Планируем по взрослому: что учесть онлайн-ритейлеру при планировании маршрутов

Игорь Бахарев

Доставка не просто должна быть экономически выгодной, она должна и соответствовать клиентским ожиданиям - так 71% покупателей выбирают того или иного продавца именно по качеству доставки. Чтобы снизить логистические издержки и повысить эффективность доставки необходимо управлять специальными параметрами, которые влияют на планирование маршрутов. О том, как параметры планирования маршрутов влияют на метрики эффективности доставки рассказывает Данил Шелехов, руководитель логистической платформы Яндекс.Маршрутизация. 

Свежее исследование рынка электронной коммерции от Data Insight показало, что 65% доставок в 2020 году пришлось на собственные курьерские службы интернет-магазинов. Это значит, что больше половины владельцев всех компаний из eСommerce-сегмента так или иначе столкнулось с вопросами планирования маршрутов для собственных курьеров. 

Когда параметры планирования маршрутов вступают в игру?

На первых этапах, когда объемы заказов еще достаточно небольшие, планирование маршрутов может ограничиваться поиском оптимального пути между несколькими точками на карте. Как правило, заказы доставляют один-два курьера, а строить маршруты можно бесплатно в Яндекс.Картах - система может автоматически оптимизировать маршруты до 50 адресов. 

Но когда бизнес вырастает, планирование маршрутов усложняется. Появляются другие детали и нюансы, поэтому приходится учитывать не только последовательность посещения точек, но еще и множество различных параметров. Вот сигналы того, что планирование маршрутов требует более пристального внимания:

  • Курьеров становится больше пяти;

  • Заказ “обретает” физические габариты и вес, которые нужно учесть при его размещении в машине, где уже лежит 10-15 заказов;

  • Неоплаченный заказ может ехать только с курьером у которого есть платежный терминал, а замороженная еда - только в машине с холодильником и т.д.

С каждым новым параметром, который приходится учитывать, сложность задачи возрастает. Однако, увеличиваются и возможности для оптимизации и повышения “управляемости” доставки. Мы проанализировали то, с какими параметрами планирования наиболее часто встречаются интернет-магазины и то, как они влияют на конечный результат. 

Интервалы доставки

Представим, что вы хотите сделать заказ в интернет-магазине. Компания А говорит вам, что для получения заказа надо быть дома с 8 утра до 6 вечера, а компания В предлагает вам выбрать один из двухчасовых интервалов, когда вы будете дома. Например, с 8 до 10 утра или с 4 до 6 вечера, а, значит, курьера не придется ждать весь день. Поэтому очевидно, что с точки зрения клиентского опыта, преимущества на стороне компании В с ее узкими интервалами. Но не все так просто. 

С точки зрения стоимости доставки преимущества у компании А. Обещая клиентам узкие временные интервалы, будьте готовы к тому, что на один адрес, вероятно, придется ездить несколько раз - один клиент может выбрать утренний интервал, а другой, живущий в этом же доме - вечерний. Это увеличивает общий пробег машин и время выполнения маршрутов. 

Для примера возьмем интернет-магазин со 150 заказами в день. В случае широкого временного интервала с доставкой в течение всего дня, ритейлеру потребуется пять машин, а при двухчасовых - уже семь. Стоимость одного дня работы коммерческого транспорта варьируется от 3 до 6 тысяч рублей, а, значит, что обещание клиентам узких интервалов, как минимум, увеличит стоимость всей логистики примерно на 10 тысяч рублей в день.

Чтобы сделать правильный выбор, стоит изучить конкурентов по отрасли и понять, какую доставку предлагают они. Мы рекомендуем ориентироваться на них и на общие ожидания рынка, чтобы решить, что ваша компания пообещает клиентам. Возможно, лучше начать со среднего уровня сервиса, а после отладки всех процессов, запустить новые интервалы доставки. 

Время обслуживания одного клиента при доставке

Когда вы разобрались с интервалом доставки, возникает не менее важный вопрос о лимитах производительности курьеров - сколько в среднем заказов должно быть на одном маршруте. Этот показатель напрямую зависит от типа бизнеса - от того, что вы продаете и сколько времени вам нужно провести у одного клиента для передачи заказа. 

Время, которое курьер проводит у клиента, в логистике называется сервисным временем. Сервисное время обычно состоит из двух частей - время на адрес (парковка и выезд) и время на заказ (сдача-прием заказа). От этого параметра напрямую зависит количество точек, которые курьер успеет посетить за день. На базе задач, которые решают наши клиенты, мы проанализировали среднее сервисное время для того или иного типа бизнеса и то, как меняется количество точек на маршруте:

  1. Доставка малогабаритных товаров для которых курьеру достаточно передать заказ человеку в руки. Отраслевой стандарт, к которому нужно стремиться: 5-7 минут на одного клиента. С учетом этого один курьер может доставить от 20 до 35 заказов. 

  2. Доставка малогабаритных товаров, которые требуют больше времени на месте (например, примерка привезенной одежды или проверка работоспособности техники). Отраслевой стандарт, к которому нужно стремиться: до 20 минут на одного клиента. При таком показателе количество клиентов в день должно составить 18-25 человек. 

  3. Доставка крупногабаритных товаров, которые требуют подъема в квартиру. Отраслевой стандарт, к которому нужно стремиться: 30-40 минут для одного курьера. При таком показателе количество клиентов в день должно составить 8-15 клиентов. 

  4. Доставка товаров оптом. В этом случае нет точных значений по количеству точек, ведь чаще всего время зависит от количества единиц продукции. Общее время можно посчитать для каждого клиента исходя из объема поставки и времени на одну единицу продукции (коробку/паллету). 

Работа водителей и транспорта

Планирование маршрутов зависит и от ресурсов: как людей, так и транспорта. Например, машина может успеть заехать к еще одному клиенту, однако заказ уже не входит в нее из-за своих габаритов. Облегчить ситуацию может открытие второй смены, когда одна из машин возвращается на склад, где повторно загружается для очередного выезда.

Сама по себе необходимость возврата на склад водителем может также влиять на количество обслуживаемых клиентов, так как это дополнительный участок маршрута, который водителю нужно выполнить. Особенно это заметно если склад находится не в самом городе, где расположено большинство адресов доставки, а за его пределами. 

Система приоритетов для бизнеса

Важно определить, что именно нужно оптимизировать. Есть определенная проблема в том, как верно сформулировать целевую функцию, ведь планирование маршрутов - это задача с множеством критериев, в которой можно минимизировать опоздания, количество транспорта, общий пробег и неравномерность распределения маршрутов между водителями.

Часто сложно сформулировать, что лучше - проехать один лишний километр или опоздать на пять минут. Но именно от этого решения зависит то, какие итоговые метрики стоимости доставки вы получите. 

Например, жесткие требования к соблюдению временных интервалов могут привести к увеличению необходимого количества машин. При том, что допущение незначительных нарушений в пределах 5-7 минут может сократить логистические затраты. 

В любом случае, плюс от наличия систем автоматического планирования в том, что вы в любой момент можете посмотреть, как изменятся метрики при изменении того или иного параметра модели. 

Какие метрики отслеживать при работе с этими параметрами?

Существуют метрики, по которым оценивается эффективность логистики. Причем, подход к ним меняется в зависимости от стратегических задач бизнеса - для кого-то эффективностью будет отсутствие опозданий, а кто-то будет смотреть на количество использованных машин и считать основным показателем результативности экономию. 

Среди основных метрик: количество машин и маршрутов, километраж и время выполнения доставки. Отдельно можно оценивать эффективность использования транспорта - например, время простоя или процент загрузки каждого транспортного средства. Управляя параметрами планирования маршрутов вы сможете напрямую влиять на логистические метрики, стоимость и качество доставки.

Материал по теме

Доставка на маркетплейсы в 2024 году

Материал по теме

Почта России кратно увеличила объём услуг для рынка eСommerce в логистических центрах

Материал по теме

Правила хорошего тона: тонкости общения курьеров с клиентами

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

Tinkoff Pay: доля покупок с помощью альтернативных способов оплаты вырастет вдвое к 2025 году

Доля покупок с помощью альтернативных способов оплаты к 2025 году увеличится вдвое, до 19%. Такую оценку даёт руководитель продукта Tinkoff Pay Никита Буклиш. По его словам, если говорить про онлайн-продажи...

Ozon ужесточил санкции для "непопулярных" товаров

Ozon обновил алгоритм автоматической архивации так называемых "непопулярных" товаров. Изменения направлены на ускорение поиска и повышение его релевантности для покупателей. Период проверки товаров н...

Яндекс Маркет за месяц открыл для своих продавцов 20 новых транзитных направлений

Яндекс Маркет с начала марта запустил 20 новых прямых транзитных направлений для своих продавцов из Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Самары и Санкт-Петербурга. Теперь о...

Номерные знаки для курьеров: Москва тестирует новую систему контроля

В Москве набирает обороты инициатива по внедрению номерных знаков на велосипедах курьеров интренет-магазинов и сервисов. По словам руководителя проектов новой мобильности Департамента транспорта и развития ...

Порог для кроссбордера: на пороге снижения

С 1 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза товаров для личного пользования должен вернуться к 200 евро. Действовавший до сегодняшнего дня  лимит в 1000 евро был установлен временно в связи с санкционными ог...

Самые быстрорастущие ниши на маркетплейсах: аналитика

Модульбанк проанализировал, какие ниши быстрее всего растут на российских маркетплейсах. Среди самых активных категорий оказались одежда, обувь и аксессуары. Также активно растет спрос на электронику, что по мн...

Согласие на обработку персональных данных

×

Физическое лицо, оставляя заявку на веб-сайте e-pepper.ru через форму «Обсудим ваш проект» и форму подписки на e-mail рассылку, действуя свободно, своей волей и в своем интересе, а также подтверждая свою дееспособность, предоставляет свое согласие на обработку персональных данных (далее — Согласие) Обществу с ограниченной ответственностью «АЭРОКОМ» (ООО «АЭРОКОМ») (ИНН 9705136776, info@aeroidea.ru, +7(495)120-12-38, +7 968 900-23-45), которому принадлежит веб-сайт https://e-pepper.ru и которое зарегистрировано по адресу 111024, г. Москва, вн.тер.г.муниципальный округ Лефортово, ул. Авиамоторная, д.50, стр.2, этаж 2, помещ.XI, комната 25, офис А79, на обработку своих персональных данных со следующими условиями:

  1. Данное Согласие дается на обработку персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
  2. Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных: персональные данные, не относящиеся к специальной категории персональных данных или к биометрическим персональным данным: адрес электронной почты (e-mail); имя; сведения о месте работы; номер мобильного телефона.
  3. Цель обработки персональных данных: обсуждение возможного проекта.
  4. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия: сбор; запись; систематизация; накопление; хранение; уточнение (обновление, изменение); извлечение; использование; передача (предоставление, доступ); блокирование; удаление; уничтожение.
  5. Третьи лица, обрабатывающие персональные данные по поручению ООО "Аэроком” для указанной в согласии цели:
    • АО "АМОЦРМ", 21205, г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Можайский, Тер Сколково Инновационного Центра, б-р Большой, д. 42 стр. 1
    • ООО "Яндекс", 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16
  6. Персональные данные обрабатываются в течение 30 дней с момента отказа в дальнейшем обсуждении проекта или с момента принятия решения о заключении договора на проект в соответствии с ч. 4 ст. 21 152-ФЗ, смотря что произойдет раньше.
  7. Согласие может быть отозвано вами или вашим представителем путем направления ООО "Аэроком” письменного заявления или электронного заявления, подписанного согласно законодательству Российской Федерации в области электронной подписи, по адресу, указанному в начале Согласия.
  8. В случае отзыва вами или вашим представителем Согласия ООО "Аэроком” вправе продолжить обработку персональных данных без него при наличии оснований, указанных в пунктах 2 — 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.
  9. Настоящее согласие действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п. 6 и п. 7 Согласия.