"Жалобная книга" для eCommerce прошла первое чтение

Игорь Бахарев

Госдума приняла в первом чтении законопроект о поправках в ФЗ "О защите прав потребителей" и ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника". Суть поправок в том, что досудебное регулирование споров между потребителями и предприятиями, предоставляющими товары и услуги, будет осуществляться в интернете.

В первую очередь это касается онлайн-торговли и онлайн-сервисов. Досудебное урегулирование позволит сократить издержки потребителей, государства и бизнеса. Законопроект вводит понятие "онлайн-сервис урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей" - электронный сервис портала "Госуслуги". На портале потребители, продавцы и третьи лица - специалисты, эксперты, медиаторы - смогут урегулировать неограниченный круг споров.

Предъявлять претензии можно будет как к российским продавцам и интернет-сервисам, так и зарубежным. Согласно проекту, иностранных юрлиц будет представлять на онлайн-платформе организации, уполномоченные производителем на принятие претензий на территории России.

Законопроект фиксирует, что работа платформы будет бесплатной как для продавцов и исполнителей, так и для покупателей. К рассмотрению спора могут привлекаться эксперты и независимые специалисты. В результате переговоров стороны могут прийти к взаимовыгодному соглашению – исполнить выдвинутые потребителем требования или найти альтернативный вариант по согласованию с потребителем.

Например, говорится в пояснительной записке, вместо устранения недостатков товара стороны могут договориться о возврате товара и возмещении его стоимости с предоставлением потребителю скидки на будущие покупки.

Некоторые депутаты не согласны с тем, что законопроект запрещает урегулирование споров в другом формате, если оно уже начато в интернете, требование электронной подписи, которая может быть не у всех. Кроме того, в документе не прописано распределение расходов на процедуру онлайн-медиации. Однако все эти вопросы должны быть решены во втором чтении.

Позиции рынка и законодателей

Замминистра юстиции Андрей Логинов: поводом для внесения законодательной инициативы стали многочисленные жалобы потребителей. Сейчас у них нет возможности урегулировать споры в досудебном порядке с продавцом или изготовителем некачественных товаров в формате онлайн. Он указал на беспрецедентный рост количества претензий и споров в связи с получением услуг или товаров в формате онлайн. Законодательная новелла в первую очередь направлена на урегулирование таких споров.

Глава НАДТ Александр Иванов: работа с претензиями к онлайн-магазинам в России и так ведется довольно успешно, поэтому каких-либо особых ожиданий от работы подобной площадки у него нет. Впрочем, пока что не понятно, как государство будет принуждать рынок пользоваться этим механизмом. Доля претензий по отношениям к количеству покупок составляет меньше одной десятитысячной процента, поэтому тема не актуальна. Увы, зачастую чиновники торопятся регулировать то, что в регулировании не нуждается вообще.Опыт современного российского рынка показал:  лучше всего механизм урегулирования споров работает на тех площадках, которые сами  решили эту проблему взаимоотношений с клиенатами.

Вице-президент Ассоциации компаний интернет-торговли Лия Левинбук: Сейчас у компаний есть много инструментов для того, чтобы принять претензии покупателей, а также решить их проблемы. Но это не ограждает добросовестных участников рынка от злоупотребления правом в потребительских спорах (мошенничество). Пока в законе досудебное урегулирование споров через платформу госуслуг выглядит больше, как определенная возможность или рекомендация для потребителя. Мы считаем, что механизм действительно будет работать, если эта процедура станет обязательной для обеих сторон, при условии, что продавец будет вносить такой пункт в свой договор оферты, а покупатель с ним согласится. В таком случае, новый инструмент решения конфликтов на Госуслугах значительно упрощает и ускоряет сам процесс разрешения споров и для потребителей: все проблемы решаются в «одном окне» без длительного ожидания, и для ритейла в части злоупотребления правом в потребительских спорах.

Иван Кургузов (РАЭК, "Оборот"): В текущей версии это дублирование обычных переговоров магазина и покупателя, бесплатных и не обязывающих, но в более формальном виде. Но я думаю, что во втором чтении внесут какие-нибудь поправки, увеличивающие нагрузку на магазин и, при этом, сохраняющие для потребителя при не подходящем ему результате переговоров решении обратиться в суд.

Тимофей Шиколенков ("Два Сэнсэя"): Идея, как всегда, отличная. Зачем потребителям писать бумажные письма с претензиями, когда можно это сделать электронно? Основная проблема, с которой мы будем сталкиваться - это (на мой взгляд бессмысленная) попытка разделить онлайн и оффлайн продавцов. На мой взгляд удобно было бы предъявлять электронную претензию к любому продавцу/производителю, вне зависимости от того, использовалась ли Сеть в процессе покупки или нет. Зачастую это одна и та же организация, просто разный способ взаимодействия. 

Вторая проблема - это кому предъявлять претензию. В законе написано, что покупатель должен быть извещён об этом. Но по факту с этим будут возникать проблемы. До сих пор люди не понимают, что такое маркетплейсы и как они работают. И в чём они отличаются от агрегаторов. 

Учитывая достаточно общий характер документа, чтобы всё это полноценно заработало, потребуется еще много времени, сил, средств как на дополнение самого документа, так и на разработку, тестирование и внедрение самого инструмента. В то, что финансирование на это не потребуется вовсе - верится с трудом.

И последнее. Я думаю, что поскольку в законе чётко сказано, что поставщик/продавец/производитель должен сам в своём договоре заявить о возможности использования такой механики, то большинство продавцов (от греха подальше) о такой возможности заявлять не будет.

Материал по теме

Законопроект об онлайн-торговле вызвал споры в правительстве

Материал по теме

Госдума рассматривает законопроект о досудебной блокировке табачных сайтов

Материал по теме

Правительство России предложило доработать законопроект о маркетплейсах

Подписаться на новости

Смотрите также

current-theme

Ноябрьские распродажи: россияне готовы потратить 22 тысячи рублей

current-theme

Форум-выставка CX FINTECH DAY: Технологии лидеров, меняющие мир взаимодействия с клиентом

current-theme

Ритейлеры дали прогнозы на День Холостяка и Чёрную Пятницу

current-theme

Рост числа продавцов на маркетплейсах замедлился до 17%: обзор рынка онлайн-торговли в 2024 году

current-theme

Дарксторы в жилых домах под угрозой запрета

current-theme

Онлайн-торговля продолжает давить на офлайн в преддверии распродаж

current-theme

Электроточилки и умные подушки: Мегамаркет выяснил, какие необычные товары покупают россияне

current-theme

Новые способы оплаты как драйвер роста продаж: аналитика

current-theme

Lamoda персонализировала главную страницу

current-theme

Продавцы маркетплейсов пожаловались на навязывание акций

current-theme

Как eСommerce-бренды могут выделиться на фоне конкуренции: стратегии для успеха в 2024-2025 году

current-theme

Инфраструктура не успевает за бизнесом: ключевые вызовы eСommerce в России

Актуальное сейчас

Ноябрьские распродажи: россияне готовы потратить 22 тысячи рублей

Согласно исследованию Авито Рекламы и Авито Товаров, проведенному среди 10 000 россиян, средний россиянин планирует потратить на ноябрьские распродажи 22 тысячи рублей. При этом, молодые люди в возрасте от ...

Форум-выставка CX FINTECH DAY: Технологии лидеров, меняющие мир взаимодействия с клиентом

3 декабря 2024 года на Красном Октябре состоится уникальное событие - форум-выставка CX FINTECH DAY. Мероприятие посвящено самым актуальным темам в области клиентского опыта в финансовых технологиях.  ...

Ритейлеры дали прогнозы на День Холостяка и Чёрную Пятницу

В преддверии Дня холостяка (11.11) и Чёрной пятницы аналитики ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney) совместно с крупными ритейлерами проанализировали тенденции последни...

Рост числа продавцов на маркетплейсах замедлился до 17%: обзор рынка онлайн-торговли в 2024 году

Рост числа предпринимателей, продающих товары на онлайн-площадках, замедлился до 17% за последний год. К такому выводу пришли аналитики сервиса «Точка Маркетплейсы», проанализировав базу селлеров за январь-с...

Дарксторы в жилых домах под угрозой запрета

Государственная Дума выступила с инициативой запретить размещение дарксторов в жилых домах. Законопроект направлен в Минстрой. Депутаты обосновывают свою позицию постоянным шумом, нарушением санитарных норм...

Онлайн-торговля продолжает давить на офлайн в преддверии распродаж

Российский рынок недвижимости демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению активности в офлайн-сегменте. По данным Focus Technologies, в конце октября посещаемость торговых центров сократилась на 4% год к ...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.