцы, которые поручают Яндекс Маркету хранение и доставку товаров, теперь могут торговать с юридическим лицами. Это можно делать на площадке "Маркет для бизнеса". Она поможет продавцам привлечь бизнес-к...