Профессиональные навыки для работы в eСommerce и ритейле: шлифуем "мягкие" навыки

Игорь Бахарев
Профессиональные навыки легко нарастить в процессе, работодателю все важнее личные качества кандидата. Эту мысль неоднократно подчеркивали руководители по работе с кадрами лидирующих российских компаний на встрече со студентами, где модератором мероприятия выступил декан Факультета международного бизнеса МГИМО Владимир Шаповалов.

Представители трех крупных игроков российского рынка eGrocery — "Сбермаркета", "Ленты" и "Вкусвилл" — рассказали об особенностях этой сферы, трендах своих компаний и навыках, необходимых для работы в них.
Еще с середины ХХ века навыки делят на две крупные категории: soft ("гибкие") и hard ("жесткие").

"Жесткие" умения – это, по сути, набор технических компетенций и инструментов соискателя. Например, владение специальными компьютерными программами, знание языков, опыт работы, образование, знания из прочитанных книг и т.д. 

"Мягкие навыки" - дополнительные знания, умения и личные качества человека. Этот драгоценный сплав возникает не за один день – часть качеств свойственны нам с рождения, многое нарабатывается на протяжении жизни. В первую очередь сюда относятся ответственность, коммуникативность, стрессоустойчивость, творческий подход. Самообладание, честность, умение расставлять приоритеты и управлять своим временем, развитый эмоциональный интеллект, гибкая адаптируемость, привычка к самоанализу также входят в категорию важных софт-навыков.
 

Чаша весов

 
Изменения последних лет показывают: "мягкие" навыки при рассмотрении на должность выходят на первый план, вне зависимости от рынка.

К примеру, в "Сбермаркете" hard skills оценивается на одном из трех этапов собеседования. На всех остальных острое внимание уделяется "гибким" навыкам: на первом, HR-интервью, рекрутер узнает об опыте, знаниях, рабочих проектах соискателя, на третьем проводится топ-грейдинг с оценкой соответствия опыта и навыков относительно рассматриваемой вакансии.

Если кандидат № 1 имеет крутой опыт работы, отлично прошел техническое интервью, но испытывает проблемы с общением, а у кандидата № 2 чуть хуже результаты технического интервью, меньше опыт работы, но подходящие данные для командной работы – на ком остановит выбор работодатель?

"Если такое происходит у нас, шанс 99%, что мы выберем человека, лучше вписывающегося по soft-навыкам", - говорит Полина Родина, руководитель по работе с персоналом "Сбермаркета". – Для эксперимента я посмотрела вакансии менеджеров проектов в трех крупных компаниях. 90 процентов из того, что ожидают в кандидатах - "софтовые" навыки".
 

Багаж познаний и его габариты

 
Разумеется, такой подход не отменяет элементарных требований к профессионализму кандидатов. Существует определенный набор хард-навыков, которые компании ожидают увидеть при подборе персонала.
Для менеджера это будет свой набор жестких компетенций, например, знание таблиц Excel, программ презентации, SQL, Trello, Mirо, Jira, A/B-тестов, не лишни и базовые умения программирования. У IT-шника свой перечень базовых хардов, у инженера – иной.
И все же на старте уровень владения этими навыками не столь важен. По мнению ритейл-эйчаров, их нетрудно дорастить в процессе работы.
 

Не столько "что", сколько "кто"


"С вопроса "кто" начинаются как проблемы, так и волшебство. Поэтому настолько важно нанимать правильных людей в компанию", - утверждает Полина Родина.

Директор по работе с персоналом "Ленты" Татьяна Юркевич солидарна с коллегой: "Hard skills несложно приобрести, изменить же внутренние установки всегда тяжелее. Поэтому первично мы принимаем по ценностям, видоизменив их под стратегию. Добавили скорость и целеустремленность - важно вовремя отвечать на вызовы действительности. На первый план вышли метанавыки —способности понимать себя, ставить цели, осознавать, идешь ли ты в их направлении. Значимо понимание собственных установок, мешающих достигать большего. И личная производительность". 
Также, уверена эксперт, важен уровень мышления: критического и системного. Привычка мыслить шаблонно и принимать комфортные решения — путь в никуда. Вот почему нужно развивать и прокачивать критическое мышление. Системное мышление помогает оценить, как ваши решения отражаются глобально. Понятно также, что без мотивации это вообще не работает — можно иметь очень умного человека с нужными навыками, но без его мотивированности ничего не получится.
"Если человек приходит с идеей того, что и как он будет делать — это уже многого стоит, - говорит директор по работе с талантами Вкусвилл Алена Кривенко. – Всегда полезны самостоятельность в принятии решений, смелость, желание найти решение (а не причину, чтобы не делать). Снова soft skills. Все больше ценится умение общаться внутри коллектива, корректно доводить мысль. И, конечно же, желание работать. Человек, выполняющий работу без желания, никогда не станет номинантом в категории и не займет лидирующую позицию. Мотивация и желание работать видны всем. По сути, это те же "софтовые" навыки". 

Ваш выход, "Софты"!

Критическое мышление, мотивация к достижению результатов, развитию цифровых знаний и мета-навыков, готовность брать ответственность и принимать самостоятельные решения – таковы первоочередные требования, выдвигаемые сейчас кандидатам.

"Мягкие" навыки очень важны. Развивайте их и совершенствуйте!" - призывают специалисты по кадрам ведущих ритейл-компаний.

Мир вокруг стремительно меняется, меняется и рынок труда. Строже становятся требования к персоналу, особенно среднему. Шлифовка гибких, широких компетенций – верный способ оставаться конкурентоспособным.

Материал по теме

За дорогими покупками идут мимо маркетплейсов

Материал по теме

В Data Insight оценили онлайн-рынок БАДов

Материал по теме

Товары OBI теперь доступны на Ozon

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

За дорогими покупками идут мимо маркетплейсов

Согласно данным опроса, проведенного порталом lenta.ru, 72% россиян предпочитают совершать крупные и значимые покупки на сайтах интернет-магазинов или брендов, а не на маркетплейсах.  Основными мотив...

В Data Insight оценили онлайн-рынок БАДов

Основной канал продажи БАДов в онлайн-торговле - это маркетплейсы, рассказал партнёр Data Insight Фёдор Вирин. По его оценке, в 2024 году крупные площадки продадут их чуть менее чем на 40 млрд рублей все вместе...

Товары OBI теперь доступны на Ozon

Покупатели маркетплейса теперь могут найти на онлайн-витрине до 26 тысяч товаров из OBI - крупной сети DIY-гипермаркетов. Все для обустройства квартиры, ремонта, декор, техника, новогодние ели и другие това...

Мегамаркет начал работать с продавцами путёвок

Мегамаркет, один из крупнейших российских маркетплейсов, объявил о запуске нового направления, посвященного путешествиям. Теперь пользователи платформы могут не только приобрести товары для дома и быта, но ...

Россияне вспоминают о забытых товарах в первые 10 минут после оформления заказа

Сервис доставки из магазинов и ресторанов Купер и исследовательская компания "Онин" выяснили, что 39% россиян забывают положить те или иные товары в корзину при покупках онлайн. Чаще всего это делает молоде...

Где найти инвестиции в развитие собственных команд разработки: опыт "Здравсити"

Современный темп развития онлайн-торговли невозможно выдержать без развития собственных кросс-функциональных команд разработки. В условиях интенсивного роста бизнеса затраты на аутсорс нецелесообразны. Компе...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.