Профессиональные навыки для работы в eСommerce и ритейле: шлифуем "мягкие" навыки

Игорь Бахарев
Профессиональные навыки легко нарастить в процессе, работодателю все важнее личные качества кандидата. Эту мысль неоднократно подчеркивали руководители по работе с кадрами лидирующих российских компаний на встрече со студентами, где модератором мероприятия выступил декан Факультета международного бизнеса МГИМО Владимир Шаповалов.

Представители трех крупных игроков российского рынка eGrocery — "Сбермаркета", "Ленты" и "Вкусвилл" — рассказали об особенностях этой сферы, трендах своих компаний и навыках, необходимых для работы в них.
Еще с середины ХХ века навыки делят на две крупные категории: soft ("гибкие") и hard ("жесткие").

"Жесткие" умения – это, по сути, набор технических компетенций и инструментов соискателя. Например, владение специальными компьютерными программами, знание языков, опыт работы, образование, знания из прочитанных книг и т.д. 

"Мягкие навыки" - дополнительные знания, умения и личные качества человека. Этот драгоценный сплав возникает не за один день – часть качеств свойственны нам с рождения, многое нарабатывается на протяжении жизни. В первую очередь сюда относятся ответственность, коммуникативность, стрессоустойчивость, творческий подход. Самообладание, честность, умение расставлять приоритеты и управлять своим временем, развитый эмоциональный интеллект, гибкая адаптируемость, привычка к самоанализу также входят в категорию важных софт-навыков.
 

Чаша весов

 
Изменения последних лет показывают: "мягкие" навыки при рассмотрении на должность выходят на первый план, вне зависимости от рынка.

К примеру, в "Сбермаркете" hard skills оценивается на одном из трех этапов собеседования. На всех остальных острое внимание уделяется "гибким" навыкам: на первом, HR-интервью, рекрутер узнает об опыте, знаниях, рабочих проектах соискателя, на третьем проводится топ-грейдинг с оценкой соответствия опыта и навыков относительно рассматриваемой вакансии.

Если кандидат № 1 имеет крутой опыт работы, отлично прошел техническое интервью, но испытывает проблемы с общением, а у кандидата № 2 чуть хуже результаты технического интервью, меньше опыт работы, но подходящие данные для командной работы – на ком остановит выбор работодатель?

"Если такое происходит у нас, шанс 99%, что мы выберем человека, лучше вписывающегося по soft-навыкам", - говорит Полина Родина, руководитель по работе с персоналом "Сбермаркета". – Для эксперимента я посмотрела вакансии менеджеров проектов в трех крупных компаниях. 90 процентов из того, что ожидают в кандидатах - "софтовые" навыки".
 

Багаж познаний и его габариты

 
Разумеется, такой подход не отменяет элементарных требований к профессионализму кандидатов. Существует определенный набор хард-навыков, которые компании ожидают увидеть при подборе персонала.
Для менеджера это будет свой набор жестких компетенций, например, знание таблиц Excel, программ презентации, SQL, Trello, Mirо, Jira, A/B-тестов, не лишни и базовые умения программирования. У IT-шника свой перечень базовых хардов, у инженера – иной.
И все же на старте уровень владения этими навыками не столь важен. По мнению ритейл-эйчаров, их нетрудно дорастить в процессе работы.
 

Не столько "что", сколько "кто"


"С вопроса "кто" начинаются как проблемы, так и волшебство. Поэтому настолько важно нанимать правильных людей в компанию", - утверждает Полина Родина.

Директор по работе с персоналом "Ленты" Татьяна Юркевич солидарна с коллегой: "Hard skills несложно приобрести, изменить же внутренние установки всегда тяжелее. Поэтому первично мы принимаем по ценностям, видоизменив их под стратегию. Добавили скорость и целеустремленность - важно вовремя отвечать на вызовы действительности. На первый план вышли метанавыки —способности понимать себя, ставить цели, осознавать, идешь ли ты в их направлении. Значимо понимание собственных установок, мешающих достигать большего. И личная производительность". 
Также, уверена эксперт, важен уровень мышления: критического и системного. Привычка мыслить шаблонно и принимать комфортные решения — путь в никуда. Вот почему нужно развивать и прокачивать критическое мышление. Системное мышление помогает оценить, как ваши решения отражаются глобально. Понятно также, что без мотивации это вообще не работает — можно иметь очень умного человека с нужными навыками, но без его мотивированности ничего не получится.
"Если человек приходит с идеей того, что и как он будет делать — это уже многого стоит, - говорит директор по работе с талантами Вкусвилл Алена Кривенко. – Всегда полезны самостоятельность в принятии решений, смелость, желание найти решение (а не причину, чтобы не делать). Снова soft skills. Все больше ценится умение общаться внутри коллектива, корректно доводить мысль. И, конечно же, желание работать. Человек, выполняющий работу без желания, никогда не станет номинантом в категории и не займет лидирующую позицию. Мотивация и желание работать видны всем. По сути, это те же "софтовые" навыки". 

Ваш выход, "Софты"!

Критическое мышление, мотивация к достижению результатов, развитию цифровых знаний и мета-навыков, готовность брать ответственность и принимать самостоятельные решения – таковы первоочередные требования, выдвигаемые сейчас кандидатам.

"Мягкие" навыки очень важны. Развивайте их и совершенствуйте!" - призывают специалисты по кадрам ведущих ритейл-компаний.

Мир вокруг стремительно меняется, меняется и рынок труда. Строже становятся требования к персоналу, особенно среднему. Шлифовка гибких, широких компетенций – верный способ оставаться конкурентоспособным.

Материал по теме

Сеть re:Store поменяла концепцию и дизайн

Материал по теме

OZON, Авито, Делимобиль, Naumen и другие компании обсудят управление знаниями и обучением на конференции KNOW&LEARN DAY

Материал по теме

До завершения приема заявок на всероссийский конкурс "Рейтинг Рунета-2023" осталось 2 дня

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Salesforce: как будут проходить сезон распродаж по всему миру

Праздничные онлайн-продажи в мировой розничной торговле в 2023 году составят $1,19 трлн, говорится в прогнозе аналитиков Salesforce. Это всего на 4% больше, чем годом ранее. В США рост будет и того меньше, ...

eBay представил алгоритм для автогенерации объявлений

Площадка eBay представила в своем приложении инновационный инструмент, который позволяет создавать описания товаров на основе всего одного фото. Этот алгоритм способен автоматически формулировать заголовок ...

Суд обязал ВсеИнструменты.ру следить за своими остатками

Московский городской суд признал незаконными два пункта договора публичной оферты на сайте интернет-магазина ООО "ВсеИнструменты.ру". В первом из них (речь идёт о пункте 2.5 оферты), продавец в одн...

Сеть re:Store поменяла концепцию и дизайн

Российская сеть re:Store (бывший официальный дилер Apple) внесла значительные изменения в стратегию развития своей компании. Новая стратегия включает в себя расширение ассортимента товаров, изменение бренд-...

Анастасия Моргунова ("Моё дело"): Как рост маркетплейсов меняет рынок труда

Экспансия крупных маркетплейсов в российских регионах изменила рынок труда в стране. Число селлеров на маркетплейсах растет, при этом заметно увеличивается и количество продавцов, работающих на нескольких...

OZON, Авито, Делимобиль, Naumen и другие компании обсудят управление знаниями и обучением на конференции KNOW&LEARN DAY

В Москве 28 сентября пройдет конференция KNOW&LEARN DAY, посвященная работе с корпоративными знаниями. Участники обсудят опыт команд Авито, Ozon, Уралсиба, Делимобиля и других по созданию баз знаний в клиен...