Меню

Планируем по взрослому: что учесть онлайн-ритейлеру при планировании маршрутов

Игорь Бахарев

Доставка не просто должна быть экономически выгодной, она должна и соответствовать клиентским ожиданиям - так 71% покупателей выбирают того или иного продавца именно по качеству доставки. Чтобы снизить логистические издержки и повысить эффективность доставки необходимо управлять специальными параметрами, которые влияют на планирование маршрутов. О том, как параметры планирования маршрутов влияют на метрики эффективности доставки рассказывает Данил Шелехов, руководитель логистической платформы Яндекс.Маршрутизация. 

Свежее исследование рынка электронной коммерции от Data Insight показало, что 65% доставок в 2020 году пришлось на собственные курьерские службы интернет-магазинов. Это значит, что больше половины владельцев всех компаний из eСommerce-сегмента так или иначе столкнулось с вопросами планирования маршрутов для собственных курьеров. 

Когда параметры планирования маршрутов вступают в игру?

На первых этапах, когда объемы заказов еще достаточно небольшие, планирование маршрутов может ограничиваться поиском оптимального пути между несколькими точками на карте. Как правило, заказы доставляют один-два курьера, а строить маршруты можно бесплатно в Яндекс.Картах - система может автоматически оптимизировать маршруты до 50 адресов. 

Но когда бизнес вырастает, планирование маршрутов усложняется. Появляются другие детали и нюансы, поэтому приходится учитывать не только последовательность посещения точек, но еще и множество различных параметров. Вот сигналы того, что планирование маршрутов требует более пристального внимания:

  • Курьеров становится больше пяти;

  • Заказ “обретает” физические габариты и вес, которые нужно учесть при его размещении в машине, где уже лежит 10-15 заказов;

  • Неоплаченный заказ может ехать только с курьером у которого есть платежный терминал, а замороженная еда - только в машине с холодильником и т.д.

С каждым новым параметром, который приходится учитывать, сложность задачи возрастает. Однако, увеличиваются и возможности для оптимизации и повышения “управляемости” доставки. Мы проанализировали то, с какими параметрами планирования наиболее часто встречаются интернет-магазины и то, как они влияют на конечный результат. 

Интервалы доставки

Представим, что вы хотите сделать заказ в интернет-магазине. Компания А говорит вам, что для получения заказа надо быть дома с 8 утра до 6 вечера, а компания В предлагает вам выбрать один из двухчасовых интервалов, когда вы будете дома. Например, с 8 до 10 утра или с 4 до 6 вечера, а, значит, курьера не придется ждать весь день. Поэтому очевидно, что с точки зрения клиентского опыта, преимущества на стороне компании В с ее узкими интервалами. Но не все так просто. 

С точки зрения стоимости доставки преимущества у компании А. Обещая клиентам узкие временные интервалы, будьте готовы к тому, что на один адрес, вероятно, придется ездить несколько раз - один клиент может выбрать утренний интервал, а другой, живущий в этом же доме - вечерний. Это увеличивает общий пробег машин и время выполнения маршрутов. 

Для примера возьмем интернет-магазин со 150 заказами в день. В случае широкого временного интервала с доставкой в течение всего дня, ритейлеру потребуется пять машин, а при двухчасовых - уже семь. Стоимость одного дня работы коммерческого транспорта варьируется от 3 до 6 тысяч рублей, а, значит, что обещание клиентам узких интервалов, как минимум, увеличит стоимость всей логистики примерно на 10 тысяч рублей в день.

Чтобы сделать правильный выбор, стоит изучить конкурентов по отрасли и понять, какую доставку предлагают они. Мы рекомендуем ориентироваться на них и на общие ожидания рынка, чтобы решить, что ваша компания пообещает клиентам. Возможно, лучше начать со среднего уровня сервиса, а после отладки всех процессов, запустить новые интервалы доставки. 

Время обслуживания одного клиента при доставке

Когда вы разобрались с интервалом доставки, возникает не менее важный вопрос о лимитах производительности курьеров - сколько в среднем заказов должно быть на одном маршруте. Этот показатель напрямую зависит от типа бизнеса - от того, что вы продаете и сколько времени вам нужно провести у одного клиента для передачи заказа. 

Время, которое курьер проводит у клиента, в логистике называется сервисным временем. Сервисное время обычно состоит из двух частей - время на адрес (парковка и выезд) и время на заказ (сдача-прием заказа). От этого параметра напрямую зависит количество точек, которые курьер успеет посетить за день. На базе задач, которые решают наши клиенты, мы проанализировали среднее сервисное время для того или иного типа бизнеса и то, как меняется количество точек на маршруте:

  1. Доставка малогабаритных товаров для которых курьеру достаточно передать заказ человеку в руки. Отраслевой стандарт, к которому нужно стремиться: 5-7 минут на одного клиента. С учетом этого один курьер может доставить от 20 до 35 заказов. 

  2. Доставка малогабаритных товаров, которые требуют больше времени на месте (например, примерка привезенной одежды или проверка работоспособности техники). Отраслевой стандарт, к которому нужно стремиться: до 20 минут на одного клиента. При таком показателе количество клиентов в день должно составить 18-25 человек. 

  3. Доставка крупногабаритных товаров, которые требуют подъема в квартиру. Отраслевой стандарт, к которому нужно стремиться: 30-40 минут для одного курьера. При таком показателе количество клиентов в день должно составить 8-15 клиентов. 

  4. Доставка товаров оптом. В этом случае нет точных значений по количеству точек, ведь чаще всего время зависит от количества единиц продукции. Общее время можно посчитать для каждого клиента исходя из объема поставки и времени на одну единицу продукции (коробку/паллету). 

Работа водителей и транспорта

Планирование маршрутов зависит и от ресурсов: как людей, так и транспорта. Например, машина может успеть заехать к еще одному клиенту, однако заказ уже не входит в нее из-за своих габаритов. Облегчить ситуацию может открытие второй смены, когда одна из машин возвращается на склад, где повторно загружается для очередного выезда.

Сама по себе необходимость возврата на склад водителем может также влиять на количество обслуживаемых клиентов, так как это дополнительный участок маршрута, который водителю нужно выполнить. Особенно это заметно если склад находится не в самом городе, где расположено большинство адресов доставки, а за его пределами. 

Система приоритетов для бизнеса

Важно определить, что именно нужно оптимизировать. Есть определенная проблема в том, как верно сформулировать целевую функцию, ведь планирование маршрутов - это задача с множеством критериев, в которой можно минимизировать опоздания, количество транспорта, общий пробег и неравномерность распределения маршрутов между водителями.

Часто сложно сформулировать, что лучше - проехать один лишний километр или опоздать на пять минут. Но именно от этого решения зависит то, какие итоговые метрики стоимости доставки вы получите. 

Например, жесткие требования к соблюдению временных интервалов могут привести к увеличению необходимого количества машин. При том, что допущение незначительных нарушений в пределах 5-7 минут может сократить логистические затраты. 

В любом случае, плюс от наличия систем автоматического планирования в том, что вы в любой момент можете посмотреть, как изменятся метрики при изменении того или иного параметра модели. 

Какие метрики отслеживать при работе с этими параметрами?

Существуют метрики, по которым оценивается эффективность логистики. Причем, подход к ним меняется в зависимости от стратегических задач бизнеса - для кого-то эффективностью будет отсутствие опозданий, а кто-то будет смотреть на количество использованных машин и считать основным показателем результативности экономию. 

Среди основных метрик: количество машин и маршрутов, километраж и время выполнения доставки. Отдельно можно оценивать эффективность использования транспорта - например, время простоя или процент загрузки каждого транспортного средства. Управляя параметрами планирования маршрутов вы сможете напрямую влиять на логистические метрики, стоимость и качество доставки.

Материал по теме

"Почта России" открывает drop-off пункты для eCommerce

Материал по теме

Как оптимизировать доставку в онлайн-ритейле: кейс "Онлайн Трейд" и Veeroute

Материал по теме

eCommerce модернизирует складские мощности

Подписаться на новости

Актуальное сейчас

"Магнит" внедряет "умное зеркало" для продажи косметики

"Магнит" начал внедрение технологии E-Visage, позволяющей тестировать декоративную косметику в режиме дополненной реальности. Первое "умное зеркало", с помощью которого можно "примерить" макияж, появилось в...

Обсудим, куда движется eСommerce вместе с DataInsight, Яндекс.Маркет, Goods.ru и “Ашманов и партнеры”

Аналитики Data Insight прогнозируют двукратный рост российского рынка e-commerce в ближайшие три года. Этот рынок отличается от того, каким мы знали его в предыдущие 3-5 лет. Аудитория стала более многоликой...

Русская рыбная компания углубляется в D2C

"Русская рыбная компания" откроет собственную розничную сеть под названием "Находка". В течение девяти месяцев, пока формат будут тестировать, в Москве запустят 12 магазинов новой сети. Также заработает рас...

"Яндекс.Роверы" доехали до Хамовников

Автономные роботы-курьеры "Яндекс.Роверы" начали работать в московском районе Хамовники. Они доставляют продукты из магазинов и заказы из местных ресторанов в жилые дома и бизнес-центры района. Первы...

"Лучшие из лучших" по версии Data Insight: результаты премии E-Commerce Index 2020

Аналитическая компания Data Insight на закрытой онлайн-вечеринке огласила результаты рейтинга E-Commerce Index TOP-100. На ней традиционно награждают лучших из лучших в отрасли.  Номинация "Лидер роста: ст...

Онлайн-продажи в сети "Дочки-Сыночки" выросли более чем в 2 раза

Продажи в онлайн-сегменте сети "Дочки-Сыночки" показали двукратный рост за 2020 год. Если на старте пандемии основной витриной для заказов был сайт, сегодня на пике популярности - мобильное приложение, где ...